Сущность и формы международной экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы понять роль международной экономической интеграции, оценить принципы организации международных экономических интеграций, существующих на данный момент в мире.
Для выполнения цели работы нам необходимо:
-понять сущность и формы международной экономической интеграции
-рассмотреть принципы организации и механизм функционирования ЕС, НАФТА, АТЭС
- рассмотреть интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира, особое внимание уделив интеграционным процессам в рамках СНГ

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1. Сущность и формы международной экономической интеграции………
2. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза…………………………………………………………………………..
3. Североамериканская модель интеграции (НАФТА)………………………
4. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического Сотрудничества (АТЭС)………………………………………………………………………….
5. Интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах
Мира…………………………………………………………………………….
6. Интеграционные процессы в рамках СНГ…………………………………
Заключение……………………………………………………………………..
Список использованный источников и литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 44.33 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

1. Сущность и формы международной  экономической интеграции………

2. Принципы организации и механизм  функционирования Европейского  Союза…………………………………………………………………………..

3. Североамериканская модель интеграции (НАФТА)………………………

4. Организация Азиатско-Тихоокеанского  экономического Сотрудничества (АТЭС)………………………………………………………………………….

5. Интеграционные процессы в  Латинской Америке и других  регионах 

Мира…………………………………………………………………………….

6. Интеграционные процессы в  рамках СНГ…………………………………

Заключение……………………………………………………………………..

Список использованный источников и литературы…………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

   Важнейшей чертой современности стал рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов регионах на макроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру и международному экономическому сотрудничеству.      Происходящий процесс международной интеграции обусловлен всесторонним развитием и постоянным углублением международного разделения труда - от простого обмена товарами к устойчивой международной торговле товарами и услугами, к интернациональному перемещению капитала и созданию новых производств, к тесной производительной и научно-технической кооперации, следствием чего естественно является совместное ведение международного бизнеса и управления им на межгосударственном уровне.

     Цель данной работы понять роль международной экономической интеграции, оценить принципы организации международных экономических интеграций, существующих на данный момент в мире.

     Для выполнения цели  работы нам необходимо:

-понять сущность и формы международной экономической интеграции

-рассмотреть принципы организации и механизм функционирования ЕС, НАФТА, АТЭС

- рассмотреть интеграционные процессы в Латинской Америке и других регионах мира, особое внимание уделив интеграционным процессам в рамках СНГ

1. Сущность и формы международной  экономической интеграции

     Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

     Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими "задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.

Формы международной экономической интеграции:

- зона свободной торговли - самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке.

- таможенный союз - другая форма международной экономической интеграции. предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

- платежный союз - часто дополняется таможенный союз, обеспечивающий взаимную конвертируемость валют и функционирование единой, расчетной денежной единицы.

- общий рынок - более сложная форма международной экономической интеграции, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. При функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство. Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные этапы.

2. Принципы организации и механизм  функционирования

Европейского Союза

     Исходной точкой создания Европейского Союза (ЕС) следует считать парижское заявление 9 мая 1950 г. министра иностранных дел Франции Р. Шумана, предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее межнациональное руководство. ФРГ поддержала предложение Франции и в 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств: ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург.

     Создание ЕС было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

     В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз, политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь - это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию

     Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий:

- отмена таможенных пошлин, импортных  и экспортных количественных  ограничений, а также всех других  торговых ограничений на пути  движения товаров внутри сообщества;

- введение общего таможенного  тарифа и единой торговой политики  в отношении третьих стран;

- свободное движение факторов  производства (капитала и рабочей  силы), свобода создания филиалов  на территории ЕС и свободная  торговля услугами между странами-участницами;

- проведение общей аграрной  и транспортной политики;

- создание валютного союза;

- координация и постепенное  сближение экономических политик  стран-участниц;

- унификация налоговых законодательств;

- выравнивание внутригосударственных  правовых норм, имеющих значение  для общего рынка.

     Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии.

     Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы.

     В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958 - 1966 гг.). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962 г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) - создан единый аграрный рынок.

     В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968 --1986 гг.) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984--1987 гг. была принята "рамочная" комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985 г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы "Эврика".

     Далее создание общего рынка (1987-1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985 г. документа о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация программы создания к концу 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели:

- устранены все тарифные и  нетарифные ограничения во взаимной  торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения  на межгосударственное передвижение  капитала внутри ЕС и введено  взаимное признание финансовых  лицензий;

- устранены национальные ограничения  импорта промышленных товаров  из третьих стран;

- введены минимальные технические  требования к стандартам, взаимное  признание результатов испытаний  и сертификации;

- открыты рынки государственных  закупок для фирм других стран  ЕС.

     В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

     В 1991 г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.

     Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, в которую входят как общие или межгосударственные органы, так и элементы национально-государственного регулирования. В качестве межгосударственных органов управления ЕС выступают:

Информация о работе Сущность и формы международной экономической интеграции