Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:55, контрольная работа
1. Структура фирмы.
1.1. Проблема взаимоотношений принципала и агента.
1.2. Варианты решения проблемы принципала и агента.
1.3. Внутрифирменная структура.
2. Армейская организационная структура является иллюстрацией:
а) дивизиональной структурой;
б) унитарной структурой;
в) холдинговой структурой;
г) смешанной структурой.
1. Структура фирмы.
1.1. Проблема взаимоотношений принципала и агента.
Рост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возросшего числа агентов. Как отмечал «отец» научной организации труда Фредерик Тейлор, «вряд ли можно легко найти компетентного работника, который не затрачивал бы существенную часть своего времени на исследование того, как медленно он может работать, не вызывая при этом у работодателя сомнений в своей добросовестности».[1] Дилемму принципала, заключающуюся в выборе между необходимостью контролировать агента и нежеланием нести связанные с осуществлением контроля издержки, проиллюстрируем с помощью следующей модели из теории игр. Пусть издержки принципала на осуществление контроля равны 1, выгода от добросовестного исполнения агентом своих обязанностей равна 2 и потери в случае недобросовестного исполнения равны -2. Учитывая, что в случае вскрытия факта недобросовестного отношения со стороны агента (или отлынивания — shirking) он теряет право на вознаграждение, взаимодействие принципала и агента описывается такой матрицей:
Принципал
Агент |
Контролировать |
Не контролировать | |
Добросовестно работать |
1, 1 [St2] |
1, 2 [St1, P] | |
Отлынивать |
0, - 1 |
2, - 2 |
Тот факт, что равновесие по Нэшу в этой игре отсутствует, лишь подчеркивает угрозу достижению оптимального результата вo взаимоотношениях принципала и агента, возникающую в процессе роста организации. Налицо проблема несовместимости стратегий принципала и агента.
Впрочем,
увеличение затрат на контроль
происходит не прямо
Итак, по мере роста организации происходит процесс усложнения и специализации циркулирующей в ней информации, не сопровождающийся созданием сравнимой по эффективности с ценовым механизмом системы циркуляции информации. Процесс принятия решений внутри организации включает множество стадий, на каждой из которых возникает качественно новая информация. Более того, этой качественно новой информацией обладают лишь те члены организации, которые напрямую участвуют в ее получении и обработке. Один из вариантов схемы циркулирующей внутри организации информации представлен на рис. 1[4].
Обладающие уникальной информацией участники организации не заинтересованы в ее распространении вообще и в ее неискаженной передаче принципалу в частности. Действительно, асимметричность информации создает предпосылки для оппортунистического поведения агентов, т. е. их стремления максимизировать свою полезность, несмотря на принятые при подписании контракта о найме обязательства, удовлетвориться неким фиксированным уровнем полезности. Получив с помощью контракта о найме гарантии фиксированного вознаграждения в случае «естественных» непредвиденных обстоятельств, агент сам стремится создать «искусственные» непредвиденные обстоятельства, которые позволили бы ему с помощью манипулирования принципалом перераспределелить результаты деятельности в свою пользу например с помощью введения принципала в заблуждение относительно действительной сложности задачи х1, предписанной им к выполнению. К слову, именно с такой точки зрения следует интерпретировать большинство преступлений в сфере экономики, наблюдавшихся в Советском Союзе до 1985 г., — как оппортуническое стремление агентов участвовать в присвоении результатов деятельности[5].
рис. 1.
Вывод:
Проблема принципала-агента - угроза манипулирование агентом принципала при выполнении порочений и предписаний последнего. Введение принципала в заблуждение становится возможным на основе асимметричности информации и высоких издержек контроля над деятельностью агента.
Таким образом, функционирование организаций с неизбежностью ставит вопрос об оппортунистическом поведении агента на основе располагаемой им уникальной информации. Поэтому проблема принципала и агента является частным случаем ситуации морального риска: принципал выступает в роли страховщика от «естественных» рисков, а агент — в роли скрывающего oт него важную информацию о клиенте (состояние здоровья, бизнеса и т. д.)[6]. Ключевой вопрос здесь касается системы стимулов, способствующих или, наоборот, препятствующих распространению агентом достоверной информации. На рынке конкуренция стимулирует распространение достоверной информации. Напротив, в обычном варианте отношений принципала и агента асимметричность информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование агентом принципала.
1.2. Варианты решения проблемы принципала и агента
Поиском системы стимулов, направленных
на ограничение
1.2.1. Соревнование агентов.
Первый вариант решения проблемы принципала и агента заключается в развитии конкуренции между агентами. В отличие от обычной ситуации вознаграждается не достижение агентом заданного принципалом уровня (например, выработки), а достижение наивысшего относительно остальных агентов уровня. Идея конкуренции агентов позволяет использовать самих агентов для взаимного контроля над действиями друг друга[7]. Ведь если наибольшее вознаграждение достается только агенту, достигшему наилучших относительных показателей в достижении поставленным принципалом задач, агенты начинают ревниво следить за успехами других — успех окружающих означает снижение шансов на собственный успех. С другой стороны, завышенное относительно остальных агентов вознаграждение «победителя» является сильным стимулом для повышения производительности, ведь перспектива крупного выигрыша с низкой вероятностью привлекательнее менее крупного выигрыша с более высокой вероятностью (при условии, что математическое ожидание выигрыша примерно одинаково). «Может оказаться эффективным выплачивать высшим менеджерам вознаграждение, превышающее их предельный продукт, с учетом стимулирования стремления менеджеров низшего ранга занять такое выгодное место» [8]. Однако использование элемента состязательности имеет свои пределы.
• Вознаграждение только «победившего» стимулирует выбор агентами наиболее рискованных стратегий, т. е. происходит «обратный отбор» агентов, в результате которого остаются лишь применяющие самые рискованные стратегии.
