Россия и ВТО: прогнозы взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:16, контрольная работа

Краткое описание

После Великой отечественной войны
с целью регулирования торговли между странами
было заключено Генеральное соглашение
о тарифах и торговле (далее - ГАТТ).
Соглашение стало механизмом по
сдерживанию односторонних действий
при многостороннем товарообмене.
Поскольку соглашение выдержало проверку
временем и послужило
активизации мировой торговли, в 1994 году на
«Уругвайском раунде» создана
Всемирная торговая организация (далее - ВТО).
ВТО ратует за тарифное
регулирование внешней торговли (т.е.
посредством таможенных пошлин) и за отход от
нетарифного регулирования (т.е.
посредством квотирования, мер лицензирования,
стандартизации и т.п.).

Содержание

Введение 3
1. Характеристика ВТО 4
2. Последствия вступления в ВТО стран СНГ 10
3. Отношение к вступлению в ВТО в России 15
4. Прогнозы взаимоотношений России и ВТО 20
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

111.docx

— 55.14 Кб (Скачать файл)

Реферат 
На тему: Россия и ВТО: прогнозы 
взаимоотношений 
Оглавление 
Введение 3 
1. Характеристика ВТО 4 
2. Последствия вступления в ВТО стран СНГ 10 
3. Отношение к вступлению в ВТО в России 15 
4. Прогнозы взаимоотношений России и ВТО 20 
Заключение 26 
Список литературы 27

 

Введение 
После Великой отечественной войны 
с целью регулирования торговли между странами 
было заключено Генеральное соглашение 
о тарифах и торговле (далее - ГАТТ). 
Соглашение стало механизмом по 
сдерживанию односторонних действий 
при многостороннем товарообмене. 
Поскольку соглашение выдержало проверку 
временем и послужило 
активизации мировой торговли, в 1994 году на 
«Уругвайском раунде» создана 
Всемирная торговая организация (далее - ВТО). 
ВТО ратует за тарифное 
регулирование внешней торговли (т.е. 
посредством таможенных пошлин) и за отход от 
нетарифного регулирования (т.е. 
посредством квотирования, мер лицензирования, 
стандартизации и т.п.). 
Кроме того, в рамках ВТО происходит 
унификация 
и упрощения таможенного законодательства 
и процедур. Все эти факторы, разумеется, 
выгодны для российских экспортеров, 
которым станет проще действовать в условиях, 
когда законодательство разных стран приближено 
друг к другу. 
Кроме того, вступление в ВТО исключает 
возможность введения заградительных пошлин 
на экспортируемую российскую продукцию, 
тогда как в текущем положении РФ не 
имеет действенных инструментов защиты 
национальных производителей. 
Итак, целью данной работы является 
рассмотрение взаимоотношений ВТО и России, 
а также прогнозов вступления России в ВТО. 
Для достижения указанной цели были 
поставлены задачи: 
Рассмотреть характеристику ВТО в ходе 
истории, 
Изучить влияние вступления в ВТО стран 
СНГ, 
Определить отношение к вступлению в ВТО 
россиян, 
Рассмотреть прогнозы 
взаимоотношений России и ВТО.

