Себестоимость автотранспортных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Теория
Расчет показателей себестоимости
меры по снижению себестоимости

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 95.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

       В процессе хозяйственной деятельности предприятий различные издержки принимают форму себестоимости, т. е. денежных затрат, которые необходимы для возмещения износа основных средств, потребленных оборотных средств и расходов на оплату труда трудовому персоналу, который связан с производством продукции, организацией и управлением производства и с процессом реализации продукции.

       Себестоимость является стоимостной категорией, которая  в денежной форме выражает издержки на производство и реализацию продукции, что составляет часть стоимости  продукции.

       Себестоимость складывается из затрат в состав которых, в частности, включаются:

    1. Затраты труда, средств и предметов труда, к которым в свою очередь относятся:

      а) затраты на подготовку и освоение производства;

      б) затраты непосредственно связанные  с производством продукции, обусловленные  технологией и организацией производства, включая расходы по контролю за качеством продукции;

      в) расходы, связанные с изобретательством  и рационализацией;

      г) расходы по обеспечению нормальных условий труда и технической  безопасности;

      д) расходы, связанные с подготовкой  и переподготовкой кадров;

      е) расходы по управлению производством;

      и т. д.;

    1. Затраты, связанные со сбытом, упаковкой, хранением, транспортировкой, погрузкой, разгрузкой и (кроме тех случаев, когда эти расходы возмещаются покупателями сверх цены продукции);
    2. Непроизводственные расходы, не связанные с производством и реализацией продукции, но их возмещение путем включения в себестоимость продукции необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства для отдельных предприятий.

       В себестоимость продукции также  включаются потери от брака, простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей  в пределах норм естественной убыли, пособия в результате потери трудоспособности из-за производственных травм и т.п.

       Что касается себестоимости автотранспортных перевозок, то она представляет собой экономический показатель, выражающий в стоимостной оценке все затраты предприятия, связанные с процессом перевозки. Себестоимость продукции включает в себя затраты материальных и трудовых ресурсов, основных фондов и другие расходы, связанные с управлением и обслуживанием автотранспортного производства.

       Себестоимость перевозок, как показатель имеет  большое значение при оценке автотранспортной деятельности, так как оказывает  влияние на финансовое состояние  перевозчика. Чем ниже себестоимость  перевозок, тем лучше финансовое состояние предприятия или частотного предпринимателя, осуществляющих перевозки  автомобильным транспортом.

       Затраты, входящие в состав перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом  достаточно разнородны по своему составу, экономическому назначению.

       Все затраты, образующие себестоимость  перевозок автомобильным транспортом, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим  элементам затрат:

       1) Затраты на оплату труда;

       2) Отчисления на социальные нужды;

       3) Материальные затраты;

       4) Амортизация основных фондов;

       5) Прочие затраты.

       Что касается данной курсовой работы, то её целью является изучение вопроса  себестоимости автотранспортных услуг  как в странах с развитой экономикой, так и в РБ. Задача курсовой работы состоит в том, чтобы на определенном примере выявить возможные направления  и пути снижения себестоимости автотранспортных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 СЕБЕСТОИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ ЭКОНОМИКОЙ

       Грузовой  автомобильный транспорт в США является наиболее универсальным и удобным средством перевозки грузов. Транспортировка грузовыми автомобилями требует относительно небольших первоначальных капитальных затрат по сравнению с использованием самолетов, судов или железнодорожного транспорта. Однако это преимущество несколько теряется из-за значительных эксплуатационных затрат. Недостатки автомобильного транспорта обусловлены двумя факторами. Во-первых, стоимость перевозки автомобильным транспортом в пересчете на одну тонну груза выше, чем любым другим транспортным средством, за исключением авиации. Это связано с тем, что для перевозки автотранспортом большого количества груза требуются большие затраты труда, горючего и просто много грузовиков. Кроме того, более 90% затрат на перевозки составляют немедленно выплачиваемые оборотные средства, такие, как оплата горючего и зарплата водителей. Доля этих затрат в автомобильном транспорте самая высокая по сравнению с другими видами транспорта; в авиации, водном транспорте, на железной дороге (около 70%) и в трубопроводном транспорте эта доля ниже. Железнодорожный транспорт может вытеснить автомобильный на дальних маршрутах, предложив аналогичные услуги.

       В США железнодорожный транспорт  перевозит больше грузов, чем автомобильный, однако в остальных высокоразвитых странах больше грузов приходится на долю автотранспорта. За исключением  Западной Европы и Японии, где в  последние десятилетия построены  технически совершенные железные дороги (главным образом для пассажирского  сообщения), в остальном мире железнодорожная  сеть в основном устаревшая. Во многих развивающихся странах промышленные зоны связаны с морскими или речными  причалами подъездными железнодорожными путями, но нет развитой сети железных дорог, что позволяло бы железнодорожному транспорту конкурировать с автомобильным. Более того, быстрее, легче и дешевле построить шоссе, чем железную дорогу; опыт показывает, что строительство автомобильных дорог энергичнее способствует развитию национальной экономики.

       Мировой парк зарегистрированного подвижного состава автомобильного транспорта насчитывает около 600 млн единиц, в том числе 86% приходится на легковые автомобили, 13% — на грузовые и только 1% — на автобусы. Наибольшее количество подвижного состава находится в Европе (40%), Америке (32%) и Азии (21%). В целом в мире краткосрочные перспективы развития этого вида транспорта вполне сочетаются с долгосрочными прогнозами, которые практически гарантируют до 2015 г. достаточно умеренные темпы роста парка транспортных средств и сети автомобильных дорог. Вместе с тем в наиболее развитых странах прогресс автомобильного транспорта будет выражаться в качественном улучшении транспортных средств, совершенствовании и внедрении высокоэффективных технологических процессов, способствующих снижению себестоимости перевозок. Наряду с этим весьма возможно постепенное внедрение экологически чистых видов топлива. Достаточно быстро будет продолжаться совершенствование типов покрытий автомобильных дорог, увеличение их пропускной способности, повышение безопасности движения и т.п.

