Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:19, реферат
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Воронежский ГАСУ
Кафедра экономики и основ предпринимательства
Отчёт
о самостоятельной работе по курсу «Основы ВЭД»
на тему: «Страны с переходной экономикой»
Выполнил: студ. гр.842 Михалева В.В.
Проверил: доц. О.М. Белянцева
Воронеж 2014
Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран
назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год
неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.
Неэффективность функционирования административно-командной системы
обусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам.
Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а
централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную
инициативу.
Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой,
показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в
дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге
оказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.
Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное,
поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно.
Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую
структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать
рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу,
сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.
Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к
другой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.
Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики
требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.
1.Страны с переходной экономикой. Основные черты переходной экономики.
2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.
1. Страны с переходной экономикой. Основные черты переходной экономики.
Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.
К странам с переходной экономикой относятся:
При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.
Особую сложность представляет
классификация Китайской Народной Республики, поскольку
строительство капитализма, а значит,
рыночных отношений, в КНР происходит
под руководством Коммунистической партии
Китая (КПК). Экономика Китая представляет
симбиоз плановой социалистической экономики
и свободного предпринимательства.
Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.
Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.
Основные черты переходной экономики.
Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость,
нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временно
нарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесное
состояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другой
экономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состояния
переходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ее развития и соответствующий характер изменений —необратимость,
неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развития
переходной экономики, вариантов формирования новой системы.
Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесь
старого и нового, характерно существование особых переходных экономических
форм.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.
Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми
или другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие в переходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы, а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются резким обострением противоречий, приводящих к социально-политическим потрясениям.
В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ее
историчность, что обусловлено особенностями экономического развития
отдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейские
страны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнее
чем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранее
существовали некоторые рыночные институты, и число государственных
предприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. К тому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают специфику протекания переходных процессов. Общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Все это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период.
2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики.
Первая особенность связана
с преемственностью (инерционностью)
Другой особенностью функционирования переходной экономики является
интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбора направлений и путей развития, и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.
Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период,
некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут
рассматриваться как закономерности. Их три:
— утрата
государством функций
ресурсами;
— бюджетный кризис;
— трансформационный спад.
Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характер
и находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный период
экономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознание неизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможность создать рыночную экономику.
Главная закономерность переходного периода - утрата государством
функций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в период
командно-административной системы государство было единственным
собственником и всесильным распорядителем всех материальных богатств
общества. Теперь значительная часть имущества переходит в частную
собственность, и государство теряет монопольную власть на принятие
экономических решений.
Это ведет к принципиальным изменениям положения государства в
экономике. Оно имеет три основных аспекта.
Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести к
такому положению, при котором государство, будучи источником экономического законодательства, действует согласно установленным им же законам. Это значит, что после принятия закона все государственные органы должны руководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям - подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, то государственные органы и государственные предприятия должны действовать по тем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушении условий поставки товара потребителю государственные предприятия должны нести такие же санкции, как и частные компании.