Россия и ВТО
Всеми́рная торго́вая
организа́ция (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organisation mondiale du commerce (OMC),исп. Organización Mundial del Comercio) — международная
организация, созданная в 1995 году с целью либерализациимеждународной торговли и регулирования
торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО является преемницейГенерального соглашения
по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году
и на протяжении почти 50 лет фактически
выполнявшего функции международной организации.
ВТО отвечает за разработку
и внедрение новых торговых соглашений,
а также следит за соблюдением
членами организации всех соглашений,
подписанных большинством стран
мира и ратифицированных их парламентами.
ВТО строит свою деятельность исходя
из решений, принятых в 1986—1994 годах
в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей
ГАТТ. Обсуждения проблем и принятие решений
по глобальным проблемам либерализации
и перспективам дальнейшего развития
мировой торговли проходят в рамках многосторонних
торговых переговоров (раунды). К настоящему
времени проведено 8 раундов таких переговоров,
включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Штаб-квартира ВТО расположена
в Женеве, Швейцария.
Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами.1
На июль 2008 года в ВТО состояло 153 страны, на
долю которых в сумме приходилось 95 % мирового
торгового оборота[2].
Правила ВТО предусматривают
ряд льгот для развивающихся
стран. В настоящее время развивающиеся
страны — члены ВТО имеют (в среднем) более
высокий относительный уровень таможенно-тарифной
защиты своих рынков по сравнению с развитыми.
Тем не менее, в абсолютном выражении общий
размер таможенно-тарифных санкций в развитых
странах гораздо выше, вследствие чего
доступ на рынки высокопередельной продукции
из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только
торгово-экономические вопросы. Попытки
США и ряда европейских стран
начать дискуссию об условиях труда
(что позволило бы считать недостаточную
законодательную защиту работников
конкурентным преимуществом) были отвергнуты
из-за протестов развивающихся стран,
которые утверждали, что такие
меры только ухудшат благосостояние
работников в связи с сокращением
числа рабочих мест, снижением
доходов и уровня конкурентоспособности.
Российская Федерация 22 августа
официально стала полноправным членом
Всемирной торговой организации (ВТО).
23 июля правительство РФ уведомило
секретариат ВТО о завершении
Россией всех внутригосударственных
процедур, необходимых для вступления
в ВТО, включая ратификацию подписанного
в Женеве 16 декабря 2011 года протокола
о присоединении РФ к Марракешскому
соглашению об учреждении ВТО от 15 апреля
1994 года. В соответствии с правилами
организации вступление РФ в ВТО
состоялось 22 августа, на тридцатый
день после передачи указанного уведомления.
Таким образом, протокол о присоединении
РФ к ВТО вступил в силу, и
Россия стала 156-м членом ВТО.
Переговоры о вступлении
России в ВТО начались в 1995 году.
Однако лишь с 2000 года они переросли
в полномасштабный процесс, охватывающий
все аспекты присоединения страны
к Всемирной торговой организации.
Наиболее острыми в ходе дискуссий
оказались вопросы господдержки
сельского хозяйства, фитосанитарного
и ветеринарного контроля, квот на
поставку продовольственной продукции,
пошлин на древесину, а также вопрос
промышленной сборки автомобилей. Переговорный
процесс зашел в тупик в 2006
году, когда Россия повысила ввозные
пошлины на древесину с 6,5 до 25%. Страны
ЕС эту инициативу восприняли весьма
болезненно и поставили ультиматум:
если пошлины не снизятся, ЕС не даст
своего согласия на присоединение России
к ВТО. В результате тариф временно
заморозили, но при этом Москва предупредила,
что повысит ставки с 2012 года до 80%,
если вопрос о вступлении в ВТО
снова застопорится
Россия и Всемирная
торговая организация
Россия подала заявку на
вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После
преобразования ГАТТ во Всемирную торговую
организацию подтвердила свое намерение
о вступлении в эту организацию
в декабре 1994 года. В настоящее
время Россия имеет статус наблюдателя
в ВТО. Соглашение об учреждении ВТО
требует от вступающей страны принятия
на себя таких же обязательств, какие
уже взяли на себя страны-учредители.
"Каждый член организации должен
обеспечивать соответствие своих законов,
нормативных и административных
актов его обязательствам, взятым
по соглашениям, входящим в ВТО".
Из членства во Всемирной торговой
организации можно извлечь ряд
преимуществ. Во-первых, на Россию распространится
принцип режима наибольшего благоприятствования.
