Роль человека в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 12:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом,

Вложенные файлы: 1 файл

12302 Роль человека в современной экономике .doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы заключается  в том, что одним из важнейших  элементов антропогенной среды  жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и  возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются  реальные условия для прогресса  социума, для прогресса человечества как активного сектора природы  вообще. Именно здесь в осязаемом, материально-предметном виде реализуется  духовная составляющая человека. Ведь само производство, сама экономика  – это соединение материализованных  ранее и непосредственно реализуемых  научных знаний, опыта и умения людей.

В этом аспекте, прежде всего, нужно обратить внимание на общеэкономические закономерности развития места человека в экономике  в целом.

Как отмечалось в предыдущем разделе, долгое время  воззрения по этому поводу строились  на базе упрощенной формулы “бытие определяет сознание”, хоть и родоначальники ее вовсе не стояли на столь категоричных позициях.

Целью данной работы является изучение роли человека в современной экономике.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- изучить роль человека  в современной экономике

- определить место человека в современной экономической системе

- охарактеризовать роль  человека в экономике развитых  стран

Предмет работы - роль человека в современной экономике.

 

1.1 Роль человека в современной экономике

 

Одним из важнейших элементов антропогенной среды жизнедеятельности человека, устоев здания цивилизации, является экономика. Как бы мы ни уважали, признавали и возвышали духовную сторону цивилизации, нельзя, не впадая в пустую идеализацию, отрывать ее от материальной базы, от экономики, от производства. Именно здесь создаются реальные условия для прогресса социума, для прогресса человечества как активного сектора природы вообще. Именно здесь в осязаемом, материально-предметном виде реализуется духовная составляющая человека. Ведь само производство, сама экономика – это соединение материализованных ранее и непосредственно реализуемых научных знаний, опыта и умения людей.

В этом аспекте, прежде всего, нужно обратить внимание на общеэкономические закономерности развития места человека в экономике в целом.

Как отмечалось в предыдущем разделе, долгое время воззрения по этому поводу строились на базе упрощенной формулы “бытие определяет сознание”, хоть и родоначальники ее вовсе не стояли на столь категоричных позициях.

Так, например, К. Маркс при рассмотрении политэкономических воззрений Годскина отмечает: “По мнению ¼ Годскина ¼ накопление представляет собой не что иное, как накопление производительной силы общественного труда, так что накопление мастерства и знаний (научной силы) самих рабочих является основным накоплением и несравненно важнее, чем идущее рука об руку с ним и лишь отражающее его накопление наличных объективных условий этой накопляемой деятельности, которые постоянно вновь производятся и вновь потребляются и накопляются только номинально”, и далее: «Что, по Годскину, действительно “накопляется”, но не как мертвая масса, а как нечто живое, это – искусство рабочего, степень развития труда. Правда (чего Годскин не отмечает, так как ему важно было, в противовес грубому пониманию политикоэкономов, сделать ударение на субъекте, так сказать на субъективном в субъекте, в противоположность вещи), имеющаяся в каждый данный момент ступень развития производительной силы труда, служащая отправным пунктом, существует не только в виде навыков и способностей рабочего, но вместе с тем и в тех предметных органах, которые этот труд создал себе и ежедневно возобновляет. Это и есть подлинное pruis [4] , образующее исходный пункт, и это является результатом определенного хода развития» [89, 276 ].

Детальным образом К. Марксом была проведена оценка тенденций движения органического строения капитала – соотношения стоимости применяемых средств производства (постоянный капитал – C) и стоимости рабочей силы (переменный капитал – V). Каждый предприниматель определенным образом стремится, опередив конкурентов, получить прибавочную стоимость за счет роста производительности труда на своем предприятии. Это побуждает его внедрять новые машины и технологии, что, при прочих равных условиях, должно вести к росту органического строения капитала, то есть опережающей стоимости средств производства. Особенно быстро органическое строение капитала росло в период индустриализации. Этот процесс продолжался и на более поздней стадии машинного производства, когда старая техника заменялась новой, более производительной, но, как правило, и более дорогостоящей. Однако рост технической вооруженности неизбежно опирается на труд, более сложный по своей квалификации и уровню образовательно-профессиональной подготовки работников. Новая техника требует и новых работников, умеющих ее использовать. Но со стороны высококвалифицированных кадров предъявляются повышенные требования к плате за труд. При этом стоимость рабочей силы повышается, что также оказывает непосредственное влияние на снижение органического строения капитала.