  1. Характеристика ВТО 
    ВТО была основана в 1995 году. Она является 
    продолжателем Генерального соглашения 
    о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного 
    сразу после Второй мировой войны в 1947 году. 
    В 1998 году в Женеве отмечался золотой 
    юбилей ГАТТ. Эта система, призванная 
    регулировать мировую торговлю через механизм 
    сдерживания односторонних действий, 
    просуществовала почти 50 лет и доказала свою 
    действенность в качестве правовой основы 
    многостороннего товарообмена. 
    Время после Второй мировой войны было 
    отмечено быстрым ростом мировой торговли. 
    Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% 
    в год. 
    В 1997 году общий объем торговли 
    превзошел в 14 раз уровень 1950 года. Система 
    развивалась в процессе проведения в рамках 
    ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На 
    первых раундах в основном 
    обсуждались вопросы сокращения тарифов, но 
    позднее переговоры охватили другие области, 
    такие как антидемпинг и нетарифные меры. 1 
    Последний раунд – 1986-1994 гг., т.н. 
    «Уругвайский раунд», — привел к созданию ВТО, 
    которая значительно расширила сферу действия 
    ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами 
    и торговые аспекты прав интеллектуальной 
    собственности. 
    Секретариат ВТО находится в швейцарском 
    городе Женева. Соглашение об учреждении 
    Всемирной торговой организации 
    предусматривает создание постоянно 
    действующего форума государств-членов 
    для урегулирования проблем, оказывающих 
    влияние на их многосторонние торговые 
    отношения, а также для осуществления контроля 
    над реализацией соглашений 
    и договоренностей так называемого Уругвайского 
    раунда многосторонних торговых переговоров. 
    ВТО функционирует во многом так же, 
    как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль 
    над более широким спектром торговых 
    соглашений и имеет гораздо большие 
    полномочия в связи с усовершенствованием ряда 
    процедур принятия решений. 
    Главной задачей ВТО является 
    либерализация мировой торговли путем ее 
    регулирования 
    преимущественно тарифными методами 
    при последовательном сокращении уровня 
    импортных пошлин, а также устранении 
    различных нетарифных барьеров, 
    количественных ограничений и других 
    препятствий в международном обмене товарами 
    и услугами. Основополагающими принципами 
    и правилами ГАТТ/ВТО являются: 2 
    предоставление режима наибольшего 
    благоприятствования в торговле на 
    недискриминационной основе;

