Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Это повышает важность разработки грамотной экономической политики. Таким образом, актуальность данной темы становится очевидна.
Целью работы является изучение организации разработки государственной экономической политики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Экономическая политика………………………………………5
1.1. Принципы и цели……………….…………………………………….5
1.2. Необходимость государственного регулирования экономики……7
1.3. Типология экономической политики государства………………..10

Глава 2. Виды инструментов экономической политики…………......12
2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная)…………………….12
2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная)………………………20

Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики………………………………………………..24
3.1. Разработка государственной экономической политики………….27
3.2. Инструменты регулирования экономики АПК .........…………….29
3.3. Вступление РФ в ВТО как элемент экономической политики………………………………………………………………….32

Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

мой (готово) исправленный.docx

— 596.74 Кб (Скачать файл)

Министерство Сельского  Хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Московский Государственный Агроинженерный

Университет им. В. П. Горячкина

 

 

Кафедра экономической теории

 

Курсовая работа

«Инструменты государственной экономической политики»

 

 

 

                                                                            Выполнила : !!!!!!!!!!!!!!!!

                                                                                           Группа 11 Э-ЭК

                                                                            Проверила : Тулупникова В. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

 

Глава 1. Экономическая политика………………………………………5

1.1. Принципы и цели……………….…………………………………….5

1.2. Необходимость государственного регулирования экономики……7

1.3. Типология экономической политики государства………………..10

 

Глава 2. Виды инструментов экономической политики…………......12

2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная)…………………….12

2.2. Денежно-кредитная политика (монетарная)………………………20

 

Глава 3. Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики………………………………………………..24

3.1. Разработка государственной экономической политики………….27

3.2. Инструменты регулирования экономики АПК .........…………….29

3.3. Вступление РФ в ВТО как элемент экономической политики………………………………………………………………….32

 

Заключение………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………...35

 

Приложение……………………………………………………………...36

 

 

 

Введение

Экономическая политика –  это разрабатываемая государством стратегия поведения всех властных структур, направленная на достижение поставленных перед ними социально-экономических целей. Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей. Главной целью экономической политики любого государства является достижение благосостояния населения страны, рост его доходов и потребления.

Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих  тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив  развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства.

Во всех экономических  системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика.

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой  преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.

 

Экономика стран мира развивается  циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Это повышает важность разработки грамотной экономической политики. Таким образом, актуальность данной темы становится очевидна.

Целью работы является изучение организации разработки государственной  экономической политики.

Какие я ставлю основные задачи данной курсовой работы? Во-первых, изучить основные компоненты государственной экономической политики, ее виды и инструменты. Во-вторых, рассмотреть виды инструментов экономической политики. И в-третьих, определить роль прогнозов в разработке экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая политика.

    1. Принципы и цели.

Экономическая политика - это  система мероприятий государства  по регулированию всех секторов национального  хозяйства. В обществе существует несколько  субъектов экономической политики.

Значимое место в формировании экономической политики отводится  субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает  также каждая личность (в роли потребителя  и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической  политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

  • экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления;
  • эффект экономической политики выше в том случае, когда она увязана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления;
  • экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

Для выработки экономической политики особое значение имеет выбор цели и соответствующей ей инструментов. К целям экономической политики предъявляются определенные требования. Во-первых, должны ставиться только те цели, реализацию которых не может  обеспечить рынок. Во-вторых, цель должна быть количественно измерима, что  даст возможность контролировать ее выполнение. В процессе реализации основных целей общество вынуждено  решать множество разных задач, которые  образуют иерархическую соподчиненность – «пирамиду целей» (рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

    1. Необходимость государственного регулирования экономики.

Вмешательство государства в экономические  процессы имеет длительную историю. Сущность этого вмешательства, его  необходимость, смена величины влияния  зависит от уровня развития экономики  ряда других факторов. Государство  во все времена в той или  иной мере вмешивается в экономические  процессы, однако степень этого вмешательства  в различные периоды не одинакова.

Дальнейшее развитие рыночного  государства на определенном этапе  порождает новые явления в  экономике : цикличность производства, высокий уровень ее монополизации  и интернационализации, большие  социальные и экономические требования к результатам производства. Это  в значительной мере ограничивает регулирующие возможности самого рыночного механизма, так как :

  • рыночный механизм в этих условиях самостоятельно не может противостоять таким негативным явлениям макроэкономического уровня как затяжной спад производства, высокий уровень долговременной инфляции, чрезмерный уровень безработицы;
  • рыночный механизм не может самостоятельно обеспечивать удовлетворения всех общегосударственных потребностей, поскольку он реагирует лишь на те из них, которые проявляются через платежеспособный спрос;
  • рыночный механизм не может самостоятельно ликвидировать или минимизировать такие побочные негативные эффекты, как поляризация населения по уровню доходов, неравномерное развитие отдельных регионов.