1.2.2. Участие агента
в результатах совместной
Если кратко, то второй вариант решения сводится к заключению с агентом контракта о найме, предполагающего выплат вознаграждения не фиксированного, а зависящего от результатов деятельности фирмы (sharing contract). Сюда, например, относятся различные формы участия наемных работников в прибыли, в том числе через их участие в капитале акционерного предприятия. В США уже многие годы действует программа ESOP (Employee Stock Ownership Plan), согласно которой работники более чем 10% промышленных предприятий получают льготы на приобретение акций собственных предприятий. Из всего многообразия cxeм участия агентов в результатах деятельности фирмы наиболее эффективны самые простые, предполагающие линейную зависимость вознаграждения от результатов [3]. Это связано как с высокими, издержками заключения контрактов, в которых используются линейные схемы, так и с усложнением для восприятия агентами зависимости вознаграждения от результатов. В наиболее радикальных вариантах фиксированное вознаграждение предлагается не агенту, а принципалу, т. е. агент арендует имущество у принципала, выплачивая ему ренту плюс долю от прибыли. Впрочем, применение на практике подобных схем стимулирования добросовестного выполнения агентом заданий принципала всегда оказывается ограниченным следующими факторами:
• степенью склонности агента к риску;
• ограниченностью ресурсов для аренды агентом имущества или его участия в собственности. Причем получение агентом ссуды в банке для этих целей затруднено ввиду той же самой проблемы асимметричности информации и морального риска, только на этот раз — в отношениях между ним и банком как кредитором.
1.2.3. Фирма как коалиция агентов.
Данное решение радикальным образом отличается от предыдущего тем, что не только допускается участие агентов в результатах деятельности, но сами функции принципала начинают поочередно выполняться агентами. Принципал становится «временно первым среди равных» [9]. Подчеркнем, что властные отношения и делегирование агентами контроля над своими действиями не исчезают, просто функции контроля и распределения задач поочередно выполняются всеми участниками организации. С точки зрения структуры принципалом становится агент, временно занимающий позицию на пересечении информационных потоков и имеющий на этом основании возможность аккумулировать всю информацию (рис. 2). Такая структура называется «колесообразной» (wheel network). Ротация агентов на позиции принципала решает проблему стимулов к передаче только достоверной информации. Самое же главное — она создает предпосылки для доверительных отношений между агентами и достижения с их помощью кооперации. О. Уильямсон видит в возникновении доверительных отношений среди агентов главную предпосылку появления внутри фирмы «ассоциативной атмосферы». Ассоциативная атмосфера способствует отказу от оппортунизма как стратегии максимизации полезности — «повышение производительности происходит благодаря чувству ответственности за внесение справедливого вклада в общее дело». Формой существования фирмы как коалиции на практике является самоуправленческая фирма.
рис. 2.
Выгода, связанная с существованием ассоциативной атмосферы, заключается не только в экономии на издержках контроля, но и в появлении нового источника выигрыша от кооперации, Классическая экономическая наука вслед за Адамом Смитом видит в разделении труда главный источник сравнительных преимуществ членов организации в выполнении тех или иных задач. Согласно этому подходу, кооперация выгодна, так как совместными усилиями специализированные на выполнении отдельных задач работники производят больший продукт, чем в случае самостоятельного выполнения ими всех задач. «Развитие ловкости рабочего обязательно увеличивает количество работы, которое он в состоянии выполнить. А разделение труда, сводя работу каждого рабочего к какой-нибудь простой операции и делая эту операцию единственным занятием всей его жизни, в значительной мере увеличивает ловкость рабочего» [10]. Ассоциативная атмосфера позволяет получить выгоду от кооперации не только на основ разделения труда, но и на основе «работы в команде» (team work) [11]. Позитивный эффект от кооперации обусловлен самим фактом совместной работы и взаимной поддержки членов организации «команды».
Подводя итог, отметим, что в фирме
как коалиции агентов
появляется возможность решить проблему
принципала и агента на
основе «золотого правила». От принципала
«золотое правило» требует, чтобы он вознаграждал
агентов в соответствии с их вкладом
в общий результат, а от агента — добросовестного
выполнение
задач, поставленных принципалом. В качестве
иллюстрации
приведем следующую модель, где игроки
выбирают между тремя
стратегиями: «золотым правилом», стандартом
равных усилий и
оппортунистическим поведением. Уточним,
что стандарт равных усилий со стороны
принципала заключается в применении
фиксированной уравнительной оплаты агентов,
а со стороны
агентов — в работе «как все», не лучше
и не хуже. Оппортунизм принципала может,
к примеру, принимать форму заниженного
вознаграждения агента под предлогом
неблагоприятных «естественных» условий
(конъюнктуры рынка), когда агент не обладает,
всей информацией о ситуации на рынке.
Подчеркнем, что переход
к «золотому правилу», не являющемуся
равновесием по Нэшу,
осуществим лишь на основе норм взаимного
доверия, с одной
стороны, между агентами и, с другой стороны,
между агентами и
принципалом. Нетрудно убедиться, что
рассматриваемая модель
является вариантом «дилеммы осужденных»,
в которой без доверия игроки тоже не могут
отрицать свою вину.
Рассмотрим теперь факторы, ограничивающие распространяние модели фирмы как коалиции агентов:
• степень склонности агентов к риску;
1.3. Внутрифирменная структура.
Различные варианты решения проблемы принципала и агента лежат в основе альтернативных моделей внутренней структуры организации. Наиболее распространены четыре типа внутрифирменной структуры: унитарная (У-структура), холдинговая (Х-структура), мультидивизионная (М-структура) и смешанная (С-структура) [9].
1.3.1. Унитарная структура