Сущность и роль малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране или региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия».

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 41.19 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса

 

1.1 Необходимость  малого бизнеса

 

С переходом экономики  РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить  такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и др. Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями  для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен  на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране или региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса [1, ст. 87, 88].

К малому предприятию относится  коммерческая организация в любой  сфере деятельности, которая по своим  критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели  без образования юридического лица также относятся к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально развиваться  без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить при помощи следующих показателей:

• доли валового внутреннего  продукта (ВВП), создаваемого в малом  бизнесе;

• доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

• доли мелких предприятий  в общем количестве коммерческих предприятий;

• доли трудоспособного  населения, занятого в малом бизнесе;

• доли малого бизнеса в  экспорте продукции;

• доли налогов, поступающих  от малого бизнеса, в их общей величине;

• доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

• доли отдельных видов  продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике  страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС-67%, Японии-55%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики [1, ст. 90].

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

• мелкий бизнес позволяет  заполнить все наши рынки и  наиболее полно удовлетворять потребности  населения в потребительских  товарах и услугах;

• для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;

• развитие мелкого бизнеса  это одно из действенных направлений  антимонопольной политики и обеспечения  конкурентной среды;

• мелкие предприятия проще  в управлении, им не нужно создавать  сложные управленческие структуры;

• мелкие фирмы могут  быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать  оптимального сочетания автоматизированного  и ручного труда;

• развитие мелкого бизнеса  позволяет в значительной степени  решить или смягчить проблему безработицы;

• с развитием мелкого  бизнеса появляется средний класс  и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении  элементарного порядка в стране;

• малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса

прежде всего, гибкостью  и восприимчивостью к конъюнктуре  рынка, быстрее реагирует на спрос  потребителей; « в современных  условиях РФ, когда процесс становления  малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его  дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим  фактором поступательного подъема  национальной экономики» [2, ст. 30]. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

• в снижении уровня безработицы;

• в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции  и услугах;

• в улучшении качества обслуживания;

• в более высокой удовлетворенности  людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу прежде всего как средство самовыражения;

• в формировании среднего класса в обществе как основы для  развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

• в формировании многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

• в снижении забастовок и социальной напряженности в  обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые  различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов  в экономике (а, как известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной  арене, что, в свою очередь, приносит этому государству не только политические, но и экономические дивиденды [3, ст. 150].

 

1.2 Развитие малого  предпринимательства в России

 

Развитие малого предпринимательства  в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и  возникновения новых малых предприятий  с участием физических и юридических  лиц. Первые малые предприятия в  нашей стране создавались как  кооперативы на основе Закона «О кооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс  создания малых предприятий значительно  ускорился с публикацией постановления  Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и  развитию малых предприятий». В нем  впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых  предприятиях наемного труда. В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

- в промышленности, строительстве  и на транспорте-100 человек;

- сельском хозяйстве-60 человек;

- инновационной деятельности-60 человек;

- оптовой торговле-50 человек;

- научно-технической сфере-60 человек;

- розничной торговле и  бытовом обслуживании-30 человек;

- остальных отраслях и  при осуществлении других видов  деятельности-50 человек.

Этим же законом статус «малого» не предоставляется предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями  считаются предприятия, не связанные  в своем функционировании решениями  других юридических (или физических) лиц в выборе стратегии и тактики  действий. Постановление также вводило  ряд льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных для  экономики сферах производства. Это  способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия. Кроме того, предоставление льгот  малым предприятиям стимулировало  процессы разукрупнения государственных  предприятий и организаций, создания малых предприятий в государственном  секторе. Малый бизнес все сильнее  воздействует на экономику и процесс  ее стабилизации. Исключительное влияние  малое предпринимательство оказывает  на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих  мест. В региональной структуре малого бизнеса лидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстро растет число малых  предприятий в регионе Северного  Кавказа, где складывается одна из наиболее сложных ситуаций в области занятости  населения. Однако в целом распределение  малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается [4, ст. 40, 41]. В стране происходит структурная перестройка промышленного производства. Ее цель создание конкурентоспособных предприятий, интегрированных в мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация). Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Интеграция предприятий на основе концентрации проводится посредством централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления. Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.) [4, ст. 42 ].

 

1.3 Формы малого  бизнеса в РФ

 

В гражданском кодексе  РФ [5] основными организационно-правовыми формами являются хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Организационно-правовая форма предприятия зависит от ряда признаков: порядка формирования и минимальной величины уставного капитала, ответственности за обязательства предприятия, перечня и прав учредителей и участников и др. Товарищество на вере является разновидностью полного товарищества. По сравнению с полным товариществом оно имеет следующие особенности: состоит из двух групп участников: полные товарищи - осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам товарищества; вкладчики (коммандиты) - лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)- такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен - он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь для его части одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами. Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО). Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Производственный кооператив (ПК) - это добровольное объединение граждан для совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т.п. Имущество, находящееся в собственности ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен уставом кооператива. [6, ст. 5,6].

В современной западной экономике  малый бизнес образует самый крупный  сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга (от franchise-льготный) и венчурного (от venture-рисковать) предпринимательства. Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. [1, ст. 216, 239]. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных. Венчурная фирма-это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения. [7, ст. 37].

Все вышеизложенное, позволяет  сделать вывод о том, что малый  бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической  и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, необходима поддержка со стороны государства.

 

1.4 Зарубежный  опыт малого бизнеса

 

Малый бизнес в США начал свое развитие еще в эпоху Великой Депрессии, поэтому его уровень остается стабильно высоким. Федеральные программы, которые только еще начинают разрабатываться в некоторых странах, в США датируются аж 1932 годом. В это время после времен Великой Депрессии начали государство стало субсидировать малые предприятия, пострадавшие в результате войны. В то время именно малый бизнес обеспечивал в США создание рабочих мест, подчеркивая свою важную социальную значимость.

В США очень четко развита  система критериев, по которой определяется малый бизнес. Эти критерии зависят от вида деятельности малого предприятия и отрасли, в которой оно работает. В одних сферах определяющим является количество работающих на предприятии человек, в других – оборот и прибыль.

Информация о работе Сущность и роль малого бизнеса