Состояние жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
 теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
 анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
 анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ жкх.docx

— 99.19 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Современное  состояние жилищно-коммунального  хозяйства 6

1.1. Понятие  ЖКХ 6

1.2. Развитие  ЖКХ в России 9

2. Основные  направления реформы ЖКХ в  Ростовской области 14

2.1. Правое  и информационное обеспечение  реформы ЖКХ 14

2.2. Последствия  реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20

2.3. Стратегия  преобразований в жилищно-коммунальном  хозяйстве г. Таганрога 22

2.4. Реформирование  системы ЖКХ в Ростовской области 25

2.5. Проблемные  вопросы  реформирования ЖКХ  в регионе 31

3. Методические  положения и рекомендации по  реформированию жилищно–коммунального  хозяйства 35

3.1. Коррекция  стратегии реформы ЖКХ 35

3.2. Совершенствование  коммунального законодательства 38

Заключение 47

Список литературы 49

Приложения 53

 

  

 

Введение

 

 Реформирование жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) является составной  частью экономических реформ  в России. При этом жилищно-коммунальная  реформа имеет особое значение  в общем контексте социально-экономических  преобразований. ЖКХ - это важнейший  сектор национальной экономики. 

Многочисленные попытки реформирования ЖКХ так и не привели к формированию эффективно функционирующего рынка услуг ЖКХ. По-прежнему не развита конкуренция, и как следствие, работа предприятий отрасли не эффективна. В результате, содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетов. Многообразие и сложность социально–экономических процессов, протекающих в объектах жилищно–коммунального хозяйства, при относительном спокойствии и отсутствии политических потрясений в современной России и росте национальной экономики настоятельно требуют структурных изменений и, как следствие, реформирования всей отрасли.

Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального хозяйства, где  переплелись важнейшие социально–экономические  связи общества, стала очевидной  еще в начале 90 –х годов. Поскольку  отрасль включает в себя предприятия, деятельность которых напрямую связана  с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах, то она сама оказывает огромное влияние на экономическую ситуацию в стране и, прежде всего, на формирование бюджетов муниципальных образований. Из-за хронического и постоянно уменьшающегося финансирования отрасли становится невозможным предоставление населению  качественных услуг, что в конечном итоге приводит к ежегодно уменьшающимся  объемам ремонта жилья и инженерных коммуникаций.

Многочисленные проблемы отрасли, наряду с остаточным принципом ее финансирования, жесткие ограничения  нового строительства, наряду с требованиями повышения качества предоставляемых  услуг, привели к ее деградации и  стагнации.

Проблемы предприятий жилищно-коммунального  комплекса Ростовской области, и в частности города Таганрога, обусловлены недостаточно эффективной системой управления, тяжелым финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, а следовательно - мотивации к эффективной работе. В отрасли наблюдается высокая степень износа основных фондов, большие потери энергоресурсов, недостаточный уровень квалификации специалистов отрасли. Бремя содержания жилищно-коммунального хозяйства в его нынешних условиях непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета города. В последние годы недофинансирование ЖКХ привело большинство предприятий отрасли к фактическому банкротству, что вызывает социальную напряженность в коллективах и не позволяет обеспечить качество предоставления ЖКУ. Недостаточность бюджетного финансирования по реализации адресных программ капитального ремонта и развития отрасли привела к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры характеризуется высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоресурсов. Основные фонды предприятий тепло-, электроэнергетики и водопроводно- канализационного хозяйства требуют реконструкции и перехода на принципиально новые технологии работы. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно- восстановительным работам, что приводит к значительным затратам. В управлении и эксплуатации жилищного фонда отсутствуют конкурентные отношения. Отсутствует четкая и оперативная система контроля качества предоставляемых ЖКУ.

Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.

Для достижения поставленной цели в  исследовании определены следующие  задачи:

  • теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
  • анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
  • анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;
  • разработка методических положений и рекомендаций по реформированию жилищно–коммунального хозяйства.

 Объектом исследования является  система жилищно–коммунального  хозяйства Ростовской области.

Предметом исследования является проблема реформирования системы управления жилищно–коммунальным хозяйством.

Теоретической и методической основой  исследования послужили Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления  Правительства РФ, а также научные  труды и работы отечественных  и зарубежных авторов.

В качестве инструментов исследования будут использованы методы инженерного  анализа, математической статистики, статистического  и информационно–логического анализа, системный подход и программно–целевой метод.

 

1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства

1.1. Понятие  ЖКХ

 

Жилищная сфера - одна из важнейших составных частей экономики  России. Эта область народного  хозяйства включает в себя строительство  и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Жилой фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты  для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения  и иные жилые помещения, пригодные  для жилья.

Различаются следующие виды жилищного фонда: государственный, муниципальный, общественный и частный.

Коммунальное хозяйство  подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия  по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное  освещение и др.).

