Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:25, реферат
Республика Беларусь в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.
1.Необходимость
трансформации отношений
Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.
Республика Беларусь в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономике Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Трансформационная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем.
Во-первых,
она представляет собой
Во-вторых,
если для командной и рыночной
экономик свойственна
В-третьих, трансформационная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.
В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный' неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями. Содержанием же переходной экономики является создание рыночных отношений, реформирование экономической политики и методов хозяйствования. Преобразование социально-экономических отношений в направлении демократизации и либерализации. Целью идущих преобразований в Беларуси является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Основная трудность переходного периода — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др. Характерный признак трансформационной экономики — институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого – глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу. Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.)
Также существенной чертой переходной экономики является социально-экономический кризис. Возникший как результат краха командно-административной системы, этот кризис характеризуется массовым падением объемов производства, снижением жизненного уровня населения, банкротством предприятий, увеличивающейся безработицей. Ему способствовали такие факторы, как деформация структуры народного хозяйства (прежде всего преобладание производства средств производства над производством предметов потребления), совпавший по времени с трансформацией экономики массовый износ основных фондов, катастрофически медленное внедрение достижений НТП в производство.
В переходной экономике любого типа обязательно осуществляется воспроизводственный процесс. Его общие особенности по сравнению с «воспроизводством» в чистой системе можно было бы назвать специфическими закономерностями функционирования переходной экономики. К их числу следует отнести инерционность воспроизводства и интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Инерционность воспроизводства связана с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового. Эта непрерывность предопределяет и невозможность быстрой замены существующих форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно вносят хаос в производственный процесс, деформируют его, ведут к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике – и на достаточный длительный период – старых экономических форм. Это, прежде всего, проявляется в сохранении в течение какого-то времени структуры производства, преобразование которой требует сравнительно большого срока. Не может быстро измениться сложившаяся социально-экономическая структура общества.
Таким образом, трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы.
2. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ, АРЕНДА И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Коммерциализация
государственных предприятий – это процесс
постепенного приспособления предприятий
к рыночным условиям хозяйствования путем
расширения их хозяйственной самостоятельности
и усиления бюджетных ограничений. Экономическая
суть коммерциализации состоит в преодолении
предприятиям свободы хозяйствования,
а ее главной целью – облегчение им адаптации
предприятий к условиям конкурентного
поведения. Она выступает в качестве промежуточной
меры перевода предприятий из государственного
сектора экономики в частный. Коммерциализация
– это противоречивый процесс, поскольку
он предполагает сохранение неэкономического
воздействия государства. Поэтому ее успех
зависит от системного и целенаправленного
проведения мер по разгосударствлению
предприятий. Организация на базе государственных
предприятий акционерных обществ, держателями
акций которых могли бы быть государственные
холдинговые компании, способствовало
бы укреплению самостоятельности директоров
и препятствовало бы бюрократическим
вмешательствам. Перевод предприятий
на полное самофинансирование при создании
основных институциональных условий рыночного
хозяйствования обеспечил бы приобретение
навыков конкурентного поведения. Следующим
этапом трансформации предприятий должна
быть их реструктуризация. Реструктуризация
предполагает проведение целого комплекса
мероприятий по организационному и техническому
обновлению. Первоочередной задачей является
определение причин кризисного состояния
предприятий. Ими могут быть: неквалифицированное
управление, старый производительный
аппарат, неквалифицированная рабочая
сила, низкое качество продукции, отсутствие
рынков, государственная политика. В зависимости
от выявленных причин могут быть приняты
меры, препятствующие ухудшению состояния
предприятия – смена руководства. Прекращение
производства отдельных видов продукции,
усиление контроля качества, модернизация
оборудования и т.п. В конечном счете задачи
по реструктуризации состоят в определении
потенциальных возможностей предприятия
и оправданности финансовых вложений
по его обновлению. К моменту радикального
перехода к рыночным преобразованиям
советские предприятия не были подвергнуты
ни коммерциализации, ни реструктуризации.