 
взаимное предоставление национального  режима 
товарам и услугам иностранного происхождения; 
регулирование торговли преимущественно 
тарифными методами; 
отказ от использования количественных 
ограничений; 
транспарентность торговой политики; 
Таким образом, механизм ГАТТ 
был усовершенствован 
и адаптирован к современному этапу развития 
торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, 
будучи международной организацией, 
формально таковой не являлась, но при переходе 
к ВТО позволила последней стать таковой. 
ВТО – это не только организация, но 
и одновременно комплекс правовых документов, 
своего рода многосторонний, крайне запутанный, 
торговый договор (соглашение), определяющий 
права и обязанности правительств в сфере 
международной торговли товарами и услугами. 
Правовую основу ВТО составляют 
Генеральное соглашение о торговле товарами 
(ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), 
Генеральное соглашение о торговле услугами 
(ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав 
интеллектуальной собственности (ТРИПС). 
Соглашения ВТО ратифицировались 
парламентами всех стран-участниц. Многие 
страны возвели соглашения по ВТО в ранг 
законов, однако США эти соглашения законами не 
признают и не ратифицируют, объясняя это тем, 
что соглашение – не договор. 
Проще говоря, через механизм ВТО ТНК 
получают возможность заставлять государства 
работать в интересах крупного бизнеса. 
Главной целью ВТО и основной ее миссией 
является либерализация мировой торговли. Но 
не только. Важнее всего, как 
подчеркнуто в «Соглашении об учреждении 
Всемирной торговой организации», создание на 
базе этого краеугольного 
понятия «интегрированной, более 
жизнеспособной и устойчивой многосторонней 
торговой системы». 
В различных документах Всемирной 
торговой организации настойчиво проводится 
политика достижения следующих целей. 
Рачительное использование всех мировых 
ресурсов. 
Обеспечение полной занятости населения. 
Создание условий для стабильного роста уровня 
жизни. 
Постоянное повышение доходов и эффективного 
спроса на товары и услуги. 
Рост объемов производства и расширение 
торговли. 
Формирование системы экологической 
безопасности и охраны окружающей среды.3 
Для достижения этих целей все страны 
— члены ВТО принимают обязательство по 
выполнению почти трех десятков основных 
соглашений и юридических инструментов, 
объединенных термином 
«многосторонние торговые соглашения» (МТС). 
Таким образом, Всемирная торговая 
организация представляет собой своеобразный 
многосторонний контракт, или «пакет 
соглашений», нормами и правилами которого 
регулируется свыше 90% всей мировой торговли 
товарами и услугами. 4 
ВТО регулирует практически все сферы, 
связанные с мировой торговлей. 
Правительственные закупки и сельское 
хозяйство, текстиль и одежда, 
вопросы определения места происхождения 
товара и проблемы торговли интеллектуальной 
собственностью — все регламентируется 
соответствующими многосторонними 
соглашениями.5 
Страны-члены ВТО, которых сейчас 153 
решают эти задачи путем контроля за 
выполнением многосторонних соглашений, 
проведения торговых переговоров, 
урегулирования торговых споров в соответствии с 
механизмом ВТО, а также оказания помощи 
развивающимся странам и проведения обзора 
национальной экономической политики 
государств. 
Торговая система ВТО имеет как свои 
преимущества, так и недостатки. 
Преимуществами ВТО считается: 
получение экономической выгоды, путем 
уменьшения барьеров для осуществления 
товарообмена; 
понижение стоимости жизни граждан, за счет 
уменьшения цены товаров и услуг; 
снижение торговых пошлин приводит к 
активизации торговли и, как следствие, 
повышению доходов государства и каждого 
гражданина страны; 
снижение внутреннего политического 
лоббирования интересов отдельных отраслей 
экономики; 
система уравнивает в правах все страны, 
входящие в ВТО, независимо от уровня их 
экономического развития; 
предусмотрен льготный механизм участия 
развивающихся стран в системе ВТО; 
наличие действенного механизма разрешения 
споров. 
Недостатки ВТО: 
снижение таможенных барьеров дает 
возможность выхода на внутренний рынок 
страны более дешевых и качественных товаров 
стран-участников ВТО, что приводит  
к разорению 
отечественных производителей, и, как следствие, 
к увеличению безработицы; 
развитые страны осуществляют государственную 
поддержку важных для экономической 
безопасности отраслей, в то же время, запрещая 
это новым членам ВТО; 
многосторонние соглашения нарушают основной 
принцип ВТО - равные права и обязанности по 
регулированию таможенных пошлин, как 
регулятора цен на товары и услуги. 6 
Решения в ВТО, 
принимаются всеми государствами-участниками 
обычно методом консенсуса, что является 
дополнительным стимулом к укреплению согласия 
в рядах ВТО. 
Принятие решения большинством 
голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики 
пока не было; в рамках работы предшественника 
ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место. 
Участниками соглашения являются 
государства, которые в 1947 году, сразу после 
Второй Мировой войны, отказывались от части 
своего суверенитета ради свободного 
передвижения товаров и капиталов. 7 
Всю выгоду от членства в ГАТТ47 и ВТО 
получили развитые государства: США, Западная 
Европа, Япония и т.п., которым, действительно 
есть чем торговать, есть, что защищать, и без 
торговли они просто зачахнут. 
Но такие страны, как Бразилия, Аргентина, 
и множества более слаборазвитых стран, вместо 
процветания получили, ориентируясь на советы 
западных финансовых консультантов развал 
экономик. 8 
Более сильные государства используют ВТО в 
качестве дополнительного давления на 
государства, политику которых они хотят 
изменить. Например, при вступлении Саудовской 
Аравии в ВТО США поставили ряд сугубо 
политических условий.

 

2.Последствия вступления в ВТО стран СНГ 
Украина стала членом ВТО в 2008 году. 
Результатом трехлетнего членства стали: 
потеря десяти тысяч рабочих мест; 
прекратили свое существование десятки крупных 
заводов и сотни более мелких производств; 
прибыль от снижения пошлин на поставку 
украинских товаров на рынки стран ВТО в два 
раза меньше, чем потери от импорта товаров и 
услуг (отрицательное сальдо баланса); 
ВВП Украины уменьшился, более чем на 15%; 
значительно снизился уровень 
конкурентоспособности отечественных товаров; 
пострадали отрасли производственной сферы.

