Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:12, реферат
Можно выделить три основные формы проявления инфляции:
- неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
- понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;
- увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
1 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ. ВИДЫ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ
1.1 Сущность и формы проявления инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция (от лат. «inflatio» – вздутие) впервые был употреблен в Северной Америке в период Гражданской войны 1861–1865гг. Инфляция – это повышение общего уровня цен. Наиболее общее определение инфляции – это обесценение бумажных денег вследствие их чрезмерного выпуска. Однако эту трактовку нельзя считать полной. В то же время не все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Действительно, одним из главных больных мест инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи – вовсе не поднимаются. Инфляция – сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Она представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах.
Можно выделить три основные формы проявления инфляции:
- неравномерный рост цен на товары и услуги, что приводит к обесценению денег, снижению их покупательной способности;
- понижение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной;
- увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.
Итак, инфляция – обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Можно выделить внешние и внутренние факторы инфляции. К внешним факторам относятся:
Внутренние факторы обусловлены состоянием экономики данной страны. Среди них можно выделить:
Измеряют инфляцию с помощью
индексов цен. На практике обыч
1. При расчете инфляции по индексу потребительских цен (ИПЦ) исходной точкой является “потребительская корзина” – набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течение того или иного промежутка времени (года, квартала, месяца). Стоимость корзины за прошлый год, квартал, месяц берется за базу, отправную точку и сопоставляется со стоимостью корзины, исчисленной в ценах данного месяца, квартала или года. ИЦП рассчитывается по индексу Ласпейреса:
где – цена i-го блага в текущем периоде;
– цена i-го блага в базисном периоде;
– количество i-го блага в базисном периоде.
2. Индексы цен производителей (ИЦП) – это относительные показатели, которые характеризуют соотношение цен во времени (обычно цены базисного года принимаются за 100, а цены последующих лет пересчитываются по отношению к базисному году).
3. Дефлятор ВВП характеризует изменение во времени общего уровня цен на все товары и услуги, которые реализованы конечным потребителям. Это наиболее широкий показатель, который характеризует инфляционные изменения всех цен. Поэтому дефлятор ВВП может заметно отклоняться от ИПЦ и ИЦП, поскольку он точнее учитывает реальную структуру личного и производственного потребления, чем предыдущие индексы. Определяется дефлятор ВВП по индексу Пааше:
где – цена i-го блага в текущем периоде;
– цена i-го блага в базисном периоде;
– количество i-го блага в текущем периоде;
– количество i-го блага в базисном периоде.
Увеличение денежной массы является основным источником инфляции и приводит к тому, что и предприятия, и частные лица получают возможность предлагать большее количество денег за тот или иной товар, тем самым стимулируя рост цен.
Чтобы понять механизм инфляции и то, как правительство может с ней справиться или же, наоборот, усугубить ее некомпетентной политикой, необходимо разобраться в основах экономической концепции денег. Инфляция – это недуг денежной системы. Ее высокие темпы указывают на то, что по той
или иной причине правительство выпустило из рук контроль над количеством денег в обращении. Инфляция возникает тогда, когда выпуск денег увеличивается гораздо быстрее, чем выпуск товаров.
В современных странах количество денег в экономике определяется правительством. Каждая страна мира (за редким исключением) обладает собственной валютой, контроль над которой осуществляют правительство и центральный банк этой страны. С помощью многообразных финансовых операций правительство и центральный банк регулируют денежную эмиссию, а следовательно, уровень инфляции в стране.
1.2 Виды инфляции
Основные виды инфляции:
1) в зависимости от темпов:
- умеренная инфляция – рост цен составляет менее 10% в год;
- галопирующая инфляция – рост цен составляет от 10 до 200% в год;
- гиперинфляция – рост цен составляет более 50 % в месяц.
Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, которая выражается в астрономическом росте количества денег в обращении. Роль денег в экономике сильно уменьшается, а промышленные предприятия переходят на другие формы расчетов (например, бартер, взаиморасчеты).