Ранее управление строительно-жилищным комплексом на федеральном уровне осуществлялось единым органом - Государственным комитетом  РФ по строительству и жилищно-коммунальному  комплексу1 . Он выполнял в основном функции координации и регулирования подведомственной деятельности, а другие вопросы управления в сфере строительства решали федеральные органы отраслевой и межотраслевой компетенции. Управление жилищно-коммунальной сферой находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный комитет  Российской Федерации по строительству  и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) являлся федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и  функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства, жилищной политики и жилищно-коммунального комплекса  и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Госстрой России в рамках выполнения поставленных перед ним  задач:

- обеспечивал реализацию  государственной политики в области  строительства, архитектуры, градостроительства  и жилищно-коммунального хозяйства;

- координировал по этим  вопросам деятельность органов  управления субъектов Российской  Федерации;

- осуществлял лицензирование  в области производства строительных  материалов и архитектурной деятельности;

- осуществлял государственный  архитектурно-строительный надзор  за качеством строительства, а  также государственный контроль  за соблюдением правил планировки  и застройки городов, за соблюдением  жилищного законодательства и  сохранностью жилищного фонда  и т.д.

Тенденция децентрализации  управления, характерная для прошлых  десятилетий, усиливается развитием  в данной сфере разных форм собственности. Сейчас специального федерального органа исполнительной власти, осуществляющего  государственное управление в сфере  строительства и жилищно-коммунального  комплекса, нет.

Государственный, муниципальный  и частный жилой фонд требуют  на верхнем уровне преимущественно  нормативных решений, на нижнем (муниципальном) - оперативно-распорядительных, принимаемых в районах и городах жилищными департаментами, управлениями и отделами, дирекциями по эксплуатации жилого фонда и т.п. Более активно стали развиваться договорные отношения.

Низовыми звеньями управления жилищно-коммунальным хозяйством являются: тресты, жилищно-эксплуатационные конторы (ЖЭК), дирекции по эксплуатации зданий (ДЭЗ), ремонтно-эксплуатационные управления (РЭУ), домоуправления.

Характерной чертой для жилищно-коммунальной сферы является то, что многие вопросы  решаются местными органами. В частности, к вопросам местного значения относятся: содержание и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений; регулирование планировки и застройки территорий муниципальных  образований; создание условий для  жилищного и социально-культурного  строительства; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо- и водоснабжения и канализации; организация снабжения населения  и муниципальных учреждений топливом; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация  утилизации и переработки бытовых  отходов; организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронения и  др.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному  хозяйству. Коммунальное хозяйство - совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах  и поселках предприятия коммунального  хозяйства обслуживают также  и промышленные предприятия, снабжая  их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют  и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального  назначения.

Степень развития и объем  деятельности коммунального хозяйства  непосредственно влияют на уровень  благосостояния населения, бытовые  условия его жизни, санитарно-гигиенические  условия и чистоту водного  и воздушного бассейнов, а также  на уровень производительности труда.

 

1.2. Развитие ЖКХ в России

 

Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера перенасыщенная множеством проблем. Дискуссии по проблемам организации эффективной деятельности жилищно-коммунального хозяйства ведутся постоянно, с момента возникновения этого самого хозяйства. Обратимся к истории вопроса. За 15 лет социально-экономических преобразований в России законодателями принято более полутора тысяч законов и нормативно-правовых положений развития сферы ЖКХ. Была выбрана магистральная линия реформ жилищно-коммунального хозяйства - повышение качества предоставления услуг за счёт развития рыночных отношений в отрасли, эффективного регулирования естественных монополий, перехода к стопроцентной оплате населением коммунальных услуг и сокращением бюджетного дотирования содержания жилого фонда. Однако кризисные явления в отрасли продолжаются, а все преобразования оказались непоследовательными и бессистемными. Эффективный механизм функционирования сферы оказания коммунальных услуг не сформировался, несмотря на то, что потенциально сфера услуг ЖКХ представляет собой экономически выгодный бизнес с годовым оборотом в миллиарды рублей.

В реальной жизни приходится сталкиваться с проблемой отсутствия прямой заинтересованности участников рынка коммунальных услуг в его  становлении и развитии. Предприниматели  не испытывают непреодолимого желания  вкладывать средства в развитие бизнеса  по оказанию коммунальных услуг. Государство, в чьём ведении до сих пор находится  значительный сектор коммунальной сферы, только декларирует намерения ликвидировать  субсидирование коммунального сектора, не предпринимая существенных шагов по его реформированию. Население же предпочитает пассивные стратегии борьбы с растущими коммунальными тарифами: неплатежи и манипуляции со счётчиками - по сути, воровство, вместо ответственного отношения.

Из чего складывается последняя  ситуация? Во-первых, отсутствие физической возможности оплатить счета выступало  объективным мотивирующим фактором. Во-вторых, задержки заработной платы  в коммерческом, а тем более  в бюджетном секторах экономики  создавали психологическое и  этическое основание оправдать  собственные оппозиционные практики. В-третьих, несмотря на привычку регулярного  внесения квартплаты советскими гражданами, существовала готовность граждан к  неправовым действиям. Например, практики «несунов» никогда не осуждались и не квалифицировались общественным сознанием как воровство.

Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства