Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 15:58, курсовая работа
Условия, в соответствии с которыми формируется спрос, предложение, равновесная цена на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на каждом конкретном рынке.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение и факторов производства, их сущность, проблемы взаимодействия в процессе производства и, конечно же, вопросы их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Заочный финансово-экономический институт
Заочный финансово-кредитный
факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Микроэкономика»
на тему:
Рынки факторов производства
Москва – 2014 г.
Оглавление
Введение
В современном обществе постоянно происходит какое-либо изменением (видоизменением) рыночной экономики под воздействием многообразных факторов, причем, значение их неравнозначно. В результате развития общества происходит своеобразное видоизменение потребностей людей, фирм, поэтому происходит и создание новых товаров, видов услуг, виды экономической деятельности, т.п., а также формируются новые механизмы регулирования. Поэтому экономическая теория постоянно проводит переосмысление существующих экономических категорий, их корректировку, вводит новые понятия, механизмы действия, модели действий и процессов. Кроме того, конечно, трансформируются и сами экономические ресурсы.
Экономические ресурсы - это те элементы, которые используются для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе можно отнести землю (земельные ресурсы), труд, капитал.
У каждого хозяйствующего субъекта должно быть(предполагается необходимость) наличия финансовых ресурсов, т.е. должно быть в его распоряжении. Остановимся вначале на наличных ресурсах (денежных средствах). Как показывает практика, когда мы хотим удовлетворить наши желания по удовлетворению наших потребностей в полном объеме, как правило, мы сталкивается с ограниченностью финансовых возможностей, т.е. не хваткой. Аналогичная ситуация и в бизнесе. Конечно, эта ограниченность является относительной. С развитием общества, изменением ситуации на рынке она преодолевается (чаще всего). В тоже время на каждый данный момент времени имеется ограниченность экономических ресурсов в целом по бюджету семьи (страны, в секторе экономики, у хозяйствующих субъектов и т.п.). Это означает то, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей (всех членов общества) в обществе принципиально невозможно. В принципе это верно и для любого отдельного хозяйствующего субъекта. Из-за ограниченности ресурсов мы и стремимся к наилучшему их использованию, к совершенствованию процессов. Поэтому перед экономической наукой и ставится сложная, по сути своей, двойная, задача. Она является одновременно и объективной, и субъективной или, выражаясь другими словами, позитивной и нормативной. Рассмотрим в данной работе необходимость ее решения на примере рынков факторов производства.
Рынки факторов производства, безусловно, являются особым видом рынков в общей системе рыночной экономики. Если на рынках готовых товаров и услуг фирмы являются продавцами, а потребители товаров( услуг) являются покупателями, то на рынках факторов производства фирмы являются покупателями и рабочей силы, и ресурсов, и земли, и капитала. При этом каждый рынок факторов производства имеет свои особенности.
Условия, в соответствии с которыми формируется спрос, предложение, равновесная цена на рынках факторов производства, во многом зависят от вида конкуренции, доминирующей на каждом конкретном рынке.
Целью этой курсовой работы является рассмотрение и факторов производства, их сущность, проблемы взаимодействия в процессе производства и, конечно же, вопросы их наиболее оптимального сочетания в условиях рыночной экономики.
Сразу определимся, что любой экономический ресурс – это товар. Следовательно, он может являться объектом купли-продажи. Не исключение и факторы производства. Цены на любой из них определяются участниками рынка в соответствии с существующими законами ценообразования и зависят от соотношения спроса и предложения. Рынки факторов производства, в прочем, как и рынки товаров и услуг, бывают совершенно конкурентными и несовершенно конкурентными. В тоже время, рынок факторов производства существенно отличается от рынка товаров и услуг. Рассмотрим это детально.
Во-первых, на рынке факторов производства производители, которые на рынке товаров и услуг выступали продавцами товаров, выступают теперь покупателями, чем, по сути, наполняют производственный процесс необходимыми ресурсами.
Во-вторых, различна природа и товаров, реализуемых на рассматриваемых рынках. На рынке товаров и услуг в качестве объекта купли-продажи выступает готовая продукция (фактические результаты производства). На рынке факторов производства в качестве объекта купли-продажи выступает условия самого производства, т.е. то, без чего это производство неосуществимо.
В-третьих,
расходы покупателей факторов производства
– расходы производителей, выступают
как доходы для продавцов ресурсов и тем
самым являются, по сути, двигателем развития
производственных процессов (общества).
Следовательно, можно сказать о взаимосвязи
уровня дохода в обществе от уровня развития
производства, от его потребностей в ресурсах.
В современном обществе люди для осуществления своих потребностей и желаний выступают на рынке труда в качестве рабочей силы. Если говорить о труде с точки зрения экономическая деятельность, то это некий баланс между производительностью и издержками. Труд является сознательным выбором человека, деятельностью, которую он осуществляет для возможности в дальнейшем получить материальное вознаграждение, которое потом реализовать на приобретение желаемых им благ (материальных, духовных). Полезность труда - это его продуктивность, иными словами, результат изменения товара (услуги) таким образом, чтобы в обществе повышалась степень удовлетворения потребностей. В тоже время необходимо учитывать, что полезность труда носит и субъективный характер и зависит от индивидуального психо - эмоционального состояния работника (человека). Низкая производительность труда неизбежно приводит к замедлению экономического роста. Итак, в экономическом смысле полезность труда отражается в результате самой деятельности (производительности). При оценке производительности труда в социальном аспект нужно понимать, что вместе с созидательной функцией, есть и отрицательная, которая отражается в возможном «износе» рабочей силы. Человек тратит свое время на труд, т.е, по сути, отказывается от другого использования времени.
Без процесса труда невозможно функционирование любого производства. Если труд можно назвать главным фактором функционирования производства, то заработная плата один из важнейших факторов формирования ценообразования рыночных цен.
Заработная плата является вознаграждением за труд. Прежде всего, говоря о зарплате, имеют ввиду ставку заработной платы, т.е. определенный размер, который выплачивается за использование труда по определенным условиям (отработанному времени…).
При оценке возможного психо - эмоционального состояния работника нужно проводить оценку не только номинальной, но и реальной заработной платы. Определимся в чем различие этих понятий.
Под номинальной заработной платой понимается вся сумма денежных средств, которую получает работник наемного труда за свой труд (дневной, недельный, месячный). По этой величине можно судить об уровне заработка работника, его дохода. А вот для определения уровня потребления и благосостояния человека надо знать его реальную заработную плату. Реальная заработная плата - эта уже то, что можно приобрести за полученные деньги (жизненных благ и услуг..). Понятно, что реальная заработная плата находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы, а от уровня цен на предметы потребления и услуги и - в обратной.
При рыночной системе экономики уровень реальной зарплаты естественно формируется под влиянием спроса и предложения. Субъектами спроса на трудовые ресурсы на рынке труда выступает как бизнес, так и государство, которое должно обязательно учитывать и социальный фактор.
Спрос на труд со стороны бизнеса определяется, прежде всего, доходностью от предельного продукта, приносимого этим фактором, а также предложением других факторов производства. Со своей стороны, величина предельного продукта труда зависит от самой рабочей силы (ее качества, от уровня профессиональной подготовки, от уровня кооперации труда, ее мобильности…). Спрос на труд существует до того момента, когда доход(выручка) от использования предельного (последнего) работника сравняется с расходами(издержками) по его использованию.
Говоря о предложение труда в широком смысле (на уровне народного хозяйства), нужно учитывать, прежде всего, особенности населения региона, по которому идет оценка, в т.ч. численность, долю трудоспособных, возрастной состав, и т.д.
Говоря о предложение труда на отраслевом уровне, нужно давать оценку по трудовым ресурсам определенных профессий (количеством работников, дифференсации по квалификации, возможностями повышения квалификации трудовых ресурсов данного профиля …)
Говоря об индивидуальном предложении труда, нужно понимать, что здесь многое зависит от субъективной оценки индивидуума: от престижности профессии, от удаленности от дома места работы, от уровня профессиональной организованности в той или иной отрасли, от социальных условий труда в фирме и т.д. Однако на первом месте, безусловно, стоит размер (уровень) заработной платы.
Предложение труда индивидуума имеет зависимость от факта – член он профсоюза или нет.
Как и труд, можно продавать и покупать и капитал. При этом он станет товаром, если будут соблюдены два обязательных условия:
- наличие временно свободного капитала у его обладателей,
- наличие временной потребности у хозяйствующих субъектов в дополнительном капитале.
Как и труд, Капитал как товар имеет свои особенности. Если обычный товар при его продаже меняет своего собственника, то капитал и при продаже остается в собственности самого продавца, так как продается право на временное использование капитала, а не он сам. Имеет место быть некая двойственность этого товара:
- объект собственности – владеет им продавец;
- функционирующий объект - в пользуется покупатель.
При этом при сделке по купле-продаже капитала обе стороны (продавец, покупатель) планируют иметь доход от одного и того же капитала. Таким образом, на основании этого появляются на рынке предложения и спрос на капитал, т.е. формируется рынок капиталов.
В проведении сделок на рынке капиталов, получении дополнительного капитала могут быть заинтересованы различные хозяйствующие субъекты (предприятия, государство...), причем в разное время они могут выступать на рынке капиталов то в качестве продавца, то покупателя, а то и одновременно (по разным сделкам).
Капитал, который выставляют на продажу, называют ссудным, он может выступать в разных формах:
- денежная (определенная сумма денег);
- натуральная (средства производства);
- ценные бумаги.
Как уже было сказано, обе стороны сделки по продаже капитала рассчитывают получить в результате применения капитала определенный доход. Для функционирующего предприятия – это так называемый предпринимательский доход, для собственника капитала - процентный доход (плата за предоставление своего капитала во временное пользование). При определении условий сделки, как правило, данный доход указывают в абсолютной величине (полученной сумме денег) и относительной (отношение абсолютной величины процента к сумме ссужаемого капитала), в процентах - норма процента.
Если лицо хочет получить прибыль и вкладывает собственный капитал в какое-нибудь дело, то его называют инвестором, а сами эти вложения - инвестициями. При этом инвестору перед вложением своего капитала целесообразно рассчитать потенциально возможные доходы от инвестиций и сравнить с теми, которые он мог получить сегодня. Для определения, какое количество денег надо иметь сегодня, чтобы получить нужную сумму в будущем при имеющейся сегодня ставке (величине) процента, проводится счетная операция, называемая дисконтированием.