Также гиперинфляция может ускорить экономический крах. Она способствует тому, что усилия направляются не на производственную, а на спекулятивную деятельность. Предприятиям становится все более выгодным накапливать сырье и готовую продукцию в предвидении будущего повышения цен. Но несоответствие количества сырья и готовой продукции спросу на них ведет к усилению инфляционного давления. Вместо того, чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители и отдельные лица, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные материальные ценности — ювелирные изделия, золото и другие драгоценные металлы, недвижимость и т. д.
В чрезвычайной ситуации, когда цены подскакивают резко и неравномерно, нормальные экономические отношения разрушаются. Владельцы предприятий не знают, какую цену на товары назначить. А потребители не знают, какую цену платить. Поставщики сырья хотят получить реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги. Кредиторы стараются избегать своих должников, чтобы не получать возвращенный долг в дешевых деньгах. Деньги фактически теряют цену и перестают выполнять свои функции в качестве меры стоимости и средства обмена. Производство и обмен со скрипом двигаются к остановке и, в конечном итоге, может наступить экономический, социальный и, возможно, политический хаос. Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, наступают депрессия и общественно-политические беспорядки. Она обычно связана с неразумной политикой правительства.
2) по признаку ожидаемости:
- ожидаемая инфляция – ожидается и прогнозируется правительством и населением;
- неожиданная инфляция – характеризуется внезапным скачком цен. Она оказывает неоднозначное влияние на поведение населения в зависимости от состояния инфляционных ожиданий. Если в стране отсутствуют инфляционные ожидания, то население, рассчитывая на краткосрочность роста цен, меньше приобретает и больше сберегает денег. Спрос уменьшается и оказывает давление на производителей, побуждая их снижать цены (проявляется действие закона Пигу). Макроэкономическое равновесие восстанавливается. Если же в стране инфляционные ожидания велики, внезапный рост цен побуждает население закупать товары впрок. Спрос растет, что ведет к дальнейшему росту цен и увеличению инфляции.
3) по масштабу охвата:
- локальная инфляция, имеющая место в отдельных странах;
- мировая инфляция, охватывающая группу стран или целые регионы.
4) по степени сбалансированности:
- сбалансированная инфляция – наблюдается умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами. Подобная инфляция в экономике ничего не изменяет.
- несбалансированная инфляция – представляет собой различные темпы роста
цен на различные товары. От несбалансированной инфляции страдают, прежде всего, денежное обращение и система налогообложения.
5) по характеру протекания:
- открытая инфляция, отличающаяся продолжительным ростом цен. Толчком к раскручиванию открытой инфляции может служить нерегулируемое повышение железнодорожных тарифов и других услуг естественных монополий, цен на исходные виды продукции. Известно, что именно цены на продукцию топливно-энергетического комплекса, на электроэнергию, на транспорт формируют общий уровень и динамику цен, в том числе и на продукцию обрабатывающей промышленности, строительной индустрии, сельского хозяйства. Если в силу каких-то причин растет сопутствующая ценовая составляющая, то это нередко приводит к общему инфляционному росту цен.
Открытая инфляция присуща странам с рыночной экономикой, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не стесненному росту цен в результате падения покупательной способности денежной единицы.
Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, тем не менее, она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов. Тем самым открытая инфляция сама выступает своего рода антиинфляционным средством.
- подавленная инфляция, возникающая при твердых, “замороженных” розничных ценах на товары и услуги при одновременном росте денежных доходов населения. В этом случае товары исчезают с прилавков и переходят в разряд дефицитных, а цены растут на “черном рынке”.
Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она потому-то и называется “подавленной”, что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявляться инфляции в единственно доступной ей форме: в росте денежных цен. В такой ситуации инфляция принимает “подпольный” характер, внешне цены стабильны, но поскольку масса денег фактически возросла, избыток денег трансформируется в товарный дефицит, который не может быть компенсирован ростом производства. При подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами, тогда как другая, неотоваренная часть, немедленно превращается в лжеденьги, при этом никто не знает, чем же он располагает – деньгами или лжеденьгами? Такая загадочность по-разному влияет на поведение покупателей и продавцов.