Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:16, контрольная работа
После Великой отечественной войны
с целью регулирования торговли между странами
было заключено Генеральное соглашение
о тарифах и торговле (далее - ГАТТ).
Соглашение стало механизмом по
сдерживанию односторонних действий
при многостороннем товарообмене.
Поскольку соглашение выдержало проверку
временем и послужило
активизации мировой торговли, в 1994 году на
«Уругвайском раунде» создана
Всемирная торговая организация (далее - ВТО).
ВТО ратует за тарифное
регулирование внешней торговли (т.е.
посредством таможенных пошлин) и за отход от
нетарифного регулирования (т.е.
посредством квотирования, мер лицензирования,
стандартизации и т.п.).
Введение 3
1. Характеристика ВТО 4
2. Последствия вступления в ВТО стран СНГ 10
3. Отношение к вступлению в ВТО в России 15
4. Прогнозы взаимоотношений России и ВТО 20
Заключение 26
Список литературы 27
Реферат
На тему: Россия и ВТО: прогнозы
взаимоотношений
Оглавление
Введение 3
1. Характеристика ВТО 4
2. Последствия вступления в
ВТО стран СНГ 10
3. Отношение к вступлению в ВТО
в России 15
4. Прогнозы взаимоотношений
России и ВТО 20
Заключение 26
Список литературы 27
Введение
После Великой
отечественной войны
с целью регулирования
торговли между странами
было заключено
Генеральное соглашение
о тарифах и торговле
(далее - ГАТТ).
Соглашение стало
механизмом по
сдерживанию
односторонних действий
при многостороннем
товарообмене.
Поскольку соглашение
выдержало проверку
временем и послужило
активизации
мировой торговли, в 1994 году на
«Уругвайском
раунде» создана
Всемирная торговая
организация (далее - ВТО).
ВТО ратует за
тарифное
регулирование
внешней торговли (т.е.
посредством
таможенных пошлин) и за отход от
нетарифного
регулирования (т.е.
посредством
квотирования, мер лицензирования,
стандартизации
и т.п.).
Кроме того, в
рамках ВТО происходит
унификация
и упрощения таможенного
законодательства
и процедур. Все
эти факторы, разумеется,
выгодны для российских
экспортеров,
которым станет
проще действовать в условиях,
когда законодательство
разных стран приближено
друг к другу.
Кроме того, вступление
в ВТО исключает
возможность
введения заградительных пошлин
на экспортируемую
российскую продукцию,
тогда как в текущем
положении РФ не
имеет действенных
инструментов защиты
национальных
производителей.
Итак, целью данной
работы является
рассмотрение
взаимоотношений ВТО и России,
а также прогнозов
вступления России в ВТО.
Для достижения
указанной цели были
поставлены задачи:
Рассмотреть
характеристику ВТО в ходе
истории,
Изучить влияние
вступления в ВТО стран
СНГ,
Определить отношение
к вступлению в ВТО
россиян,
Рассмотреть
прогнозы
взаимоотношений
России и ВТО.
взаимное предоставление национального
режима
товарам и услугам иностранного происхождения;
регулирование торговли преимущественно
тарифными методами;
отказ от использования количественных
ограничений;
транспарентность торговой политики;
Таким образом, механизм ГАТТ
был усовершенствован
и адаптирован к современному этапу развития
торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически,
будучи международной организацией,
формально таковой не являлась, но при
переходе
к ВТО позволила последней стать таковой.
ВТО – это не только организация, но
и одновременно комплекс правовых документов,
своего рода многосторонний, крайне запутанный,
торговый договор (соглашение), определяющий
права и обязанности правительств в сфере
международной торговли товарами и услугами.
Правовую основу ВТО составляют
Генеральное соглашение о торговле товарами
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994),
Генеральное соглашение о торговле услугами
(ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах
прав
интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Соглашения ВТО ратифицировались
парламентами всех стран-участниц. Многие
страны возвели соглашения по ВТО в ранг
законов, однако США эти соглашения законами
не
признают и не ратифицируют, объясняя
это тем,
что соглашение – не договор.
Проще говоря, через механизм ВТО ТНК
получают возможность заставлять государства
работать в интересах крупного бизнеса.
