Роль планирования в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Уже многие компании оценили важность целенаправленного развития и стали выделять на это средства и время. Почти каждая более-менее крупная компания имеет специалистов, ответственных за инвестиционный и финансовый анализ, перспективное развитие. Специалисты этого профиля, как правило, входят в состав отдельных групп, имеющих «выход» на уровень руководства. Причины, обусловившие такое внимание к этой области, — рост конкуренции и ее ужесточение, падение нормы прибыли, стремление руководства организаций к стабильности и снижению риска.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая12.docx

— 98.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ижевский Государственный Технический Университет

Имени М.Т.Калашникова»

Кафедра: «Экономика и управление»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Роль планирования в управлении предприятием»

Дисциплина: «ЭиУПП»

 

 

 

 

 

        Автор работы:____________________ Сметанина Е.Д., гр. 8-74-1

                      (подпись, дата)

       Руководитель работы:_______________________ Лебедева А.А.

                                               (подпись, дата)

Оценка ____________

 

Ижевск 2014

Оглавление

 

 

Введение

Уже многие компании оценили важность целенаправленного развития и стали выделять на это средства и время. Почти каждая более-менее крупная компания имеет специалистов, ответственных за инвестиционный и финансовый анализ, перспективное развитие. Специалисты этого профиля, как правило, входят в состав отдельных  групп, имеющих «выход» на уровень руководства. Причины, обусловившие такое внимание к этой области, — рост конкуренции и ее ужесточение, падение нормы прибыли, стремление руководства организаций к стабильности и снижению риска. Руководители видят решение возникающих проблем в повышении эффективности управления, использовании современных (или, по крайней мере, относительно новых) технологий и подходов, автоматизации отдельных управленческих функций. Одной из современных технологий в области управления организацией является бизнес-планирование. Нельзя говорить о том, что бизнес-планирование посвящено только созданию конечного продукта под названием «бизнес-план». Несомненно, его методы находят применение при решении задач, возникающих в ходе этого процесса. Однако, методы бизнес-планирования используются для разрешения более широкого круга проблем. Это проблемы, как правило, связанные с долгосрочным планированием: освоение новых сфер производственной или коммерческой деятельности, слияние с другими фирмами или их приобретение, разработка долгосрочных программ развития. Бизнес-планирование лучше всего характеризуется термином «анализ управленческих решений». Именно задача принятия решений (или выбора способов действий) является главной для всех подобных исследований. В связи с этим, хочется привести уже ставший, по-видимому, классической в книгах по управлению цитату из “Мастера и Маргариты”: ”для того чтобы управлять нужно как-никак иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок”. Без взгляда в перспективу невозможно иметь представление о том, что нужно делать и принимать правильные решения. Однако составление бизнес-плана (в сочетании с принятием соответствующих решений на всех этапах его составления), который был бы одновременно реальным и экономически выгодным, является задачей далеко не из легких.  
1 Предприятие как объект планирования.

 

1.1  Роль и место планирования в управлении предприятием

К числу основных целей обращения к процедурам бизнес-планирования следует отнести:

  1. Создание стратегии развития компании.
  2. Определение тенденций развития предприятия (или подразделения).
  3. Совершенствование какого-либо процесса/изделия.
  4. Моделирование бизнес-процессов.

Такое выделение направлений несколько отличается от целей использования одного из «продуктов» процесса — бизнес-плана (в основном — получение/привлечение внешних/внутренних ресурсов). Такое различие обусловлено тем, что процесс бизнес-планирования может не приводить к созданию бизнес-плана как такового. Таким образом, бизнес-планирование следует понимать несколько более широко чем «чистое планирование». Что такое управление предприятием, то среди основных управленческих функций (планирование, организация, мотивация, контроль; плюс связывающие функции коммуникации и принятия решений) можно выделить три основных, являющихся сутью бизнес-планирования: собственно планирование + принятие решений + коммуникации (на стадиях реализации плана к ним необходимо добавить еще функцию контроля). В связи с этим особое значение для руководителей и специалистов приобретает умение правильно пользоваться мощным инструментом анализа и принятия решений — «технологией» бизнес-планирования.

Многие фирмы, и не только крупного бизнеса, регулярно выполняют экономические расчеты на будущее. Развитие экономических отношений и рост экономического потенциала стран усиливает роль внутрифирменного планирования. Корпоративная и государственная собственность определяют необходимость единой статистической отчетности в мире, планирования с учётом выплаты дивидендов и минимального уровня эффективности. Кроме того, выполнение межфирменных соглашений и государственных заказов обусловливает организационные требования к фирме вообще и к планированию в частности. Работа по договорам требует стабилизации хозяйственной деятельности, надежности и взаимосвязи перспективной и текущей деятельности фирмы, согласованной со множеством партнеров по бизнесу, различными субподрядчиками, а также ориентации на выбранный сегмент рынка, что требует хорошего знания маркетинга. Эти факторы во многом определяют современную организацию внутрифирменного планирования. 

К особенностям современной практики планирования в условиях рынка относятся:

    • дифференциация функций планирования;
    • повышение сложности плана;
    • учёт требований маркетинга;
    • значительный объем элементов перераспределения ресурсов.

Критерием эффективности внутрифирменного планирования выступает степень использования плана в реальной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учётом постоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях её деятельности. 

Всё большую популярность в зарубежных фирмах приобретает контроллинг - планирование, которое характеризуется отношением к будущему. Контроллинг позволяет посредством экономических категорий анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность фирмы по достижению поставленных целей, выделять и учитывать интересы сторон. Специалист по контроллингу является по существу ”футурологом от экономики”. Он выполняет роль экономического советника руководства фирмы ”широкого профиля”: рассчитывает экономические показатели и планы, а также активно воздействует на различные службы, подсказывая менеджерам, как избежать трудностей, стремясь к максимальной выгоде.

В сложном положении находится теория и практика планирования в нашей стране. Накопленный в прошлом опыт оказался в принципе неприемлемым в новых экономических условиях. При решении рыночных задач потребуется время для его обновления. И если принципы планирования в корне меняются, то методологический потенциал меняется менее существенно. К сожалению, в настоящее время многие российские предприятия предпочитают вовсе не составлять планы, так как в условиях нестабильности и несопоставимости данных трудно достичь точности расчетов, тем более на длительную перспективу. Кроме того, ощущается недостаток специалистов, знакомых с теорией рынка и имеющих практический опыт плановой работы в новых условиях.

1.2  Объекты и предмет планирования на предприятии

Процесс планирования деятельности предприятия имеет много составляющих: производство и реализация продукции, ее себестоимость, обеспеченность трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами, финансовые результаты работы, финансовое состояние предприятия, его инвестиционная деятельность. Именно это и формирует объект планирования деятельности предприятия.

 

1.3   Процесс планирования в организации. 

Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если этого требуют обстоятельства.

Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды организации. Определяет главные компоненты организационной среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

Второй этап. Фирма устанавливает желаемые направления и ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления целей предшествует анализу среды.

Третий этап. Стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяет разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

Четвертый этап. Производятся выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.

Пятый этап. Подготавливается окончательный стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап. Среднесрочное планирование. Готовятся среднесрочные планы и программы.

Седьмой этап. На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования фирма разрабатывает годичные оперативные планы и проекты.

Восьмой и девятый этапы, не являясь стадиями непосредственного процесса планирования, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать:

    • что организации удалось сделать, реализуя свои планы;
    • каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.

В целом процесс планирования представляет собою замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переработке плана) связью.

1.4 Методы и средства планирования.

Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе.

Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Естественно, что универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешно применяться на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых могут быть построены системы управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм). Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят: 

Нормативный метод.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. 

Нормативный метод планирования заключается в установлении для определенного отрезка времени фиксированной системы норм.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объёмный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Расчётно-аналитический метод.

Сущность расчётно-аналитического метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планирования широко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, на основе анализа их динамики и связей. 

Расчётно-аналитический метод широко применяется при планировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений от прибыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видам использования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияние факторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

Балансовый метод.

Сущность балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путём построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, прежде всего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды - фонд накопления, фонд потребления и др. Фонд накопления - это денежные средства, направляемые на производственное развитие предприятия и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами, т.е. на создание нового имущества предприятия. Фонд потребления - это средства нераспределенной прибыли, направляемые на материальное поощрение работников коллектива и иные аналогичные мероприятия, не приводящих к образованию имущества предприятия.

Информация о работе Роль планирования в управлении предприятием