В результате развертывание научно-технической революции привело к возникновению четкой тенденции в данном направлении: все большая часть стоимости (цены) создаваемого продукта выплачивается работнику в виде заработной платы. В развитых западных странах ее доля достигает 80–85% от стоимости вновь создаваемого продукта. В системе экономических координат рыночной экономики это само по себе свидетельствует о преобладающей роли человеческого фактора по отношению к материальной базе производства.

Здесь, кстати, следует сказать о том, что К. Маркс разрабатывал свои положения по поводу органического строения капитала в период индустриализации, когда четко прослеживались тенденции его снижения, экстраполировал эти тенденции, сделав при этом ряд выводов, в частности, о растущем вытеснении работников с производства, об абсолютном и относительном обнищании пролетариата.

Однако жизнь пошла несколько в ином направлении. Причем, во многом благодаря общественно-политическим движениям, возникшим под влиянием марксистских выводов.

С иных, более прагматических позиций, подробно и, на наш взгляд, объективно рассматривает вопрос о месте человека в современном экономическом пространстве, делая это на основе холистического подхода [17,c. 164]. Заметим, что слово “холистический” означает упор на органическую либо функциональную связь между целым и составляющим его частями – в данном случае между биологическими, психологическими и социальными аспектами личности и личностью в целом. Человеческое общество будучи ядром экономической деятельности, получает информацию как из своего внутреннего, так и внешнего мира. Внутренний мир находит свое выражение во всех видах умственной деятельности. Внешний же мир складывается из опыта и наследия прошлого плюс современный опыт и окружающая среда (рисунок 1). В принципе это относится и к отдельному индивиду.

1.2 Индивидуальные психофизиологические качества человека

Взаимодействие индивидуальных психофизиологических качеств человека с его повседневным опытом (к которому мы относим и его образовательно-профессиональный потенциал) и вообще с окружающей средой (посредством которой опыт детерминирован) вызывают многогранную реакцию человека в виде стремления к самовыражению, реализующегося как в работе, так и в других видах деятельности.

Именно на этот момент мы обращаем внимание, поскольку человеку сейчас уже мало знать и уметь, важнейшим становится момент самовыражения.

             

вход в систему

             
                                           
       

Наследственность

   

Повседневный опыт

       
       

Врожденные качества человека

   

Окружающая среда

       
                                           
               

Стремления

               
                                           
   

Материалистические стремления

Идеалистические стремления

   
   

Познавательные стремления

Творческие стремления

   
   

Эмоциональные стремления

Мотивационные стремления

   
   

Социальные стремления

Физические стремления

   
                                           
           

Отклик на воздействия 
(работа и другие виды деятельности)

         
                                           
             

выход  из  системы

             

 

Рисунок 1 - Система связей взаимодействия человека со средой

Существенным моментом для понимания данной схемы является замечание Флекснера о том, что в данном случае термин “стремление” используется не для обозначения скрытого или латентного состояния человеческой психики, а для описания причин генезиса деятельностного отклика на внешнее воздействие. В системе принятых в отечественной (советской и российской) литературе терминов мы можем назвать данное “стремление” как одну из личностных потребностей, реализовать и удовлетворить которую (для нормального человека и в нормальной среде) можно только деятельностным образом.

Следует отметить, что в контексте своего анализа с позиций места человека в экономической среде Флекснер связывает необходимость реализации “стремлений” с поддержанием системы “затраты–выпуск”, что справедливо с позиций теории “человеческого капитала”, где накапливаемые знания и опыт оцениваются по финансовым затратам на эти цели, а их реализация – по конечным экономическим (включая повышенный доход за счет высокой квалификации) результатам. Эти результаты в системе рынка и с позиций рынка должны постоянно и в нарастающем соотношении превышать затраты.