Главной целью ВТО и основной ее миссией
является либерализация мировой торговли.
Но
не только. Важнее всего, как
подчеркнуто в «Соглашении об учреждении
Всемирной торговой организации», создание
на
базе этого краеугольного
понятия «интегрированной, более
жизнеспособной и устойчивой многосторонней
торговой системы».
В различных документах Всемирной
торговой организации настойчиво проводится
политика достижения следующих целей.
Рачительное использование всех мировых
ресурсов.
Обеспечение полной занятости населения.
Создание условий для стабильного роста
уровня
жизни.
Постоянное повышение доходов и эффективного
спроса на товары и услуги.
Рост объемов производства и расширение
торговли.
Формирование системы экологической
безопасности и охраны окружающей среды.3
Для достижения этих целей все страны
— члены ВТО принимают обязательство
по
выполнению почти трех десятков основных
соглашений и юридических инструментов,
объединенных термином
«многосторонние торговые соглашения»
(МТС).
Таким образом, Всемирная торговая
организация представляет собой своеобразный
многосторонний контракт, или «пакет
соглашений», нормами и правилами которого
регулируется свыше 90% всей мировой торговли
товарами и услугами. 4
ВТО регулирует практически все сферы,
связанные с мировой торговлей.
Правительственные закупки и сельское
хозяйство, текстиль и одежда,
вопросы определения места происхождения
товара и проблемы торговли интеллектуальной
собственностью — все регламентируется
соответствующими многосторонними
соглашениями.5
Страны-члены ВТО, которых сейчас 153
решают эти задачи путем контроля за
выполнением многосторонних соглашений,
проведения торговых переговоров,
урегулирования торговых споров в соответствии
с
механизмом ВТО, а также оказания помощи
развивающимся странам и проведения обзора
национальной экономической политики
государств.
Торговая система ВТО имеет как свои
преимущества, так и недостатки.
Преимуществами ВТО считается:
получение экономической выгоды, путем
уменьшения барьеров для осуществления
товарообмена;
понижение стоимости жизни граждан, за
счет
уменьшения цены товаров и услуг;
снижение торговых пошлин приводит к
активизации торговли и, как следствие,
повышению доходов государства и каждого
гражданина страны;
снижение внутреннего политического
лоббирования интересов отдельных отраслей
экономики;
система уравнивает в правах все страны,
входящие в ВТО, независимо от уровня их
экономического развития;
предусмотрен льготный механизм участия
развивающихся стран в системе ВТО;
наличие действенного механизма разрешения
споров.
Недостатки ВТО:
снижение таможенных барьеров дает
возможность выхода на внутренний рынок
страны более дешевых и качественных товаров
стран-участников ВТО, что приводит
к разорению
отечественных производителей, и, как
следствие,
к увеличению безработицы;
развитые страны осуществляют государственную
поддержку важных для экономической
безопасности отраслей, в то же время,
запрещая
это новым членам ВТО;
многосторонние соглашения нарушают основной
принцип ВТО - равные права и обязанности
по
регулированию таможенных пошлин, как
регулятора цен на товары и услуги. 6
Решения в ВТО,
принимаются всеми государствами-участниками
обычно методом консенсуса, что является
дополнительным стимулом к укреплению
согласия
в рядах ВТО.
Принятие решения большинством
голосов тоже возможно, но в ВТО такой
практики
пока не было; в рамках работы предшественника
ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели
место.
Участниками соглашения являются
государства, которые в 1947 году, сразу
после
Второй Мировой войны, отказывались от
части
своего суверенитета ради свободного
передвижения товаров и капиталов. 7
Всю выгоду от членства в ГАТТ47 и ВТО
получили развитые государства: США, Западная
Европа, Япония и т.п., которым, действительно
есть чем торговать, есть, что защищать,
и без
торговли они просто зачахнут.
Но такие страны, как Бразилия, Аргентина,
и множества более слаборазвитых стран,
вместо
процветания получили, ориентируясь на
советы
западных финансовых консультантов развал
экономик. 8
Более сильные государства используют
ВТО в
качестве дополнительного давления на
государства, политику которых они хотят
изменить. Например, при вступлении Саудовской
Аравии в ВТО США поставили ряд сугубо
политических условий.
