Российская экономика в годы первой мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 17:53, реферат

Краткое описание

Этот период характеризуется следующими основными тенденциями:
быстрый прогресс науки и техники и использование достижений научно-технического прогресса в производстве. На этой основе окончательно утверждается крупное машинное производство;
развиваются важнейшие организационно-экономические процессы, в частности концентрация и централизация капитала и производства.

Вложенные файлы: 1 файл

история экономики(готово).doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный технический университет»

(ВолгГТУ)

Факультет экономики и управления

Кафедра «Мировая экономика и экономическая теория»

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ»

 

Тема 7. Российская экономика в годы первой мировой войны

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 

Студент группы ЭУЗ -183с

Гуларян А.А.

(№ зачетки 20132567)

 Доцент каф.МЭиЭТ

Дубова Ю.И.

 

 

Волгоград 2013

 

Содержание

 

Заключение……………………………………………………..………………20Приложение…………………………………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последней трети ХIХ века происходит бурное развитие науки и техники, что вызвало существенные изменения в производительных силах капиталистического общества. Развитие производительных сил происходило по следующим направлениям:

  • изменения в энергетике, ознаменовали переход от века пара к веку электричества;
  • в машиностроении – внедрение в производство новых типов машин (дизеля, динамо, турбины, двигателя внутреннего сгорания);
  • в технологии – бессемеровские, мартеновские методы выплавки стали, электроплавка, электросварка и т.п.;
  • развитие новых отраслей экономики – химической, нефтехимии, автомобильной и т.п.;
  • в сфере транспорта и связи – автомобиль, телеграф, телефон и т.п.;
  • в области организации и управления производством – появление акционерной формы предпринимательства, появление монополий, образование финансового капитала.

Этот период характеризуется следующими основными тенденциями:

  • быстрый прогресс науки и техники и использование достижений научно-технического прогресса в производстве. На этой основе окончательно утверждается крупное машинное производство;
  • развиваются важнейшие организационно-экономические процессы, в частности концентрация и централизация капитала и производства.

Но многие достижения экономики были «перевернуты» во время Первой мировой войны.

Цель данной работы – рассмотреть экономические итоги Первой мировой войны.

Задачи: выявить экономическую ситуацию до войны, во время и после войны.

 

1. Экономическая ситуация  до Первой мировой войны

 

В конце Х1Х и ХХ вв. наиболее развивались такие страны как США и Германия, которые опередили Англию, Францию, Россию по размерам промышленного производства. Происходит смещение мировой экономики развивающейся из Европы в Северную Америку. Этому способствует ряд объективных факторов:

  • Природно-экономические. Богатая сырьевая база (различные ископаемые, лесные ресурсы, благоприятный климат);
  • Фактор времени. Вступив на путь индустриализации позднее Англии американские капиталисты создают свои предприятия на базе новейшей технологии и английского передового опыта и оборудования;
  • Социальный фактор. Гражданская война 1861-1865 гг. ликвидировала рабовладельческую систему и создала условия для развития капитализма;
  • Демографический фактор. Относительно слабая заселенность территории США при аграрном перенаселении стран Европы и Азии, способствовала развитию сельскохозяйственного машиностроения для замены ручного труда машинным. Приток эмигрантов.
  • Благоприятная внешняя торговля. Проводилась промышленная политика протекционизма. Таможенные пошлины на ввозимые товары составляли до 2/3 стоимости товара. Резко увеличился приток капитала в США, так как, здесь установилась высокая норма прибыли;
  • Географический фактор. США использовали ближайшие слаборазвитые страны Латинской Америки, превратив их в аграрно-сырьевой придаток своей страны;
  • Отсутствие больших военных расходов;
  • Ускоренное строительство трансконтинентальных железных дорог1.

США вплоть до первой мировой войны имели высокие темпы развития. Ежегодный прирост совокупного общественного продукта составлял 4,3%, в то время как в Германии  3%, в Англии 2,4%, Франции 2,1%.

Перед первой мировой войной промышленность США заняла первое место, на ее долю приходилось 70% стоимости СОП2.

Структурные изменения в развитии экономики характеризовались увеличением железнодорожного строительства, которое стимулировало рост производства в других отраслях промышленности, особенно металлургической, угольной, металлообрабатывающей. Менялась отраслевая структура тяжелой промышленности. Особенно быстро развивались ее новые отрасли: нефтяная, сталелитейная, алюминиевая, автомобильная, резиновая. В традиционных отраслях происходит переход на массовое серийное производство, которое обусловило появление новых методов организации труда и производства. В 1813 году завод Форда применяет конвейер для сборки магнитофонов для автомобилей. Вместо 20 минут сборка занимает 5 минут. В результате применения конвейера возрастает производительность труда, но в то же время резко увеличивается монотонность труда. Вместе с ростом американской экономики, углубляются и ее противоречия, что приводит к экономическим кризисам. Кризисы сыграли большую роль в процессе концентрации и централизации капитала, что привело к образованию монополистических объединений. Первые монополии Америки возникли в 70-80 гг. Х1Х в. Специфической формой американских монополий являлись тресты. В 80-90 гг. они создаются в текстильной, спиртовой, табачной, кожевенной промышленности, а также в сфере транспорта и связи. В 1901 г. Морган создает стальной трест, который контролировал 43% американского чугуна и 66% стали. Сложились две группы финансовых капиталов. Это Морганы и Рокфелеры. Им принадлежало 54% акционерного капитала в Америке.

