Роль руководителя в условиях экономического кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 12:07, реферат

Краткое описание

Появление в России значительного числа предприятий, находящихся в состоянии кризиса, обусловливает необходимость активизации системы антикризисного управления, заключающейся в одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности предприятий, а также повышении предсказуемости их функционирования. Поскольку поведение предприятия в условиях кризиса обладает существенной спецификой, то роль руководителя отличается от традиционного.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономическая безопасность. Реферат (1).doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

Международный институт экономики менеджмента

и информационных систем

Кафедра международной экономики, математических методов

и бизнес-информатики

 

 

Экономическая безопасность предприятия.

Роль руководителя в условиях экономического кризиса.

реферат по дисциплине

 «Экономическая безопасность»

 

Выполнил студент

2 курса 214 группы

Еремин Д.Д.

__________________

(подпись)

Проверил ст.п. Безугляк О.С.

___________________

(подпись)

Оценка:_____________

Дата:________________

 

 

 

 

 

Барнаул 2013 г.



 
Введение.

Появление в России значительного числа предприятий, находящихся в состоянии кризиса, обусловливает необходимость активизации системы антикризисного управления, заключающейся в одновременном преодолении хаотичности внутреннего состояния и внешней деятельности предприятий, а также повышении предсказуемости их функционирования. Поскольку поведение предприятия в условиях кризиса обладает существенной спецификой, то роль руководителя отличается от традиционного.

В связи с этим, возникает необходимость проанализировать влияние экономического кризиса на предприятие, методы устранения последствий и роль главы компании в обеспечении борьбы с последствиями. 

Финансовый кризис заставляет всех руководителей независимо от формы собственности предприятия полностью пересмотреть свою финансово-экономическую политику. Это необходимо для того, чтобы сократить непроизводительные затраты, повысить финансовую устойчивость бизнеса, эффективность вложений и менеджмента и наиболее полно реализовать свои конкурентные преимущества.

Цель исследования заключается в определении целей и задач руководителя предприятия для обеспечения устойчивого функционирования фирмы в условиях экономического кризиса.

Осуществление поставленной цели потребовало решения следующих основных задач:

    • исследовать понятие «экономическая безопасность предприятия»;
    • исследовать виды воздействий экономического кризиса на предприятие, определить основные источники финансовых угроз;
    • сформировать стратегию и тактику преодоления трудностей, вызванных экономическим кризисом;
    • определить роль руководителя в обеспечении мер по преодолению кризисных условий;

Объект исследования — экономическая безопасность предприятия в условиях экономического кризиса.

Предметом исследования является роль руководителя в создании условий для преодоления сложностей, вызванных кризисом.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованной литературы.

 

 

Глава 1. Экономическая безопасность предприятия в условиях экономического кризиса.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается сохранение и эффективное использование имеющегося капитала, стабильность роста, высокое качество управления, постоянное обновление технологий и информационной базы[1, с.11].

Экономическая безопасность предприятия – это обеспечение наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и создания условий стабильного функционирования основных ее элементов[1, с.17].

Обеспечение экономической безопасности предприятия создает условия для максимально эффективного и стабильного функционирования предприятия, использования ресурсов и потенциала, роста и развития фирмы.

Каждый день предприятие подвергается угрозам и опасностям с совершенно разных сторон. Это могут быть опасности и угрозы, связанные с работой персонала (промышленный шпионаж, халатность сотрудников, несоблюдение установленных режимов, "человеческий фактор",  порча имущества и пр.), связанные с финансово-экономическим сектором (инфляция, дефолт, падение рынков, снижение стоимости ценных бумаг предприятия, увеличение налогов и пр.), угрозы сохранности информации (сторонний взлом информационных систем, разглашение коммерческой тайны и пр.) и так далее.

Службы, обеспечивающие экономическую безопасность предприятия, должны своевременно предпринимать полный спектр всех мер по нейтрализации угроз и опасностей: перекрыть каналы утечки информации; тщательно проверять как сотрудников предприятия, так и желающих устроиться на работу; отслеживать макро- и микроэкономическую ситуацию; следить за тем, чтобы техника технологии, используемые на предприятии, отвечали современным стандартам качества и надежности и прочие меры.

Экономический кризис (от греч. krisis — поворотный пункт) — резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге — в снижении жизненного уровня, благосостояния населения[1, с.53].