2.Последствия
вступления в ВТО стран СНГ
Украина стала
членом ВТО в 2008 году.
Результатом
трехлетнего членства стали:
потеря десяти
тысяч рабочих мест;
прекратили свое
существование десятки крупных
заводов и сотни
более мелких производств;
прибыль от снижения
пошлин на поставку
украинских товаров
на рынки стран ВТО в два
раза меньше,
чем потери от импорта товаров и
услуг (отрицательное
сальдо баланса);
ВВП Украины уменьшился,
более чем на 15%;
значительно
снизился уровень
конкурентоспособности
отечественных товаров;
пострадали отрасли
производственной сферы.
Все это произошло
из-за того, что
Украина вступила
в ВТО на очень невыгодных
для себя условиях.
В тот момент не была
выработана стратегия
развития
экономики страны.
Верх взяли политические
амбиции руководства
страны
над трезвым расчетом
и умелым ведением
переговоров
об условиях
присоединения
к Соглашениям. 9
Поскольку по
правилам ВТО один раз в три
года можно изменить
условия участия страны
в ВТО, у Украины
есть возможность
скорректировать
Соглашения.
Одной из пострадавших
отраслей экономики
Украины стало
автомобилестроение. По
требованию ВТО
ввозная пошлина на
импортные машины
снижена с 25% до 10%.
Результатом
стало сокращение производства
отечественного
автопрома в шесть раз и
уменьшение работающих
в отрасли в два раза.
Интерес инвесторов
перешел из
производственной
сферы в импортную готовую
продукцию. Это
послужило причиной перехода
отечественной
промышленности от выпуска
высокотехнологической
продукции
машиностроения
к вторичной.
Агропромышленный
комплекс
также значительно
потерял свои позиции.
Например, снижение
пошлины на ввоз сахара-
сырца привело
к остановке пятидесяти
заводов страны,
производящих сахар.
Приостановлен
экспорт сахара страной, которая
длительное время
являлась лидером
в производстве
и продаже сахара.
Эксперты считают,
что Украина сохранит
ведущие позиции
по переработке мяса, зерна,
и другой сельхозпродукции.
Пошлины на ввоз
мяса в Украину в 8 раз
меньше, чем пошлины
на экспорт
украинского
мяса в другие страны.
Импортное сало
из Польши, Нидерландов,
Германии заполонило
рынок Украины.
Еще одно невыгодное
для Украины условие
Соглашения -
это обязательство Украины не
стимулировать
свое сельское хозяйство, в то
время как США
и европейские страны-
участники ВТО
помогают своим
сельхозпроизводителям.
Импорт сельхозтехники осуществляется
из
стран ВТО по нулевой ставке пошлины, что
реально уничтожает отечественное
сельхозмашиностроение.
Также, установленная нулевая пошлина
на
ввоз мебели (до вступления в ВТО она составляла
40%), стала причиной уменьшения объема
выпуска мебели украинскими производителями.
Мебельный рынок Украины заполнила мебель
производства Китая, Италии и стран Прибалтики.
В тяжелом положении оказалась и легкая
промышленность. Падение производства
составило 45%, в то время как импорт
товаров легкой промышленности увеличился
на
46%.10
Негативные последствия участия Украины
в системе ВТО отмечаются в винодельческой,
пищевой, молочной, авиационной
промышленности.
Только в области импорта подсолнечного
масла Украине удалось за эти три года
занять
лидирующие позиции в мире. Важным фактором
успеха стала своевременная модернизация
производственных мощностей отрасли до
вступления страны в ВТО.
Украина не единственная страна,
которая желает изменить
условия ранее заключенных соглашений
ВТО.
Например, Аргентине, Чили
и Индии удалось значительно повысить
ввозные пошлины на сахар, чтобы защитить
свой
внутренний рынок.
Перед Украиной на переговорах стоит не
простая задача – откорректировать
условия участия страны в ВТО в сторону
создания
равноправных условий для конкуренции
и
изменение законодательства в сфере
сертификации продукции, для исключения
ситуации, которая в настоящее
время создалась с экспортом Украиной
продукции виноделия на внешний рынок.