Германская экономика получает мощное развитие между Франко-Прусской и первой мировой войной. Это обусловливалось рядом причин:

  • Произошло объединение разрозненных германских земель в единое государство, что способствовало развитию внутреннего рынка;
  • Военная победа над Францией создала предпосылки для развития металлургической  и других отраслей тяжелой промышленности, так как в результате была аннексия Эльзаса и Лоторингии и Германии получила 5 миллиардов франков контрибуцию.
  • Демографический фактор, характеризует рост населения Германии  за последнюю треть Х1Х в. на  40%. Что привело к увеличению емкости внутреннего рынка;
  • Фактор времени. Поздняя индустриализация на базе новейшей техники.  В Х1Х-ХХ вв. немецкая инженерная мысль уступала только американской.

Процесс монополизации  в Германии имел свои особенности. Создавались не тресты, а картели и синдикаты. Перед первой мировой войной в германской экономике существовало около 600 монополистических объединений. В стране осуществлялся процесс концентрации банковского дела.

Германия была не обеспечена некоторыми видами сырья, например нефти и осталась без колоний. Стремление к овладению рынками сбыта и сырья способствовали агрессивности германской политики.

В последней трети Х1Х в. происходит отставание промышленности Англии по сравнению с США, Германией и Францией. С 1880 по 1913 гг. производство промышленной продукции в Англии возрастает в 2,2 раза, в США в 9 раз, в Германии и Франции в 3 раза. Вследствие этого и ряда других причин Англия переходит с  первого места на третье.

Причины отставания Англии:

  • Физически и морально устаревшее оборудование в промышленности, для замены которого требовались большие капиталы;
  • Англия вывозила капиталы из собственной страны в те страны, где можно было получить большую прибыль;
  • Изменение торговой политики. Политика фритредерства заменялась на политику протекционизма;
  • Низкая энерговооруженность труда из-за малой мощности электростанций.

В этот период в Англии происходит процесс концентрации и централизации капитала, хотя их уровень был значительно ниже, чем в США и Германии. В первую очередь монополии создавались в новых отраслях (химической, цементной, на транспорте), а также в судостроении. Концентрация банковских капиталов осуществлялась более быстрыми темпами. Особенностью английской монополистической политики являлся ее колониальный характер. К началу ХХ в. территория ее колоний в 100 раз превышала территорию Англии3.

В последней трети Х1Х в. обнаружилось экономическое отставание Франции от США и Германии.

В конце Х1Х в. Франция со второго места переместилась по уровню промышленного производства на четвертое после США, Англии и Германии. А по темпам промышленного производства она отставала от США, Германии и России.

Причины отставания:

  • Последствия Франко-прусской войны (ущерб от войны составил 16 млрд. франков). Сократилось производство промышленной продукции и как следствие сократился экспорт готовой продукции и импорт сырья, машин, топлива;
  • Провинции Эльзас и Лотарингия переходили к Германии, и Франция лишалась двух экономически развитых областей;
  • Отсталость сельского хозяйства, вследствие мелкотоварности;
  • Недостаточно высокий технический уровень производства по сравнению с США и Германией. Машины и оборудование были физически и морально устаревшими и требовали замены;
  • Вывоз капитала в другие страны, так как доходы от заграничных инвестиций были гораздо выше. По объему экспорта капитала Франция уступала только Англии. Но Англия вывозила капитал в форме промышленных инвестиций, а Франция в форме ссудного капитала.

К началу первой мировой войны Франция создала вторую после Англии колониальную империю.

Французские монополии принимали участие в экономическом разделе мира. В конце Х1Х в. Франция участвовала в 40 международных монополиях, перед первой мировой войной в 100. Франция сыграла значительную роль в развязывании первой мировой войны. Она хотела вернуть себе Эльзас и Лотарингию и пресечь попытки Германии установить господство в Европе и на  мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Экономика России в годы первой мировой войны 

Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитие России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы. Расчеты на скоротечный характер войны, которыми руководствовались правящие круги и держав Антанты, и австро-германского блока, оказались несостоятельными. Для удовлетворения нужд фронта правительствам стран - участниц 
конфликта в этих условиях необходимо было мобилизовать весь экономический потенциал своих государств, перевести все народное хозяйство на военные рельсы в целях 
преодоления обозначившегося вскоре после начала боевых действий кризиса снабжения армий.

Русская армия ощутила нехватку вооружения уже в первые месяцы войны. Мобилизационный запас снарядов был израсходован за 4 месяца, а для его восстановления (при существовавших темпах производства) требовался год. С декабря 1914 по март 1915 г. фронт получил лишь треть необходимого количества снарядов и винтовок. Надежды военного министерства решить проблему снабжения армии с помощью одних казенных заводов не оправдались.