Уже и данный аспект рассмотрения проблемы места человека в экономике говорит о неизбежности действительно активной роли его личностных качеств в поддержании и в развитии как экономической среды, так и самого индивида.

Сразу же отметим, что здесь одновременно просматриваются ограничивающие личность условия, факторы экономической, рыночной ее “несвободы”.

Но даже ограничиваясь позицией рассмотрения места человека в рыночной среде с точки зрения экономических критериев, всю совокупность внутренних и внешних связей личности и экономики следует оценивать гораздо шире, чем в режиме стоимостных, финансовых показателей.

Будучи поневоле “транслятором” рыночных отношений, подвергаясь детерминации со стороны рынка, подстраиваясь под него, совокупность потребностей человека стала и исходным, и конечным мотивом производства, что привело к превращению человека, личности в действительно “системообразующий фактор экономики” и здесь уже действует цепная реакция: развитая экономика создает материальные условия роста образования, культуры – развития личности. Но развитие личности сопровождается ускоренным ростом и возвышением ее потребностей. При этом и характер, и структура потребностей претерпевают значительную трансформацию. Простые потребности сменяются сложными (возвышенными), биологические – социальными (общественными), в том числе и потребностями в образовании. В ряду последних также происходит рост их высшей формы – потребностей в самореализации, самоутверждении, самоактуализации.

Это обстоятельство отмечает и ряд западных исследователей. Так, А. Маслоу в своей теории мотивации, рассматривая иерархию потребностей, выделяет потребности в самореализации, самосовершенствовании, развитии своих способностей в качестве потребностей высшего уровня. Это ведет ко все большему развитию значимости такого фактора, как возможность самореализации за счет свободно избираемого вида и формы деятельности (занятости).

Таким образом, объективная обусловленность процесса возвышения потребностей, подкрепленная экономическими условиями бытия, придающая ему необратимость, способствует не только историческому процессу превращения человека в творца и самого себя, и своей экономической среды, но и возвращению его из состояния объекта воздействия различных обстоятельств этой среды в состояние субъекта этих обстоятельств. Но опять-таки здесь следует учитывать возможную степень свободы личности, степень свободы личностного выбора, напрямую связанных с личностными обязанностями и ответственностью перед собой, перед обществом, перед природой.

При этом имеются в виду вполне конкретные их проявления, опосредованные экономикой. Так, чрезмерно централизованная экономика, подавляя индивидуальные мотивы активной деятельности, уже сама в себе содержала причины деградации, приведшие к застою и стагнации. В свою очередь, застой в экономике, производстве, технологиях обусловил ориентацию на средний, а не на высший уровень профессиональной деятельности, на постепенное свертывание творческой активности, на все большее превращение работников в исполнителей. Данная причинно-следственная связь приводит к тому, что и производство в своей массе не имело стимулов к востребованию все более новых и новейших технологий и методов своей организации, а усредненный работник не имел стимулов (а часто и способностей) к их созданию и внедрению. В итоге произошло падение престижности профессионального образования, особенно высших его форм.

В этом аспекте рыночная экономика оказывается более прогрессивной, активно влияющей на развитие активности личности, ибо в противном случае человек, работник заранее обречен на неуспех по всем видам, формам и методам деятельности, поскольку рыночная экономика в своей основе несет необходимость постоянного развития: любое отставание субъекта хозяйствования в конкурентной борьбе на любом участке немедленно ведет к его экономическому вырождению.

Чтобы выдержать конкуренцию среди других товаропроизводителей в условиях насыщения рынка товарами и услугами, необходимо, прежде всего, непрерывное обновление их ассортимента, улучшение качества, снижение себестоимости. А это в настоящее время может быть обеспечено, главным образом, на основе научно-технического обновления производства, максимального использования всего его потенциала, что, в свою очередь, может быть осуществлено лишь работниками с творческой постановкой мышления, активными методами деятельности, работниками, опережающими конкурентов.

Информация о работе Роль человека в современной экономике