Структура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:17, контрольная работа

Краткое описание

В основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль пены разная.

Вложенные файлы: 1 файл

Структура рынка.docx

— 43.97 Кб (Скачать файл)

Структура рынка

В основе понятия «структура рынка» лежит степень влияния  отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Известны четыре типа рыночных структур и для каждого из них роль пены разная. Рассмотрим характеристики этих типов рыночных структур.

Рынок чистой конкуренции

Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими чертами:

  • имеется множество продавцов и покупателей одного и того же товара, при этом каждый из них продает (покупает) очень малую долю общего рыночного объема;
  • товар с точки зрения покупателей является совершенно однородным, покупателю безразлично, у какого продавца покупать товар;
  • все покупатели с точки зрения всех продавцов одинаковы;
  • отсутствуют препятствия для вступления в отрасль новых производителей и выхода из нее;
  • все участники рыночных сделок осведомлены о технологии, ценах, отсутствует сговор продавцов или покупателей;
  • ни один покупатель и продавец не может оказать существенного влияния на уровень текущей рыночной цены (продавец не может завысить цену своего товара по сравнению с текущей рыночной ценой, так как покупатели имеют возможность купить товар у других продавцов по рыночной цене; продавец не будет и снижать цену своего товара, так как он может продать весь товар по текущей рыночной цене).

В условиях совершенной конкуренции  отдельная фирма может контролировать только свои объемы производства и  свои затраты, но не цену. Главная задача фирмы - удешевление продукции. Реакции  со стороны конкурентов на изменение  объема производства фирмой нет. Рыночная цена задается рынком, она не зависит  от объема выпуска конкретной фирмы. Уровень текущей рыночной цены единицы  продукции складывается под воздействием спроса и предложения в отрасли.

Рыночная цена в отрасли  является ориентиром для каждой отдельной  фирмы и обеспечивает одним фирмам положительную экономическую прибыль (при условии, что цена выше средних общих затрат), другим — нормальную прибыль (при условии равенства цены средним общим затратам, при этом экономическая прибыль равна нулю), третьим — отрицательную экономическую прибыль, то есть убытки (если цена ниже средних общих затрат). В зависимости от соотношения между текущей рыночной ценой и затратами каждая конкретная фирма предлагает (или не предлагает) рынку определенный объем продукции. На рынке совершенной конкуренции при достижении отраслевого равновесия в длительном периоде рыночная цена блага при данной технологии производства тяготеет к минимальным средним общим затратам, и экономическая прибыль каждой фирмы равна нулю. В условиях чистой конкуренции роль ценовых стратегий, как и других элементов комплекса маркетинга, ничтожно мала.

Конкуренция  –  (от  лат.  Concurrere  –   сталкиваться)   –   борьба

независимых экономических  субъектов за ограниченные  экономические  ресурсы.

Это  экономический  процесс  взаимодействия,  взаимосвязи  и  борьбы   между

выступающими  на   рынке   предприятиями   в   целях    обеспечения   лучших

возможностей сбыта своей  продукции, удовлетворяя  разнообразные  потребности

покупателей.  На  мировом  рынке  постоянно  существует  острая  конкуренция

товаропроизводителей. Для  успешного выступления на внешних  рынках  требуется

существенное  повышение  конкурентноспособности  предлагаемых  отечественных

товаров. При импорте  же  использование  конкуренции  иностранных  продавцов

позволяет достигать более  выгодных условий закупок.

      Но понятие  конкуренции настолько многозначно,  что оно не  охватывается

каким-либо универсальным  определением. Это и способ хзяйствования,  и такой

способ существования  капитала,  когда  один  капитал  соперничает  с  другим

капиталом.  В  конкуренции  усматривается  как  главная  сущностная   черта,

свойство  товарного  производства,  так  и  способ  развития.  Кроме   того,

конкуренция   выступает   в   роли   стихийного   регулятора   общественного

производства.

       Следствием  конкуренции  является,  с   одной   стороны,   обострение

производственных  и  рыночных   отношений,   а   с   другой    -   повышение

эффективности хозяйственной  деятельности, ускорение НТП.

        Конкуренция   относится   к   неконтролируемым   факторам,   которые

воздействуют на  деятельность  организации,  которые  не  могут  управляться

организацией.