Наступление австро-германских войск на Восточном фронте весной и летом 1915 г. показало всю глубину кризиса боеснабжения русской армии. Неспособность бюрократии 
решить своими силами проблему экономического обеспечения войны становилась очевидной. В этих условиях буржуазные круги попытались взять на себя руководство делом военно-экономической мобилизации. В мае 1915 г. IX съезд представителей промышленности и торговли принял решение о создании военно-промышленных комитетов, которые должны были заниматься переводом частных предприятий на военное 
производство. Политически активные круги российской буржуазии - главным образом представители делового мира Москвы - стремились использовать военно-промышленные 
комитеты для усиления своего влияния на управление страной. Впрочем, царское правительство, вынужденное санкционировать создание этих организаций, ограничило их 
деятельность довольно узкими рамками. В развитии военного производства комитеты большой роли не сыграли. Правда, их деятельность имела известное значение для обеспечения армии вещевым и интендантским довольствием, для мобилизации мелких и средних предприятий. Однако в целом доля военно-промышленных комитетов в общей массе заказов военного ведомства в 1915-1917 гг. составила лишь 3-5%, а в фактических поставках - не более 2-3%. Ряд военнохозяйственных функций выполняли возникшие еще летом 1914 г. Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Для координации их деятельности в 1915 г. Был образован Главный комитет по снабжению армии (Земгор).

Кризис босснабжения армии вынудил царское правительство приступить к созданию государственной системы экономического регулирования, что было необходимо для перевода народного хозяйства на военные рельсы и удовлетворения нужд фронта. Первые серьезные шаги в этом плане были предприняты в мае 1915 г. Основу системы 
военно-экономического регулирования в России составили образованные в августе 1915 г. четыре чрезвычайных высших государственных Учреждения - Особые совещания по обороне, перевозкам, продовольствию и топливу. Их главами являлись 
соответственно министры: военный, путей сообщения, главноуправляющнй землеустройством и земледелием (впоследствии - министр земледелия) и министр торговли и промышленности. Членами Особых совещаний являлись чиновники различных ведомств, а также представители "общественности" (депутаты Думы и Государственного совета, члены Центрального военно-промышленного комитета и др.). Хотя все они получали лишь право совещательного голоса, однако в целом создание Особых совещаний было известной уступкой самодержавия оппозиции, которая летом 1915 г. В лице в первую очередь думского большинства объединилась в Прогрессивный блок и находилась в состоянии конфронтации с властью. Наиболее важная роль в системе Особых совещаний отводилась Особому совещанию но обороне. Оно осуществляло 
надзор за работой соответствующих промышленных предприятий, содействовало образованию новых заводов, распределяло военные заказы, контролировало их выполнение и т.п.

В целом меры по переводу народного хозяйства страны на военные рельсы принесли ощутимые результаты. Производство вооружений росло очень высокими темпами. Так, в августе 1916 г. винтовок было изготовлено на 1100% больше, чем в августе 1914 г. Производство пушек (76 мм и горных) с января 1916 г. по январь 1917 г. увеличилось более чем на 1000%, а 76 мм снарядов на 2000%. Выработка пороха и взрывчатых веществ возросла на 250-300%. Снабжение фронта, таким образом, существенно улучшилось. Однако преимущество германских войск в артиллерии, особенно тяжелой, 
сохранялось, что оборачивалось для русской армии сравнительно большими потерями в живой силе. Так, на тысячу человек английская армия потеряла в войну 6, французская - 59, а русская - 85 человек. Удовлетворить в полном объеме потребности фронта в вооружении (особенно - повышенной технической сложности) отечественная промышленность не могла. Русская армия зависела от военных поставок союзников.

Несмотря на впечатляющие темпы развития отраслей оборонной промышленности, создать крепкое военное хозяйство не удалось. По мере того как война затягивалась, все более осязаемыми становились симптомы общего расстройства экономической жизни. Сильно ухудшилось финансовое положение страны. Золотое обеспечение кредиток на 1 марта 1917 г. составляло примерно 14-15%. Внешняя задолженность России возросла (Англия предоставила во время войны займы на 4,5 млрд руб., Франция - на 2,5 млрд руб.), а вместе с ней и зависимость царизма от зарубежных кредиторов. Быстрый рост военного производства происходил за счет интенсивной траты основного капитала промышленности и транспорта, что привело к кризисному состоянию важнейшие отрасли народного хозяйства. Прокатка черного металла в последние пять месяцев перед Февральской революцией колебалась в пределах от 50 до 80% потребности, выплавка 
металла с октября 1916 г. по февраль 1917 г. упала с 16,5 млн пудов до 9,5 млн пудов. Недогруз угля к зиме 1917 г. достиг 39%, что грозило остановкой даже некоторых оборонных предприятий. Нехватка рельсового металла, подвижного состава и топлива не позволяла железнодорожному транспорту справиться с возросшим объемом перевозок.

Информация о работе Российская экономика в годы первой мировой войны