       В отношении распределения транспортных средств по странам мира ожидается, что относительная доля, приходящаяся на развитые государства, уменьшится за счет более быстрого роста количества транспортных средств в развивающихся государствах, прежде всего в России, Китае, Индии, Бразилии. Предполагается, что в перспективе до 2015 г. парк грузовых автомобилей, в частности в Европе, будет увеличиваться на 1,5-3% ежегодно. Примерно тоже прогнозируется и в отношении удельного веса протяженности автомобильных дорог по странам мира. По качеству транспортных средств и автомобильных дорог промышленно развитые страны до 2015 г. сохранят свое лидерство. В остальных странах быстрое увеличение количества транспортных средств и протяженности автомобильных дорог будет характеризоваться качественными показателями. На современном этапе развития мировой экономики автомобильный транспорт для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и ключевым элементом транспортной системы, который играет главную роль в обеспечении экономического роста и социального развития. В большинстве развитых стран автомобильный транспорт развивался опережающими темпами по отношению к другим видам транспорта и отраслям экономики. Этому способствовали его объективные преимущества, дополненные значительным прогрессом в области дорожного строительства и конструкций автотранспортных средств, а также в связи с широким распространением систем промышленной и транспортной логистики.

       Массовое  применение автотранспортных средств  повлекло за собой изменения во всех секторах экономики и в социальной сфере, в ситуации на рынке труда, в градостроительной политике, в  организации розничной торговли, отдыха, в других аспектах жизни  общества. При этом процесс автомобилизации  принял, по существу, глобальный характер. В настоящее время в наиболее развитых странах 75-80% всего объема пассажирских и грузовых перевозок  выполняется автомобильным транспортом. Вместе с тем, с учетом серьезности негативных аспектов процесса автомобилизации, транспортная политика стран ЕС, США и других развитых стран направляется не на прямое ограничение этого процесса, а на его регулирование в целях снижения потерь от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), недопущения необратимых экологических последствий автомобилизации и предотвращения коллапса в наиболее загруженных сегментах автодорожных сетей. Эта политика реализуется в рамках так называемой концепции устойчивого развития транспорта, предусматривающей сбалансированное развитие различных видов транспорта, повышение роли общественного автотранспорта, введение ряда ограничений движения личных легковых автомобилей в крупных городах и на наиболее напряженных автомагистралях (платный проезд, ограничения времени движения, выделение приоритетных полос движения автобусов, проведение парковочной политики и т. д.).

       В странах ЕС значительная доля в объеме перевозок грузов выполняется коммерческими  автотранспортными предприятиями, относящимися к так называемому  транспорту общего пользования. Так, их доля в объеме перевозок основных грузов в Великобритании составляет около 50%, во Франции — более 53%, в Германии на дальние расстояния (свыше 150 км) коммерческим автотранспортом доставляется около 68% грузов, а на ближние расстояния — до 48%. В указанных странах в осуществлении пассажирских перевозок ведущее место принадлежит личным легковым автомобилям (до 80% от всего объема), однако за последние годы из-за перегруженности дорог легковым автотранспортом принимаются меры по преимущественному развитию общественного автобусного транспорта. При перевозках грузов за рубежом особое внимание уделяется внедрению высокоэффективных транспортно-логистических технологий: по терминальной системе, мультимодальным и интермодальным перевозкам с применением крупнотоннажных универсальных и специализированных контейнеров, контрейлеров, транспортных пакетов. Темпы роста перевозок грузов по указанным технологиям значительно превышают увеличение объемов перевозок грузов без применения этих технологий. За последние 7-8 лет объемы контейнерных и контрейлерных перевозок в Германии, Франции, Японии и других странах увеличились более чем в 1,5 раза. Эта общая долгосрочная тенденция касается и Республики Беларусь.  
 
 
 

2 СЕБЕСТОИМОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ  УСЛУГ В РБ

       2.1 Основные понятия и нормативно правовые акты о себестоимости автотранспортных услуг

       Любое предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует  себестоимость оказываемых услуг, которая существенно влияет на финансовый результат работы.

       Себестоимость транспортных перевозок – один из основных параметров, влияющий на эффективность  деятельности предприятия.

       В соответствии с основными положениями  о составе затрат включаемых в  себестоимость продукции, каждая отрасль  включает тот состав затрат, который  в последствии используется при  определении себестоимости.

       Себестоимость автотранспортных услуг представляет собой стоимостную оценку затрат, произведенных в процессе реализации услуг.

       Рассмотрим, как отражается себестоимость автотранспортных услуг на формирование тарифов на перевозку.

       В соответствии с действующим законодательством  о ценообразовании регулирование  тарифов на перевозку пассажиров и багажа городским транспортом  общего пользования, на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом  в пригородном сообщении осуществляется областными (Минским городским) исполнительными  комитетами по согласованию с Министерством  экономики Республики Беларусь. Регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется Министерством экономики Республики Беларусь. Тарифы на перевозку грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее — тарифы) формируются перевозчиком самостоятельно.

       Положением  о порядке формирования тарифов  на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в  Республике Беларусь, утвержденном постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12 апреля 2001 № 74/8 (с изменениями и дополнениями; далее — Положение) установлен единый порядок формирования тарифов на внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом. Положение является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь (далее — перевозчики) независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности (за исключением индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог или применяющих упрощенную систему налогообложения, и коммерческих организаций с иностранными инвестициями).

Информация о работе Себестоимость автотранспортных услуг