Доступ
украинского вина закрыт из-за жестких
условий
сертификации к товару, установленных
странами-
участниками ВТО. В то же время импорт
вина
в Украину возрос до 30%.
Результатом
вступления в ВТО Киргизии
стало:
незначительное
повышение экспорта в большей
части за счет
торговли со странами СНГ;
оказались не
защищенными от внешнего
вмешательства
в важнейшие отрасли экономики
Киргизии: сельское
хозяйство, финансовый
сектор, перерабатывающая
промышленность и
телекоммуникации;
огромный поток
недорогих товаров зарубежного
производства
вытеснил отечественную
продукцию, особенно
пострадало сельское
хозяйство;11
экспортные товары
Киргизии, на которые
странами ВТО
снижены пошлины, не
выдерживают
конкуренцию на зарубежных
рынках;
ожидаемое поступление
инвестиций на развитие
отраслей Киргизии
не оправдалось – инвесторов
не заинтересовал
внутренний рынок страны.
Грузия вступила
в ВТО в 2000 году.
Поспешность
при проведении
переговоров
привела
к необходимости
выполнения обязательств,
наносящих ущерб
экономике страны.
Поэтому Грузия
не
выполнила условия
введения особых пошлин на
сырье, компьютерную
технику,
сельхозоборудование,
фармацевтику и
гражданскую
авиацию.
Также Грузия
не выполнила переход страны
на систему международных
стандартов
отчетности и
сертификации, не провела
антидемпинговые
мероприятия. Инвесторы не
спешат вкладывать
деньги в грузинскую
экономику. Торговое
сальдо остается
отрицательным.
Молдавия является
членом ВТО с 2001 года.
Обсуждение условий
были длительными из-за
того, что молдавские
бизнесмены выступали
против членства
страны в ВТО. В результате
переговоров
Молдавии удалось отстоять
право бюджетной
поддержки сельского
хозяйства. Также
удалось отстоять от внешнего
вмешательства
мебельный бизнес
и рынок алкогольной
продукции. 12
В сфере банковских
услуг страна установила
жесткое требование
к иностранным банкам –
получение лицензии
национального
банка Молдавии.
Также несомненным
успехом молдавских
переговорщиков
стала нулевая пошлина на
все товары, поставляемые
в страны ЕС.
Это позволило
Молдавии значительно
увеличить экспорт
своей продукции.
После длительных
и сложных переговоров
Армения вступила
в ВТО в 2003 году.
Армения добилась
льготных таможенных пошлин
и отсрочки открытия
своего
рынка телекоммуникационных
услуг.
Членство в ВТО
не привлекло в экономику
страны инвестиции.
Не изменился объем
экспорта. Результативное
торговое сальдо
оказалось отрицательным,
следовательно, импорт
значительно
превысил экспорт.
Это связно с
тем, что товары Армении не
выдерживают
конкуренцию на внешнем рынке.
Страна рассчитывает
выйти из
этого провала
с помощью наличия
дешевой рабочей
силы и низким
издержкам производства.
Опыт стран бывшего
союза не является
решающим для
принятия решения Россией
о вступлении
в ВТО, но российские власти должны
постараться
избежать поспешности в заключение
Соглашений, которые
ущемят интересы страны.
Быть членом ВТО
– это иметь доступ
к рынкам стран-участников.
Но это не означает
увеличения инвестиций
в экономику страны и то,
что товары и
услуги России смогут завоевать
внешний рынок.
Для этого необходимо
иметь конкурентоспособные
отрасли экономики
и сохранение
экономической
и политической независимости
в вопросах касающихся
безопасности страны
и каждого ее
гражданина. 13
3.Отношение к вступлению в
ВТО в России
Опрос, проведенный Фондом Общественное
мнение 15. 06 2010 показал, что почти половина
россиян (46%) не знают о существовании
Всемирной торговой организации (ВТО),
но при
этом треть граждан РФ поддерживают идею
вступления России в эту организацию.