Экономический кризис – всегда испытание для предприятия. Падает спрос, дорожают кредиты, нестабильная валюта – все это разом обрушивается на каждое предприятие страны и не каждое из них преодолевает, в итоге, трудности. На успех влияют многие факторы: финансовая непоколебимость, высоко е качество исполнения приказов среди подчиненных, подогрев интереса к своему продукту среди потребителей и пр.

Рассмотрим несколько основных последствий воздействия кризиса на предприятие:

Снижение спроса. Новости расходятся быстро. Стоит одному эксперту из банка упомянуть о возможности кризиса, как люди начинают искать способ сохранить средства, обезопасить их или приумножить в кратчайшие сроки, чтобы хватило на "черный день". Поэтому люди начинают экономить - отказывают себе в удовольствиях, жестко соблюдают план расходов на месяц или, даже, полгода, покупают только самое необходимое и пр. Отсюда снижается потребление товаров и, как следствие, снижается прибыль предприятия. Однако, мы помним, что предприятие имеет издержки при производстве. Доход снижается, издержки растут - точка безубыточности поднимается все выше. Это значит, что предприятию, в условиях кризиса, жизненно необходимо увеличить доход. Однако есть понимание, что увеличить доход за счет увеличения цены продукта невозможно, т.к. известно, что люди и так находятся в условиях предельной экономии. Проблема первая - падение спроса.

Увеличение издержек. Каждое предприятие имеет издержки. Они бывают фиксированными и переменными. Некоторые расходы растут по причине взаимодействия с другими предприятиями. Пусть предприятие А производит металлопрокат. Руду и примеси А закупает у предприятия  В.  Значит, А является потребителем В. Раннее было рассмотрено, что доходы А снижаются из-за того, что люди перестают покупать в тех же объемах, как прежде. Значит А станет меньше покупать у В. И вот предприятие В оказывается в том же положении, что и А - падает спрос на его продукцию. И В вынужден поднимать цены на руду, примеси и пр. чтобы восстановить упущенное. Вполне возможно, что В начнет экспортировать свой продукт, т.к. в других странах экономическая ситуация стабильнее и производители готовы будут покупать импортные ресурсы. Тогда предприятие А будет конкурировать с иностранными производителями за право купить руду. Примером такой ситуации является ситуация с бензином в России. Поставлять нефтепродукты за границу выгоднее, чем реализовывать их в стране. Поэтому гражданам страны с колоссальными запасами нефти и газа приходится покупать бензин по той же цене, по какой его покупают в других странах. А т.к. топливо является одним из пунктов расходов на предприятии, издержки предприятия растут. Мы помним, что предприятие нуждается не только в ресурсах и топливе, но и станках, помещениях, энергии, работниках и так далее. И многое из этого растет в цене, т.к. перекупается у других предприятий

Еще один вид издержек связан с увеличением ставки рефинансирования. Кризис 2008-2009 годов поднял ставку с 10% до 12,5%. Это значит, что кредиты в банках стали стоить дороже. Многие предприятия обращаются в банки за кредитами на развитие, восстановление и пр. Особенно, в условиях кризиса, когда необходимы средства для поддержки стабильности[6].

Однако, многие предприятия переживают экономические кризисы и продолжают функционировать. Стоит отметить, что кризис - это не только каскад финансовых неудач и угроз экономической безопасности, но и возможности. У лидеров отрасли обычно больше возможностей, чтобы просто переждать финансовый шторм. Однако отказ выплачивать проценты, сбои в цепочках поставок, утрата доверия кредиторов или инвесторов могут быстро опрокинуть даже самых сильных, а это откроет двери новым игрокам и изменит расстановку сил в отрасли. После кризисов 1994г. в Мексике и 1997г. в Южной Корее, списки десяти ведущих компаний в этих странах изменялись в два раза чаще, чем обычно. При этом резко возросла консолидация во многих отраслях[7].

Подводя итог, отметим, что в период экономического кризиса предприятие сталкивается с проблемой поступления доходов, увеличения издержек и удорожанием денежных средств - основным инструментом решения подобных проблем.

 

Глава 2. Роль руководителя предприятия в условиях экономического кризиса.

Существует три направления, по которым необходимо проработать стратегию и тактику развития в условиях кризиса – увеличение доходов, сокращение издержек, привлечение дополнительных средств.

Потребители. В главе I кратко было рассмотрено поведение потребителя в условиях кризиса. Стремление покупать меньше и по меньшей цене, предпочтение более сильных игроков рынка (т.к. внушают больше уверенности в стабильности) и прочее.

