Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:11, доклад
Под стратегическим потенциалом предприятия (СПП) понимают совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия [1]. В данном случае акцент делается на ресурсах, которые используются для разработки и реализации стратегии предприятия. По мнению Марочной В.Д., Кузнецовой С.А., основное содержание СПП состоит в интегральном отображении (оценке) текущих и будущих возможностей экономической системы по трансформации исходных ресурсов в экономические блага, максимально удовлетворяя при этом корпоративные и общественные интересы [2].
Стратегический потенциал
Под стратегическим потенциалом предприятия (СПП) понимают совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия [1]. В данном случае акцент делается на ресурсах, которые используются для разработки и реализации стратегии предприятия. По мнению Марочной В.Д., Кузнецовой С.А., основное содержание СПП состоит в интегральном отображении (оценке) текущих и будущих возможностей экономической системы по трансформации исходных ресурсов в экономические блага, максимально удовлетворяя при этом корпоративные и общественные интересы [2].
Но стратегический потенциал формируют не только имеющиеся ресурсы, но и те ресурсы, которые предприятие может приобрести или поменять в результате реализации стратегических решений. Например, промышленное предприятие в процессе реализации стратегии имеет возможность привлечь дополнительные кредитные ресурсы по льготным процентным ставкам; провести переподготовку и повышение квалификации персонала; усовершенствовать организационную структуру управления; перейти на использование информационных технологий в управлении. Поэтому в состав ресурсов, формирующих потенциал предприятия, следует включать как имеющиеся, так и потенциальные ресурсы (рис. 1).
Анализ и прогнозирование оценки стратегического потенциала является составной частью и информационной базой стратегического контроллинга и нуждается в надлежащей организации и порядке выполнения. В практике хозяйствования выделяются разные методы оценки стратегического потенциала предприятия, которые необходимо рассмотреть с помощью сравнительной характеристики по отдельным параметрам (табл. 1).
Не останавливаясь на детальной характеристике предложенных методик, следует отметить, что исследователи стратегического управления и контроллинга чаще всего предлагают осуществлять диагностику стратегического потенциала по функциональным сферам: производство, маркетинг, финансы, научно-технический потенциал, управление персоналом, организация управления. А. Томпсон и А. Стрикленд предлагают анализировать состояние компании по следующим направлениям: эффективность действующей стратегии; сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы; конкурентоспособность компании; конкурентная позиция предприятия и его стратегические проблемы, позволяющие оценить стратегическую позицию организации [7].
Анализ сущности СПП показывает,
что эта категория имеет
1 этап – ввод исходных
данных бухгалтерского и
2 этап – аналитическая
обработка и проверка
3 этап – формирование
системы показателей для
Применяемые в настоящее время методы оценки состояния предприятий, направлены, главным образом, на углублённый финансовый анализ деятельности организации. Однако, этого явно недостаточно для понимания реального потенциала предприятия. Используемые методы и теоретические основы оценок состояний предприятий не дают представления о промышленном предприятии как о целом и едином организме. Поэтому в настоящей статье предлагается иной подход к решению этой задачи, своеобразие которого заключается в попытке расширить область финансового анализа, не отделяя друг от друга финансовые, экономические, производственные, технологические, организационные и административные показатели. За основу предполагается взять сущность самой деятельности промышленного предприятия, тех задач, которые оно выполняет в процессе своего функционирования.
Все составляющие потенциала предприятия обычно разделяют на два компонента:
При более детальном рассмотрении потенциала предприятия, его оценке и управлении выделяют отдельные его составляющие. Проведенное автором исследование показало, что существуют довольно противоречивые взгляды относительно структуры потенциала предприятия. Чаще всего потенциал группируют по следующим совокупностям его составляющих:
Существуют методики оценки отдельных составляющих потенциала предприятия (например, трудовой, кадровой, экономической, производственной и др.). Однако для разработки адекватной стратегии развития потенциала предприятия следует иметь представления о состоянии и возможности развития всей совокупности его составляющих.
По мнению автора, для
разработки адекватной стратегии развития
потенциала предприятия достаточно
иметь представления о
- производственно-
- финансово-экономический потенциал;
- организационно-управленческий потенциал.