Все это произошло  из-за того, что 
Украина вступила в ВТО на очень невыгодных 
для себя условиях. В тот момент не была 
выработана стратегия развития 
экономики страны. Верх взяли политические 
амбиции руководства страны 
над трезвым расчетом и умелым ведением 
переговоров об условиях 
присоединения к Соглашениям. 9 
Поскольку по правилам ВТО один раз в три 
года можно изменить условия участия страны 
в ВТО, у Украины есть возможность 
скорректировать Соглашения. 
Одной из пострадавших отраслей экономики 
Украины стало автомобилестроение. По 
требованию ВТО ввозная пошлина на 
импортные машины снижена с 25% до 10%. 
Результатом стало сокращение производства 
отечественного автопрома в шесть раз и 
уменьшение работающих в отрасли в два раза. 
Интерес инвесторов перешел из 
производственной сферы в импортную готовую 
продукцию. Это послужило причиной перехода 
отечественной промышленности от выпуска 
высокотехнологической продукции 
машиностроения к вторичной. 
Агропромышленный комплекс 
также значительно потерял свои позиции. 
Например, снижение пошлины на ввоз сахара- 
сырца привело к остановке пятидесяти 
заводов страны, производящих сахар. 
Приостановлен экспорт сахара страной, которая 
длительное время являлась лидером 
в производстве и продаже сахара. 
Эксперты считают, что Украина сохранит 
ведущие позиции по переработке мяса, зерна, 
и другой сельхозпродукции. 
Пошлины на ввоз мяса в Украину в 8 раз 
меньше, чем пошлины на экспорт 
украинского мяса в другие страны. 
Импортное сало из Польши, Нидерландов, 
Германии заполонило рынок Украины. 
Еще одно невыгодное для Украины условие 
Соглашения - это обязательство Украины не 
стимулировать свое сельское хозяйство, в то 
время как США и европейские страны- 
участники ВТО помогают своим 
сельхозпроизводителям.

 
Импорт сельхозтехники осуществляется из 
стран ВТО по нулевой ставке пошлины, что 
реально уничтожает отечественное 
сельхозмашиностроение. 
Также, установленная нулевая пошлина на 
ввоз мебели (до вступления в ВТО она составляла 
40%), стала причиной уменьшения объема 
выпуска мебели украинскими производителями. 
Мебельный рынок Украины заполнила мебель 
производства Китая, Италии и стран Прибалтики. 
В тяжелом положении оказалась и легкая 
промышленность. Падение производства 
составило 45%, в то время как импорт 
товаров легкой промышленности увеличился на 
46%.10 
Негативные последствия участия Украины 
в системе ВТО отмечаются в винодельческой, 
пищевой, молочной, авиационной 
промышленности. 
Только в области импорта подсолнечного 
масла Украине удалось за эти три года занять 
лидирующие позиции в мире. Важным фактором 
успеха стала своевременная модернизация 
производственных мощностей отрасли до 
вступления страны в ВТО. 
Украина не единственная страна, 
которая желает изменить 
условия ранее заключенных соглашений ВТО. 
Например, Аргентине, Чили 
и Индии удалось значительно повысить 
ввозные пошлины на сахар, чтобы защитить свой 
внутренний рынок. 
Перед Украиной на переговорах стоит не 
простая задача – откорректировать 
условия участия страны в ВТО в сторону создания 
равноправных условий для конкуренции и 
изменение законодательства в сфере 
сертификации продукции, для исключения 
ситуации, которая в настоящее 
время создалась с экспортом Украиной 
продукции виноделия на внешний рынок. Доступ 
украинского вина закрыт из-за жестких условий 
сертификации к товару, установленных странами- 
участниками ВТО. В то же время импорт вина 
в Украину возрос до 30%.