Одной из мер, позволяющей предприятию не потерять, а может и прибавить клиентов, является индивидуальный подход. Сегодня мы все чаще получаем поздравления с днем рождения от банков или операторов сотовой связи; получаем гибкую систему скидок на товары или услуги от магазинов или сервисных служб; рестораны запоминают наши заказы и, при следующем посещении, предлагают, в первую очередь, любимое блюдо; мы можем персонально заказывать в магазинах запчастей деталь и специально для клиента ее привезут и многое другое[2, с 67-79].

Соответственно, если руководитель будет лично проявлять интерес к своим клиентам (в рамках большого  предприятия, можно говорить о крупных клиентах), учитывать их интересы, пожелания и, что еще важнее, возможности в сложившейся ситуации, то предприятие получит преданных и благодарных потребителей.

Также, определенный эффект приносят специальные акции, и конкурсы, организуемые предприятием («Приведи друга», «1+1=3», «Весь январь -20%»). В условиях кризиса, люди особенно концентрируются на выгоде от каждой сделки. Они стараются максимизировать пользу от покупки. Предложение дополнительных бонусов позволит продавцу создать ощущение дополнительной выгоды от сделки. Здесь задача руководителя не велика, но зачастую, она не всегда выполняется – согласие и готовность идти на такие меры. Акции требуют определенных затрат и случается так, что руководитель отказывается финансировать подобные мероприятия, мотивируя это отсутствием средств. Здесь очень важно, чтобы руководитель рассматривал финансирование акций как инвестирование в развитие клиентской базы.

Очень важной задачей для любого предприятия является сокращение издержек. 

Весьма эффективная мера в данном направлении – непрерывный мониторинг спроса. Своевременное выявление наиболее популярного продукта позволит производителю определить приоритетное направление производства. Тогда предприятие сможет производить больше товара, который популярен и, в то же время, сократить объемы производства продуктов, теряющих спрос. Это позволит производителю максимально эффективно использовать производственные мощности и ресурсы[4, с 105-106].

Здесь от руководителя потребуется умение организовать и контролировать работу отслеживающих и анализирующих служб.

Кроме того, руководитель должен быть готов к сокращению штата. Вероятнее всего, объемы производства снизятся. Как следствие, необходимо будет уменьшить число сотрудников производства и управления. Задача руководителя заключается в объективной оценке каждого сотрудника и отбора для дальнейшей работы. Задача оставить максимально продуктивных работников. Кроме того, руководитель должен озвучить персоналу критерии отбора. Это послужит стимулом для работников показывать высокие результаты, что благоприятно отразится на общей работе предприятия.

Выше было упомянуто о том, что в период кризиса ситуация на рынке нестабильна и очень часто в лидеры отрасли выбиваются новые игроки. Руководитель предприятия должен отслеживать положение своих поставщиков и их конкурентов в отрасли – рано или поздно, кто-то предложит более выгодные условия. Тогда, руководитель должен успеть провести плодотворные переговоры и заключить новые сделки на поставки и/или услуги. Это поможет сократить издержки.

Технический и технологический прогресс не стоит на месте. Задача руководителя и всей команды вовремя обнаружить проект, обладающий потенциалом в данной отрасли. Когда пара студентов технологического университета собирает инновационный аппарат, она еще не готова к продуманной коммерциализации проекта. Поэтому у предприятия есть шанс приобрести и внедрить в производство новшество по сдельной цене (если покупка стоит того). Словом, пока идея лишь воплощается в жизнь, есть возможность приобрести ее по низкой цене[5, с 206].

Нельзя не упомянуть о работе в разных направлениях. Англо-Голландская компания “P&G” производит широкий спектр товаров от стирального порошка до шоколадок. Падение спроса в одном из секторов повлияет на прибыль компании, но не доведет ее до банкротства.

 До 2000-го года «Coca-cola company» производила свои напитки для азиатских рынков в отдельных странах (партию для Китая производили в Китае, а партию для Вьетнама производили в самом Вьетнаме и т.д.). Где-то партия обходилась дорого из-за высоких цен на тару, где-то рабочая сила стоила дороже, чем в соседних странах. В 2000-м году компания решила организовать одно большое производство на всю Азию. Были выкуплены активы заводов по розливу напитков, алюминиевых заводов, кофейных компаний и т.д. Так, собрав полноценное производство из разных уголков региона по низким ценам, компания сохранила объемы продаж, но существенно снизила издержки. Задача руководителя – организовать и грамотно реструктурировать производство.

Информация о работе Роль руководителя в условиях экономического кризиса