Таким образом, перечень потенциальных возможностей промышленного предприятия можно представить в виде следующей зависимости:
СПП = f {[ПТП]; [ФЭП]; [ОУП]}, (1)
где СПП – стратегический
потенциал промышленного
ПТП – производственно-
ФЭП – финансово-экономический потенциал;
ОУП – организационно-
Рассмотрим подробно показатели каждого блока стратегического потенциала предприятия.
1 блок (производственно-
Основной целью
ПТП = f´{[МТО], [ИТ], [ПС], [МС]}, (2)
где МТО – составляющая материально-технического обеспечения,
ИТ – технологическая составляющая,
ПС – производственная составляющая,
МС – маркетинг и сбыт.
Функция материально-технического обеспечения включает показатели: объем запасов сырья и материалов (VЗС), объем незавершенного производства (VНЕЗ), материальные затраты (М), материалоемкость (КМАТ), коэффициент накопления (КНАК).
Технологическая функция включает следующие показатели: фондовооруженность (ФВ), фондоотдача (ФОТД), коэффициент износа основных средств (КИЗН), стоимость имущества (СИ).
Производственная функция характеризуется показателями: коэффициент обеспеченности орудиями труда (КОР), коэффициент использования трудовых ресурсов (КТР), степень автоматизации (А), загрузка производственных мощностей (КМОЩ ).
Функция маркетинга объединяет следующие показатели: оборачиваемость запасов (ОЗ), оборачиваемость дебиторской задолженности (ОД), оборачиваемость оборотных активов (ООБ.АК), общий коэффициент оборачиваемости (ООБЩ), доля работников маркетинга (ДР), затраты на сбыт продукции.(С).
2 блок (финансово-экономический потенциал предприятия).
Финансовое состояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов промышленного предприятия.
Рассчитав финансовое состояние предприятия в краткосрочный период (коэффициенты ликвидности) и в долгосрочный период (коэффициенты устойчивости), а также показатели эффективности хозяйственной деятельности, можно определить финансово-экономический потенциал организации в целом.
ФЭП = f´{[ФУП], [ЛПП], [ХДП]}, (3)
где ФУП – финансовая устойчивость предприятия,
ЛПП – ликвидность и платежеспособность,
ХДП – эффективность хозяйственной деятельности.
Показатели ликвидности и платежеспособности: коэффициент текущей ликвидности (КТЛ), коэффициент абсолютной ликвидности (КАЛ), коэффициент срочной ликвидности (КСЛ).
Показатели финансовой устойчивости включают: коэффициент автономии (КАВ), коэффициент маневренности (КМАН), соотношение собственных и заемных средств (КСЗ), коэффициент обеспеченности собственными средствами (КСС), коэффициент обеспеченности запасов собственными оборотными средствами (КЗСОС).
Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется 4 показателями рентабельность собственного капитала (РСК), рентабельность продаж (РП ), средняя прибыль на одну акцию (ПАК), чистая прибыль (ЧП).
3 блок (организационно-
Основной целью организационно-
Таким образом, всего для
оценки стратегического потенциала
промышленного предприятия
Приведенные три блока
параметров, характеризующие стратегический
потенциал промышленного
4 этап – расчет коэффициента стратегического потенциала (КСПП) по частным составляющим стратегического потенциала промышленного предприятия
Для того, чтобы иметь более обобщающее значение потенциала, по которому можно делать заключения и давать рекомендации относительно развития предприятия, предлагается использовать показатель – коэффициент стратегического потенциала промышленного предприятия (КСПП).
Учитывая, что КСПП является комплексным показателем, то его оценка должна базироваться на следующих принципиальных положениях:
В основу расчета показателя КСПП положен метод Харрингтона [8], согласно которому предлагается:
1) произвести калибровку
– предварительное
Таблица 2. Показатели желательности
Желательность |
Оценки |
Очень хорошо |
1,00-0,80 |
Хорошо |
0,80-0,63 |
Удовлетворительно |
0,63-0,37 |
Плохо |
0,37-0,20 |
Очень плохо |
0,20-0,00 |
2) рассчитать сводный
показатель как среднее
, (4)
где m – количество признаков.