Эти негативные явления могут  быть компенсированы лишь через специальный  государственный механизм. Таким  образом, экономика любой страны требует регулирования экономических  процессов и координации действий хозяйствующих субъектов, именно для  этого необходим хозяйственный  механизм макроэкономического уровня.

Степень активности государства  диктуется объективными обстоятельствами, однако нельзя допускать чрезмерного  вмешательства государства в  функционирование рынка, так как  это приводит к снижению эффективности  экономики. Роль рынка заключается  в том, что он дает информацию каждому  производителю посредством цены (цена, затраты, прибыль, что и сколько  производить).

Успешные действия рыночного  механизма возможны при условии  свободной конкуренции, когда количество продавцов и покупателей довольно большое, никто не может повлиять на цену. Между ними не возможен сговор сотрудничества, товары достаточно простые  и однородные, продаются в больших  количествах. А покупатели обладают свободной надежной информацией  о рыночной конъюнктуре, ценах, обеспечивает вступление новых предприятий в  отрасли, отсутствуют монополии, олигополии.

Механизм свободной конкуренции  действовал до ХХ века. В новых условиях рыночный механизм дает сбои. Возникают, так называемые, провалы рынка, когда  ценовой механизм не работает. Это  объясняется тем, что существуют различного рода монополии, которые  деформируют рыночный механизм.

Джон Гелбрейт писал : «Наша система – это сложная система рыночной мотивации, государственной регламентации и политической демократии. Это современное государство, заботящееся о социальных нуждах, в котором власти активно вмешиваются в экономические процессы для смягчения и стабилизации их последствий». [2] Государство должно меньше действовать там, где хорошо действует рынок, и активно действовать там, где нельзя положиться на него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Типология экономической политики государства.

Под экономическим порядком Вальтер Ойкен, немецкий экономист, понимал рамочные условия рыночного хозяйства, т.е. совокупность институций, представляющих свод данных, необходимых для того, чтобы хозяйствующие субъекты могли принимать решения и совершать те или иные действия.

В состав институтов экономического порядка входят также предпринимательские  союзы и профсоюзы, которые вырабатывают правила и предписания.

Систематизируя историческую практику, В. Ойкен предлагает следующую типологию экономических политик: политика централизованного управления экономикой; политика «среднего пути»; политика конкурентного порядка и точечная политика.

Что касается планово-централизованного управления экономикой, то, согласно Ойкену, неизбежность его распада сомнений не вызывала. Интерес представляют сами формы отмирания подобного порядка. Проблемным, по его мнению, станет вопрос о власти. Ведь в централизованном хозяйстве слой руководителей состоит из неконтролируемой группировки, которая решительно проводит свой собственный интерес, свою волю. Общественный интерес просто не может быть реализован в командной экономике.

Политика "среднего пути" предполагает ту или иную степень государственного вмешательства в рыночную экономику, нахождение компромисса между рынком и плановым хозяйством. Сюда относятся государственные вмешательства с распределительными целями, политика "полной занятости", конъюнктурное регулирование.

При конкурентном порядке рамочные условия, создаваемые государством, способствуют максимальному развитию конкуренции. Задачей текущей экономической политики является разработка путей его компенсации; ограничение или недопущений тенденций к концентрации экономической власти (процессов монополизации) и тех форм рынка, которые ведут к нанесению экологического ущерба.

Точечная (или пунктирная) экономическая политика включает политико-правовые действия, ориентированные на решение отдельных проблем, на защиту интересов конкретных сфер. Оборотной стороной здесь может стать нарушение комплексности, целостности экономического подхода. В этом смысле политика доходов, направленная на поддержку отдельных сфер или слоев, может вызвать перекосы в совокупном платежеспособном спросе и денежные расстройства.

В широком смысле, государственное регулирование - это распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство. Но здесь в игру вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, степень рациональности ожиданий у публики и доверия к действиям правительства.

Рассматривая экономические  системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.

Веру в то, что правовая и административная экономическая  политика может достичь желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же время, оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку.

 

Глава 2. Виды инструментов экономической политики.

2.1. Налогово-бюджетная политика (фискальная).

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство не инфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг.

Информация о работе Роль прогнозирования в разработке государственной экономической политики