В результате наше государство сможет
воспользоваться постоянно снижающимися
тарифами других стран. Отечественная
продукция не будет попадать под
дискриминационные меры. Россия сможет
защищать свои торговые права от неправомерных
действий других стран под эгидой
процедуры разрешения споров ВТО. По
данным Министерства внешнеэкономических
связей Россия по степени дискриминации
находится на втором месте в мире
после Китая. По подсчетам специалистов,
не являясь членом Всемирной торговой
организации, Россия ежегодно из-за ограничений
по допуску российских товаров на
мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд.
долл. Во-вторых, вступление во Всемирную
торговую организацию поможет разработать
механизм допуска иностранного капитала
в финансовую сферу России. В-третьих,
повысится роль стимулирующей и
оздоровляющей международной конкуренции
для российского производителя.
В-четвертых, членство в ВТО позволит
получить таможенные льготы, облегчит
доступ к кредитам, привлечет инвесторов,
получение передовых технологий.
С другой стороны, вступив во Всемирную
торговую организацию, Россия в значительной
степени должна, во-первых, либерализовать
свой внешнеторговый режим, реализуя принципы
свободной торговли со странами-членами
ВТО. Это может отрицательно повлиять
на ее собственное производство, подрывая
его и так невысокую конкурентоспособность.
Во-вторых, Россия станет еще более
зависимой от импортного продовольствия.
Даже между промышленно развитыми
странами возникают противоречия по
поводу взаимных поставок сельскохозяйственной
продукции. Без повышения импортных
пошлин вытеснить импорт с российского
продовольственного рынка будет
очень сложно. В-третьих, вступление
в ВТО может привести к гибели
достаточно конкурентоспособной металлургической
промышленности России вследствие снижения
(согласно решениям Токийского раунда
ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую
продукцию. В-четвертых, страховой рынок
может быть полностью захвачен иностранными
страховщиками, имеющими значительно
больший капитал, чем отечественные,
и развитую инфраструктуру. В-пятых,
наплыв дешевого импорта приведет к
закрытию ряда производств и нарастанию
безработицы. Следует также отметить,
что до вступления во Всемирную торговую
организацию Россия на двусторонней
основе уже имеет режим наибольшего
благоприятствования со всеми основными
торговыми партнерами, входящими
в ГАТТ/ВТО. Присоединение России
к Всемирной торговой организации
должно служить средством для
обеспечения ее внешних экономических
интересов в условиях глобализации
мировой экономики. Главное, чтобы
это присоединение не превратилось
в самоцель, и Россия не оказалась
в итоге беззащитной перед
мощным давлением других стран-членов
этой организации.
Регионализм в
международной торговле
Существенные сдвиги в
развитии мировой торговли во второй
половине XX века способствовали возникновению
новых явлений в ее международной
организации. К числу этих явлений
относится так Называемый регионализм,
т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве
отдельных стран по типу зон свободной
торговли, таможенных союзов. Число
таких группировок к концу 90-х
годов по разным оценкам составляло
от 80 до 100. По оценке Всемирного банка
в рамках таких зон осуществляется
около половины мировой торговли.
Среди наиболее известных зон: Европейская
ассоциация свободной торговли, Европейский
союз, Североамериканская зона свободной
торговли (НАФТА), Организация Азиатско-Тихоокеанского
экономического сотрудничества (АТЭС)
и др. Составы девяти крупнейших
международных региональных торговых
блоков представлены ниже: 1. Европейский
союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания,
Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия,
Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург,
Нидерланды, Греция. 2. Североамериканское
соглашение о свободной торговле
(НАФТА) - США, Канада, Мексика. 3. Европейская
Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
- Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.
4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое
сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней,
Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая
Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия,
Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная
Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили.
5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай,
Уругвай. 6. Южноафриканский комитет
развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото,
Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР,
Свазиленд, Танзания, Зимбабве. 7. Западноафриканский
экономический и валютный союз (ЮЭМОА)
- Кот-т'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того,
Сенегал, Бенин, Мали. 8. Южноазиатская
ассоциация регионального сотрудничества
(СААРК) - Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш,
Мальдивы, Бутан, Непал. 9. Андский пакт
- Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.
К формированию подобных блоков приводят
объективные процессы политического,
экономического, исторического характера.