 

Результатом вступления в ВТО Киргизии 
стало: 
незначительное повышение экспорта в большей 
части за счет торговли со странами СНГ; 
оказались не защищенными от внешнего 
вмешательства в важнейшие отрасли экономики 
Киргизии: сельское хозяйство, финансовый 
сектор, перерабатывающая промышленность и 
телекоммуникации; 
огромный поток недорогих товаров зарубежного 
производства вытеснил отечественную 
продукцию, особенно пострадало сельское 
хозяйство;11 
экспортные товары Киргизии, на которые 
странами ВТО снижены пошлины, не 
выдерживают конкуренцию на зарубежных 
рынках; 
ожидаемое поступление инвестиций на развитие 
отраслей Киргизии не оправдалось – инвесторов 
не заинтересовал внутренний рынок страны. 
Грузия вступила в ВТО в 2000 году. 
Поспешность при проведении 
переговоров привела 
к необходимости выполнения обязательств, 
наносящих ущерб экономике страны. 
Поэтому Грузия не 
выполнила условия введения особых пошлин на 
сырье, компьютерную технику, 
сельхозоборудование, фармацевтику и 
гражданскую авиацию. 
Также Грузия не выполнила переход страны 
на систему международных стандартов 
отчетности и сертификации, не провела 
антидемпинговые мероприятия. Инвесторы не 
спешат вкладывать деньги в грузинскую 
экономику. Торговое сальдо остается 
отрицательным. 
Молдавия является членом ВТО с 2001 года. 
Обсуждение условий были длительными из-за 
того, что молдавские бизнесмены выступали 
против членства страны в ВТО. В результате 
переговоров Молдавии удалось отстоять 
право бюджетной поддержки сельского 
хозяйства. Также удалось отстоять от внешнего 
вмешательства мебельный бизнес 
и рынок алкогольной продукции. 12 
В сфере банковских услуг страна установила 
жесткое требование к иностранным банкам – 
получение лицензии национального 
банка Молдавии. 
Также несомненным успехом молдавских 
переговорщиков стала нулевая пошлина на 
все товары, поставляемые в страны ЕС. 
Это позволило Молдавии значительно 
увеличить экспорт своей продукции. 
После длительных и сложных переговоров 
Армения вступила в ВТО в 2003 году. 
Армения добилась льготных таможенных пошлин 
и отсрочки открытия своего 
рынка телекоммуникационных услуг. 
Членство в ВТО не привлекло в экономику 
страны инвестиции. Не изменился объем 
экспорта. Результативное торговое сальдо 
оказалось отрицательным, следовательно, импорт 
значительно превысил экспорт. 
Это связно с тем, что товары Армении не 
выдерживают конкуренцию на внешнем рынке. 
Страна рассчитывает выйти из 
этого провала с помощью наличия 
дешевой рабочей силы и низким 
издержкам производства. 
Опыт стран бывшего союза не является 
решающим для принятия решения Россией 
о вступлении в ВТО, но российские власти должны 
постараться избежать поспешности в заключение 
Соглашений, которые ущемят интересы страны. 
Быть членом ВТО – это иметь доступ 
к рынкам стран-участников. Но это не означает 
увеличения инвестиций в экономику страны и то, 
что товары и услуги России смогут завоевать 
внешний рынок. 
Для этого необходимо 
иметь конкурентоспособные 
отрасли экономики и сохранение 
экономической и политической независимости 
в вопросах касающихся безопасности страны 
и каждого ее гражданина. 13

 