Поэтому предприятия оказались совершенно
неподготовленными к принципиально новым
для них условиям хозяйствования. Во-первых,
их производственная база не соответствовала
рыночным потребностям. Ресурсоемкая
и ориентированная на стабильное производство
масштабных объемов однотипной продукции,
она сразу же обусловила неспособность
производства реагировать на изменения
рыночного спроса. Во-вторых, централизованное
обеспечение ресурсами и отсутствие механизмов
внутреннего накопления противоречили
рыночным принципам формирования бюджетных
ограничений предприятий. С переходом
от фондированного обеспечения ресурсами
к рыночной торговле им предприятия столкнулись
с острейшим дефицитом денежных средств,
что привело к хроническому недостатку
производственных ресурсов и спаду производства.
В-третьих, организационная система предприятий
и их кадровый потенциал не отвечали задачам
рыночного поведения. Отсутствие у советских
предприятий развитых рыночных служб
и собственной снабженческо–сбытовой
сети привело к разрыву хозяйственных
связей и вытеснению их с рынков иностранными
конкурентами. Привыкшие к бюрократическим
процедурам решения вопросов руководство
предприятий оказалось не готовым к возросшему
темпу принятия решений и неспособным
к адекватной реакции на происходящие
изменения. Свойственные советским предприятиям
недостатки внутренней организации были
усугублены шоковой либерализацией и
форсированной приватизацией. С одной
стороны, резкий рост цен и падение платежеспособного
спроса лишили предприятия возможностей
для технического перевооружения производства
и структурной перестройки производственного
аппарата. С другой стороны, укрепившая
на деле позиции директора трансформация
собственности привела к трансформации
системы управления предприятиями. Сложившиеся
условия оказались совершенно неадекватными
задачам, стоящим перед предприятиями,
что и предопределило специфику происходящих
в них изменений.
Аренда представляет собой форму самостоятельной хозяйственной деятельности, основанную на заключении договора срочного возмездного владения и пользования имуществом между предприятиями, с одной стороны, и коллективами, трудовыми коллективами, или отдельными работниками, с другой. Как известно, аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями и другими имущественными комплексами, а также иным имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности. При переходе к рыночной экономике аренда – это не только договор или владение имуществом, а прогрессивная форма хозяйствования, при которой существенно меняются отношения собственности, характер присвоения. В условиях аренды отдельный коллектив кооператива или отдельный работник является полным хозяином своего труда и своих доходов. При этом исключается чье-либо вмешательство в его хозяйственную деятельность, если арендатор действует в соответствии с законом, регулирующим её. После вычета издержек обращения, уплаты налогов и платежей оставшаяся сумма доходов распределяется торговыми предприятиями самостоятельно. Коллективы сами решают, сколько направить на оплату труда, сколько на производственное и социальное развитие.
Основными принципами аренды являются:
- полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также хозяйственная и имущественная самостоятельность;
- организация устойчивых хозрасчетных отношений между арендатором и арендодателем на основе договора;
- полная материальная ответственность арендатора за результаты своей хозяйственной деятельности и арендодателем за соблюдение условий договора.
Аренда
как форма хозяйствования
При этом различаются:
- аренда предприятий;
- индивидуальная и групповая аренда;
- внутрихозяйственный арендный подряд
В потребительской кооперации в аренду могут быть переданы оптовые базы; кооппредприятия, магазины, объединения, столовые, коопзаготпромы, производственные и другие предприятия и структурные подразделения.
В связи с тем, что в настоящее время ситуация
на рынке недвижимости благоприятна для
арендодателя, аренда становится одним
из выгодных направлений деятельности
для потребительского общества. Причем
в отличие от единовременной продажи основных
средств она позволяет получать стабильный
доход в течение длительного периода.
Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности
Приватизация - одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ. Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; длительность сроков этого процесса; предварительное санирование убыточного производства; наконец, как правило, возмездный характер.
Роль приватизации в переходной экономике небесспорна. Иногда с ней отождествляют все преобразования собственности. Это неоправданное упрощение, ибо, как отмечалось, приватизация - лишь одна из форм этого процесса. Кроме того, обращает на себя внимание сложность, длительные сроки приватизации, значительные издержки. Наконец, приватизация сама по себе, прежде всего формальный акт. Она не создает автоматически ожидаемого повышения эффективности, тесно связана с другими условиями, которых может и не быть в должной мере: нужны институты рыночной инфраструктуры, соответствующая система права, должен сформироваться иной (рыночный) тип хозяйственного мышления и т.п.
Информация о работе Способы приватизации государственных предприятий Республики Беларусь