Образование зон свободной торговли не
вносит принципиальных изменений в мировое
хозяйство. Активизация таких процессов
с одной стороны способствует развитию
международной торговли (в рамках зон,
блоков, регионов), а с другой - создает
для нее ряд препятствий, свойственных
любому в той или иной степени закрытому
формированию. В частности, учреждение
льготных тарифов в рамках регионального
объединения приводит к тому, что торговля
ведется неэффективно. Этот процесс в
международной практике характеризуется
как "торговое отклонение". Для получения
наилучших результатов страна должна
руководствоваться принципом "сравнительных
преимуществ". Так, если США импортирует
мексиканские товары только потому, что
разрешен их беспошлинный ввоз, при том,
что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное
преимущество в производстве ряда товаров
над мексиканскими, то торговля, несомненно,
становится менее эффективной. При этом
размах "торговых отклонений" может
быть весьма существенным. Решающим критерием
оценки региональных соглашений является
то, насколько существенное различие проводят
они между странами-членами соглашения
и теми государствами, которые в этих соглашениях
не участвуют. Международная практика
свидетельствует, что высокие внешние
тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят
к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай
и Уругвай импортируют товары друг у друга,
даже если для них было бы выгоднее купить
их где-то еще.
Группировка стран в экономические
блоки не означает безусловного прогресса
в реализации идей свободной торговли
или капитуляции перед протекционистскими
принципами. Дилемма "свободная торговля"
или протекционизм не перестает
существовать. Она переносится на
иной уровень внешнеторговых отношений,
на котором определяется решение
о выборе экономической политики
группы государств в отношении третьих
стран. Характерно, что даже в рамках
отдельных торгово-экономических
группировок возникают противоречия
между некоторыми странами, перерастающие
в так называемые "торговые войны"
(например, тресковые, виноградные, масляные
"войны" между странами-членами
ЕС). К концу 90-х годов происходит
переход от "торговых войн" к
внешнеэкономическим. Если торговые войны
принимают форму жестких мер,
направленных на противодействие или
поощрение экспортной экспансии
с помощью государственного регулирования
(тарифного, нетарифного квотирования,
лицензирования, налогов и т. п.),
то во внешнеэкономической борьбе используются
иные приемы и методы конкуренции. Прежде
всего, имеется в виду стремление
поставить под контроль ключевые
отрасли экономики какой-либо страны
путем экспорта товаров в подготовленную
для этого инфраструктуру. И как
результат - угроза их "отторжения"
либо последующее наращивание экспорта
сопутствующих товаров и объектов.
Завершающим шагом становится "кредитный
удар", перекачка национального
дохода, и др. На пути к единой, глобальной
системе мирового рынка лежит
еще много препятствий и противоречий
интересов, которые будут возникать
в ходе взаимодействия отдельных
стран и торгово-экономических
группировок друг с другом. Страны-участницы
торгово-экономических блоков, понимая
сложность и противоречивость современной
ситуации на мировом рынке, стремятся
искать пути для позитивного решения
имеющихся проблем и противоречий.
Региональные торговые группировки, по
мнению Всемирной торговой организации,
ослабляют согласованные в ее
рамках механизмы регулирования
международной торговли и препятствуют
глобальной экономической интеграции.
В связи с этим ВТО выступает
за принятие единого свода правил,
регламентирующих условия создания
торговых блоков. Так, торговая политика
участников торговых блоков должна быть
совместима с нормами ВТО, а соглашения
- открытыми для присоединения
к ним других стран. Генеральный
директор Всемирной торговой организации
- наследницы ГАТТ Р. Руджеро призвал
правительства стран-участниц ВТО
содействовать развитию многосторонней
торговой системы. Это, по его мнению,
не менее важно, чем налаживание
региональных систем. Предполагается,
что создание глобальной зоны свободной
торговли может быть достигнуто к 2020
году.
Место и роль России
в мировой торговле
Удельный вес СССР в
мировой торговле достиг максимального
уровня (3,4%) в 1983 г., а затем, постепенно
снижаясь, составил 1,8% в 1990 г. (примерно
61 млрд. долларов). Около четверти его
экспорта, по оценке экспертов МБРР,
приходилось на промышленные товары.
Основную часть валюты страна получала
от вывоза нефти, газа, чугуна, стали, золота
и оружия. СССР являлся крупным
покупателем некоторых видов
сырьевых товаров, особенно зерна. В 1990
г. (по данным Международного банка
по реконструкции и развитию (МБРР)
на его долю приходилось 15% мирового
импорта зерна. В середине 90-х
годов доля России в мировой торговле
составляла около 1,5%. Как выразился
один западный экономист, "если Россия
исчезнет с мирового рынка, никто
не заметит". Конечно, это явное
преувеличение, выдача желаемого за
действительное. Вместе с тем, это
определенное отражение положения
России в мировой торговле. С начала
рыночных реформ российская внешняя
торговля становится сферой, имеющей
положительную динамику развития (см.
табл. 7).
Показатели, приведенные
в табл. 7, свидетельствуют, что по
сравнению с 1992 г. внешнеторговый оборот
России увеличился в 1,4 раза, ее экспорт
- более чем в 1,6 раза, а импорт
- примерно на 5% Еще на рубеже 90-х
годов включенность России в международное
разделение труда, определяемая как
отношение объемов экспорта и
импорта к ВВП, была на уровне 5% по
той и другой позициям. В 1994 г. эти
показатели составили 22% к ВВП по
экспорту и 17% по импорту, увеличившись
в 4 и 3 раза соответственно. Процесс
заметного роста экспорта сопровождается
тем, что к 1996 году вывоз многих важнейших
видов продукции стал заметно
менее прибыльным, либо вообще убыточным.
Это обусловлено рядом факторов,
в частности, выравниванием внутренних
российских и мировых цен. В 1996 г.
подавляющая часть товаров традиционного
российского экспорта стоила внутри
страны дороже, чем на внешних рынках;
экспорт терял доходность под
воздействием относительного удорожания
рубля по отношению к доллару.
Курс доллара в России рос с
отставанием от темпов инфляции, поэтому
рублевые затраты на экспортную продукцию
увеличивались быстрее рублевого
эквивалента экспортной выручки. Одновременно
со снижением доходности экспорта снижалась
и доходность импорта. Этот процесс
был обусловлен усилением государственной
политики регулирования импорта. В
середине 90-х годов средневзвешенная
ставка российского импортного тарифа
составляла около 15% (в 1992 г. импорт осуществлялся
беспошлинно). Импортные товары облагаются
также налогом на добавленную стоимость
и акцизами. Уменьшению доходности экспорта
и импорта способствовали также рост транспортных
тарифов и стабильно дорогой кредит. Ситуация
в стране складывалась таким образом,
что даже низкоэффективный экспорт несет
меньшие убытки, чем сворачивание соответствующих
экспортных производств. К тому же наращивание
экспорта в условиях обострившейся проблемы
неплатежей в российской экономике минимизирует
риск поставленной продукции и дает больше
возможности получения за нее реальных
финансовых средств. Рост экспорта ряда
традиционных российских товаров был
не в последнюю очередь обусловлен и заметным
сокращением спроса на эти товары на внутреннем
рынке в результате экономического кризиса,
в котором оказалась Россия. Выявляя факторы,
обусловливающие положительную динамику
объемов внешней торговли, следует, прежде
всего, назвать повышательную ценовую
конъюнктуру на мировом рынке. Изменение
мировых цен на важнейшие товары российского
экспорта, поначалу носившее понижательный
характер, к середине 90-х годов приобрело
повышательный характер. Так, средние
контрактные цены по экспорту увеличились
примерно на 8% по сравнению с 1992 г. Мировые
цены на товары, импортируемые в Россию,
имели резко выраженную повышательную
тенденцию. Уровень средних контрактных
цен по импорту в середине 90-х годов превышал
подобные цены в 1992 г. примерно в 2,3 раза.
В результате рост внешнеторгового оборота
России происходил при увеличении физического
объема экспорта и уменьшении физического
объема импорта. Другим важным фактором
существенно повлиявшим на достаточно
устойчивый рост российской внешней торговли
послужило то, что внешняя торговля, как
отмечалось выше, стала источником реальных
доходов, "живых денег" для участников
внешнеэкономической деятельности. Помимо
роста официальной внешней торговли в
90-е годы (особенно в их середине) был отмечен
значительный прирост оборота так называемой
неорганизованной "челночной" торговли,
не попадающей в официальные статистические
отчеты. По некоторым оценкам в 1996 г. общий
оборот этой торговли превысил 15 млрд.
долл. При этом "челночный" экспорт
составил чуть более 1 млрд. долл., остальное
пришлось на импорт. Оборот челночной
торговли товарами народного потребления
в несколько раз превысил цифры официальной
торговли. В середине 90-х годов "челноки"
обеспечивали более 15% импорта России.
Это свидетельствует в пользу того, что
положение на российском рынке товаров
народного потребления в середине 90-х
годов и, видимо, в ближайшей перспективе,
определяли и будут определять "челноки".
В товарной структуре российского экспорта
90-х годов сохраняется сырьевая направленность
с преобладанием в ней энергоносителей.
Доля сырьевых отраслей в экспорте страны
составляет около 90%. Между тем окупаемость
вложенного рубля в эти отрасли достигает
10-12 лет, тогда как в машиностроении 3-5,
в электронике - 2-3, сфере обращения - 1-1,5
года. Некоторые российские и многие зарубежные
экономисты не видят большой беды в сырьевой
экспортной ориентации страны. Если подобная
экспортная специализация, считают они,
выгодна, значит ее следует поддерживать,
одновременно добиваясь повышения глубины
и качества переработки первичных ресурсов,
тем более, что другой альтернативы нет.
Между тем избранная стратегия накопления
валютных ресурсов для нужд рыночных реформ
(в том числе для выплаты внешнего долга)
за счет массированного экспорта сырья
и энергоресурсов чревата превращением
страны в ресурсно-сырьевой придаток глобального
мирового рынка. И чтобы не попасть в эту
ловушку, необходимо учитывать многие
факторы. Мировой опыт свидетельствует,
что среди развитых стран немало экспортеров
сырья. Так, например, у Норвегии доля чистого
экспорта сырья в ВВП даже выше чем у России
- 19,5% против 14,5%, а у Новой Зеландии - 14%.
У таких стран, как Австралия, Канада, Нидерланды
этот показатель значительно меньше -
от 7,5% до 6,5%. Экспорт сырья влияет на уменьшение
объемов выпуска промышленной продукции.
Эта закономерность прослеживается во
всех странах мира: чем больше объемы чистого
экспорта сырья, тем меньше доля обрабатывающей
промышленности в валовом внутреннем
продукте (ВВП). В России эта доля пока
достаточно высока - 21%, у Великобритании
- 22%, Японии - 27%, ФРГ - 29%. В Норвегии и Австралии
доля продукции обрабатывающей промышленности
в ВВП составляет 15%, Канаде и Нидерландах
- 18%, что ниже чем у России. Принимая во
внимание вышеприведенные показатели,
можно предположить, что Россия с ее богатейшим
научно-техническим и интеллектуальным
потенциалом, не менее значимым, чем сырьевые
богатства, должна идти путем сбалансированного
роста вывоза сырья с увеличением экспорта
высоких технологий и научных разработок.
В свою очередь, экспорт машин и оборудования
в последние годы сокращался. В 1995 г. он
составил 4,6 млрд. долл. Его доля снизилась
до 6% в общем объеме российского экспорта.
Еще в 1993 г. он составлял 7%. Его объемы держатся
в основном на поставках спецтехники.
Структура импорта формируется под влиянием
платежеспособного спроса, а также падения
производства внутри страны. В частности,
эти факторы обусловливают значительный
объем импорта продовольствия. Доля потребления
импортного продовольствия (по стоимости)
в общем объеме потребления продуктов
питания населением России превысила
в середине 90-х годов 50%, что заметно перевалило
за допустимые границы продовольственной
безопасности страны. Падают закупки машино-технической
продукции, продукции инвестиционного
назначения. Это означает, что замедляется
процесс восстановления производственных
фондов. Одна из главных проблем российской
внешней торговли - это необходимость
стимулирования промышленного экспорта.
С 1997 г., по мнению экспертов, прирост экспорта
сырья станет невозможным. В результате
приостановится рост внешнеторгового
оборота. Положительное сальдо торгового
баланса станет трудно достижимым. Федеральная
программа поддержки экспорта, разработанная
Министерством внешнеэкономических связей
РФ, ориентирована, главным образом, на
обрабатывающие отрасли и предполагает
рост доли готовой продукции в российском
экспорте до 70% в 2005 году (см. табл. 3). Для
обеспечения устойчивого роста доли готовой
продукции в российском экспорте необходима
поддержка в размере не менее 0,3-0,35% от
национального дохода, что соответствует
0,7-1 млрд. долл. Следует, однако, иметь в
виду, что расширение экспорта может в
значительной степени означать лишь отток
ресурсов и капиталов за рубеж, если не
будет сформирован эффективный механизм
внешнеторгового контроля, а также благоприятный
инвестиционный климат внутри страны.
В противном случае наращивание экспорта,
в том числе готовых изделий, будет означать
разбазаривание ресурсов и утечку капитала
за рубеж. Создание экспортной базы в условиях
острой конкурентной борьбы на мировом
рынке, несет с собой не только явные, но
и скрытые проблемы. Так, например, ряд
стран, в том числе США, предусматривают
применение санкций против стран, применяющих
так называемый "таргетинг", т. е.
целевое наращивание экспортного потенциала.
Сейчас перед лицом таких санкций оказались
"новые индустриальные страны", используются
они и в отношении Японии. При выработке
внешнеэкономической политики Россия
должна учитывать имеющиеся обстоятельства
и строить свой курс в соответствии с ними
и собственными реалиями.