 
3.Отношение к вступлению в ВТО в России 
Опрос, проведенный Фондом Общественное 
мнение 15. 06 2010 показал, что почти половина 
россиян (46%) не знают о существовании 
Всемирной торговой организации (ВТО), но при 
этом треть граждан РФ поддерживают идею 
вступления России в эту организацию. 
В ходе опроса 46% респондентов заявили, 
что «впервые слышат» о такой организации, хотя 
этот показатель и меньше по сравнению 
с результатами исследования, проведенного в 
2007 году, когда неосведомленных набралось 55%. 
В то же время тех, кто считает, что 
намерение России вступить в ВТО 
будет полезно для страны, набралось 29%. 
Как отмечается в сообщении ФОМ, два года 
назад положительную оценку этому дали 41% 
участников опроса. О том, что это принесет 
«больше вреда», заявили 36% (в 2007 году — 
35%). При этом 23% опрошенных затруднились 
ответить на этот вопрос. 
Даже сторонники ВТО указывают, что для 
вступления в ВТО у России нет 
необходимых технических условий. 
Законов попринималось много, а 
вот технических средств нет. 14 
Например, нет баз данных о требованиях 
к продукции, предъявляемых на территориях 
тех или иных государств, в том 
числе и к продукции, которую придется 
поставлять на рынки самой России. 
Нет соответствующих лабораторий, в 
которых наши производители могли бы получить 
сертификаты на свою продукцию 
для тех или иных рынков. В таких условиях 
вступление в ВТО приведет немедленно 
к разрушению производств, которые пока худо- 
бедно обеспечивают граждан России 
своей продукцией. 
Не проработаны на должном уровне 
вопросы стандартизации или так называемого 
технического регулирования. Даже, по мнению 
М.Фрадкова законодательство о техническом 
регулировании «работает» исключительно в 
пользу иностранных торговых конкурентов. 
Защитники ВТО стараются всеми силами 
сгладить неприятные выводы о деятельности ВТО. 
Существуют различные точки зрения на 
многостороннюю торговую систему и на 
ВТО как форум, на котором страны 
могут разрешать свои разногласия по торговым 
вопросам. Критика ВТО, якобы, зачастую 
основана на неправильном представлении о том, 
как работает эта организация. 15

 

 
Также «в народе» очень популярны 
некоторые мифы, которые зачастую ошибочны: 
«ВТО диктует государственную политику 
правительствам стран-членов». Это неверно. ВТО 
не указывает правительствам, как им проводить 
свою торговую политику — организацией 
руководят ее участники. Соглашения ВТО 
принимаются в результате переговоров между 
правительствами стран-членов на основе 
консенсуса и ратифицируются парламентами. 
Однако, ради вступления в ВТО, государство 
идет на коренную ломку национального 
законодательства в целях унификации с нормами 
ВТО. Например, в соглашении между Россией и 
ЕС, введены два условия для России – познать и 
признать ценность западной демократии и 
обеспечить странам ЕС и массе всяких союзов 
неограниченный доступ к ресурсам России. 
Поставив свою подпись под соглашением 
с ЕС, Россия теперь никак не может отбиться от 
Запада, так как в ЕС приняли это соглашение за 
согласие допустить их к сырьевым кладовым, 
а Россия, в силу особенностей русского языка, 
понимает под соответствующей фразой 
в соглашении возможность 
для размышления и согласования интересов. 
«Членство в ВТО ведет к потере суверенитета 
участников». Это не так. В реальности 
ВТО ничем не отличается от других 
международных организаций, которые не 
предполагают делегирования какой-либо 
части национального суверенитета 
наднациональным международным органам. 
В этом ее отличие от организаций 
интеграционного типа, таких как 
Европейский Союз. 
Формально членство не предполагает отказа 
от суверенитета, но подчинение правилам 
торговли других государств – это и есть отказ от 
части суверенитета, так как 
экономика — это основа политики. 
«Участие в ВТО – это полная либерализация 
доступа на рынок и свободная торговля 
любой ценой». Это неверно. Несмотря на то, 
что один из принципов системы ВТО — снижение 
странами своих торговых барьеров 
и обеспечение более свободного осуществления 
торговли, о том, насколько эти барьеры должны 
понижаться, страны-участницы договариваются 
друг с другом. 
«Коммерческие интересы преобладают над 
вопросами здоровья и безопасности человека». 
Это не так. Ключевые положения в соглашениях 
ВТО, такие как статья 20 ГАТТ, позволяют 
правительствам предпринимать действия по 
защите жизни и здоровья людей, животных или 
растений. Ряд соглашений затрагивают вопросы 
стандартов на продовольственную продукцию, 
качества и безопасности пищи и другой 
продукции животного и растительного 
происхождения. Их целью является защита прав 
правительств на обеспечение безопасности своих 
граждан.16

Информация о работе Россия и ВТО: прогнозы взаимоотношений