В ходе опроса 46% респондентов заявили,
что «впервые слышат» о такой организации,
хотя
этот показатель и меньше по сравнению
с результатами исследования, проведенного
в
2007 году, когда неосведомленных набралось
55%.
В то же время тех, кто считает, что
намерение России вступить в ВТО
будет полезно для страны, набралось 29%.
Как отмечается в сообщении ФОМ, два года
назад положительную оценку этому дали
41%
участников опроса. О том, что это принесет
«больше вреда», заявили 36% (в 2007 году —
35%). При этом 23% опрошенных затруднились
ответить на этот вопрос.
Даже сторонники ВТО указывают, что для
вступления в ВТО у России нет
необходимых технических условий.
Законов попринималось много, а
вот технических средств нет. 14
Например, нет баз данных о требованиях
к продукции, предъявляемых на территориях
тех или иных государств, в том
числе и к продукции, которую придется
поставлять на рынки самой России.
Нет соответствующих лабораторий, в
которых наши производители могли бы получить
сертификаты на свою продукцию
для тех или иных рынков. В таких условиях
вступление в ВТО приведет немедленно
к разрушению производств, которые пока
худо-
бедно обеспечивают граждан России
своей продукцией.
Не проработаны на должном уровне
вопросы стандартизации или так называемого
технического регулирования. Даже, по
мнению
М.Фрадкова законодательство о техническом
регулировании «работает» исключительно
в
пользу иностранных торговых конкурентов.
Защитники ВТО стараются всеми силами
сгладить неприятные выводы о деятельности
ВТО.
Существуют различные точки зрения на
многостороннюю торговую систему и на
ВТО как форум, на котором страны
могут разрешать свои разногласия по торговым
вопросам. Критика ВТО, якобы, зачастую
основана на неправильном представлении
о том,
как работает эта организация. 15
Также «в народе» очень популярны
некоторые мифы, которые зачастую ошибочны:
«ВТО диктует государственную политику
правительствам стран-членов». Это неверно.
ВТО
не указывает правительствам, как им проводить
свою торговую политику — организацией
руководят ее участники. Соглашения ВТО
принимаются в результате переговоров
между
правительствами стран-членов на основе
консенсуса и ратифицируются парламентами.
Однако, ради вступления в ВТО, государство
идет на коренную ломку национального
законодательства в целях унификации
с нормами
ВТО. Например, в соглашении между Россией
и
ЕС, введены два условия для России – познать
и
признать ценность западной демократии
и
обеспечить странам ЕС и массе всяких
союзов
неограниченный доступ к ресурсам России.
Поставив свою подпись под соглашением
с ЕС, Россия теперь никак не может отбиться
от
Запада, так как в ЕС приняли это соглашение
за
согласие допустить их к сырьевым кладовым,
а Россия, в силу особенностей русского
языка,
понимает под соответствующей фразой
в соглашении возможность
для размышления и согласования интересов.
«Членство в ВТО ведет к потере суверенитета
участников». Это не так. В реальности
ВТО ничем не отличается от других
международных организаций, которые не
предполагают делегирования какой-либо
части национального суверенитета
наднациональным международным органам.
В этом ее отличие от организаций
интеграционного типа, таких как
Европейский Союз.
Формально членство не предполагает отказа
от суверенитета, но подчинение правилам
торговли других государств – это и есть
отказ от
части суверенитета, так как
экономика — это основа политики.
«Участие в ВТО – это полная либерализация
доступа на рынок и свободная торговля
любой ценой». Это неверно. Несмотря на
то,
что один из принципов системы ВТО — снижение
странами своих торговых барьеров
и обеспечение более свободного осуществления
торговли, о том, насколько эти барьеры
должны
понижаться, страны-участницы договариваются
друг с другом.
«Коммерческие интересы преобладают над
вопросами здоровья и безопасности человека».
Это не так. Ключевые положения в соглашениях
ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют
правительствам предпринимать действия
по
защите жизни и здоровья людей, животных
или
растений. Ряд соглашений затрагивают
вопросы
стандартов на продовольственную продукцию,
качества и безопасности пищи и другой
продукции животного и растительного
происхождения. Их целью является защита
прав
правительств на обеспечение безопасности
своих
граждан.16