Рынок,  на  котором  преобладает  чистая  конкуренция  –  состоит  из

множества продавцов и покупателей  какого-либо  схожего  товарного  продукта,

например, пшеницы, меди, ценных бумаг.  Ни  один  отдельный  покупатель  или

продавец не оказывает большого  влияния  на  уровень  текущих  рыночных  цен

товара. Продавец не в состоянии  запросить  цену  выше  рыночной,  поскольку

покупатели  могут  свободно  приобрести  любое  необхолдимое  им  количество

товара по этой рыночной цене. Не будут  продавцы  запрашивать  цену  и  ниже

рыночной, поскольку могут продать все, что нужно по  существующей  рыночной

цене. Спрос абсолютно эластичен.  Рынок  для  каждой  фирмы  невелик.  Новым

фирмам легко внедриться на рынок, невозможны  ограничительные  преимущества,

так как товары и цены  одинаковы.  Важную  роль  играет  надежная  репутация

фирмы. Продавец на  этих  рынках  не  тратит  много  времени  на  разработку

стратегии маркетинга, ибо, до тех  пор, пока  рынок  остается  рынком  чистой

конкуренции, роль маркетинговых  исследований,  деятельности  по  разработке

товара, политики цен, рекламы, стимулирования  сбыта  и  прочих  мероприятий

минимальна.

      Джоан Вайолет Робинсон в своей работе «Экономическая теория

несовершенной конкуренции» (Москва, 1986) дает следующую характеристику

совершенной конкуренции: «Совершенная конкуренция преобладает тогда, когда

спрос на продукцию каждого производителя  абсолютно эластичен. Отсюда

следует, во-первых, что число продавцов  велико и объем производства любого

из них составляет ничтожно малую  долю от общего выпуска данной продукции:

во-вторых, что все покупатели находятся  в одинаковом положении в отношении

возможности выбирать между конкурирующими продавцами, так что на рынке

господствуют отношения совершенной  конкуренции.» (стр. 55).

      Рынок монополистической  конкуренции  состоит из множества   покупателей

и продавцов, совершающих сделки не по единой  рыночной  цене,  а  в  широком

диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью  продавцов

предложить покупателям  разные  варианты  товаров.  Реальные  изделия  могут

отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением, но  эти

различия, если они есть, весьма незначительны. Различия могут заключаться  в

сопутствующих товару услугах. Покупатели  видят разницу в предложениях  и

готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться  чем-то,  помимо  цен,

продавцы стремяться  разработать разные  предложения для разных  рыночных

сегментов  и  широко  пользуются  практикой  присвоения   товарам   марочных

названий, рекламой, методами личной продажи. В  связи  с  наличием  большого

числа конкурентов, стратегии их маркетинга  оказывают  на  каждую  отдельную

фирму меньше влияния, чем в условиях монопольного рынка.

      Э. Х. Чемберлин в работе «Теория монополистической конкуренции.

Реориентация теории стоимости» (Москва, 1959) очень ярко подчеркивает

особенность монополистической конкуренции: «Сказать, что каждый

производитель в какой-либо отрасли  имеет монополию на свою собственную

разновидность продукта, не значит сказать, что отрасль монополизирована.

Напротив, внутри отрасли может  имть место весьма интенсивная конкуренция,

но, конечно, не такая какая описывается теориями чистой конкуренции, - она

отличается монополией на собственную  разновидность продукта.» (стр. 283)

«Монополистическая конкуренция  есть, безусловно, нечто отличающееся и от

чистой монополии, и от чистой конкуренции.» (стр. 119).

       Рынок  олигополии   (олигополистическая   конкуренция)   состоит   из

небольшого   числа   продавцов,    весьма    чувствительных    к    политике

ценообразования и маркетинговым  стратегиям друг  друга.  Товары  могут  быть

схожими  (сталь,  алюминий),  а  могут   быть   и   несхожими   (автомобили,

персональные компьютеры). Небольшое  число  продавцов  объясняется  тем,  что

новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок.  Каждый  продавец  чутко

реагирует  на  стратегию  и  на  действия   конкурентов.   Если   какая-либо

сталелитейная  компания  снизит  свои  цены  на   10%,   покупатели   быстро

переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали  придется

реагировать либо  тоже  снижением  цен,  либо  предложением  большего  числа

объема услуг. Олигополист  никогда не  испытывает  уверенности,  что может

добиться какого-либо долговременного  результата  за  счет  снижения  цен.  С

другой  стороны,  если  олигополист  повысит цены,  конкуренты   могут   не

последовать его примеру, и тогда  ему придется либо  возвращаться  к  прежним

ценам, либо рисковать потерей клиентуры  в пользу конкурентов.

Элвин Дж. Долан и Дэйвид Е. Линдсей в работе «Рынок: микроэкономическая

модель.» (Санкт-Петербург, 1992) об олигополии и олигополической

взаимосвязи: «Главная трудность в  анализе олигополии состоит в  определении

того, с какими ограничениями сталкиваются фирмы на рынке, где существуют

несколько конкурирующих компаний. Фирмы при олигополии, так же как  и при

совершенной конкуренции и на монополизированных рынках, сталкиваются с

ограничениями затратной кривой и  условий спроса. Но, кроме того, они

сталкиваются еще с одним  ограничением: действиями конкурирующих  фирм.

Изменение прибыли, которое фирма  может получить за счет изменения  цен,

объемов выпуска или качественных характеристик продукта, зависит  не только

от реакции потребителей (как  при других рыночных структурах), но также от

того, как на это отреагируют  другие фирмы – участницы данного  рынка.

Зависимость поведения каждой фирмы  от реакции конкурентов называется

олигополистической взаимосвязью. … Но олигополистическая взаимосвязь  может

привести не только к ожесточенному  противоборству, но и к соглашению.

Последнее имеет место тогда, когда  фирмы-олигополисты видят возможности

совместного увеличения своих доходов  путем повышения цен и заключения

соглашения о дележе рынка. Если соглашение является открытым и оформленным

и вовлекает всех или большую  часть производителей на рынке, его  результатом

является образование картеля.» (стр. 223-224).

      При чистой монополии  на рынке всего  один  продавец.  Это  может  быть

государственная  организация   (например,   почтовое   ведомство),   частная

регулируемая  монополия  (например,  «Кон-Эдисон»  в   США),   или   частная

нерегулируемая монополия (например, «Дюпон»  в  период  выхода  на  рынок  с

нейлоном).  В  каждом  отдельном  случае  ценообразование  складывается  по-

разному.  Государственная   монополия   может   с   помощью   политики   цен

преследовать достижение самых  различных целей.  Она  может  установить  цену

ниже себестоимости, если этот товар  имеет важное значение  для покупателей,

которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть

назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов.  А

может быть  и  так,  что  цена  назначается  очень  высокой  для  всемерного

сокращения  потребления.  В  случае  регулируемой   монополии   дгосударство

разрешает  компании  устанавливать  расценки,  обеспечивающие  «справедливую

норму  прибыли»,   которая   даст   организации   возможность   поддерживать

производство, а при необходимости  и расширять  его.  И  наоборот,  в случае

нерегулируемой  монополии  фирма  сама  вольна  устанавливать  любую   цену,

которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по  ряду  причин,  фирмы не

всегда запрашивают максимально  возможную цену – тут и  нежелание  привлекать

конкурентов, и стремление быстрее  проникнуть – благодаря невысоким  ценам  –

на всю глубину рынка.

      Возьмем лаконичное, но емкое определение чистой  монополии из работы

Эдвина Дж. Долана и Дэйвида Е. Линдсея «Рынок: микроэкономическая модель.»

(Санкт-Петербург, 1992): «Монополия –  ситуация, при которой на рынке   есть

всего один продавец какого-либо товара или услуги.» (стр. 95).

 

      Структура рынка  - это основные  характерные   черты   рынка,  к   числу

которых относятся: количество и размеры  фирм, степень сходства  или  отличия

товаров разных фирм,  легкость  входа  на  и выхода  с конкретного рынка,

доступность рыночной информации. Всего  существует 4 типа рыночных структур.

Краткая характеристика структур рынка. Таблицы.

 

      Вышеизложенные характеристики  рыночных структур можно записать  кратко

в следующие таблицы:

 

 

|Чистая конкуренция                                                     |

|Характеризуется: |Множеством  мелких фирм.                             |

|                 |Однородностью продукции.                            |

Информация о работе Структура рынка