Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 10:56, контрольная работа
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це¬лей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. История возникновения стратегического планирования
1.2. Сущность стратегического планирования
1.3. О стратегическом планировании в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ НАДЫМЕ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ
И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ
СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Надым 2014
Регистрационный номер
________________
Регистрационный номер (кафедра)
________________
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1. История возникновения стратегического планирования
1.2. Сущность стратегического планирования
1.3. О стратегическом планировании в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Главная цель данной работы показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Проблеме стратегического планирования уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию, было вызвано трансформацией централизованного планирования в систему государственного регулирования, что потребовало кардинального пересмотра всех элементов системы внутрифирменного планирования. Цель данных пособий – изучение средств, методов и технологий обоснования плановых решений на предприятии, приобретение навыков разработки стратегических, тактических и оперативно-календарных планов.
1.1 История возникновения стратегического планирования
Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Словари не помогали, так как, следуя военному словоупотреблению, они все еще определяли стратегию как «науку и искусство развертывания войск для боя».
В то время многие управляющие,
а также некоторые ученые сомневались
в полезности нового понятия. На их
глазах в течение полувека американская
промышленность великолепно обходилась
безо всякой стратегии, и они задавали
вопрос, зачем она вдруг стала нужна и
какая от нее польза фирме.
По своему существу стратегия есть набор
правил для принятия решений, которыми
организация руководствуется в своей
деятельности. Существует четыре различные
группы:
1. Правила, используемые
при оценке результатов
2. Правила, по которым складываются отношения
фирмы с ее внешней средой, определяющие:
какие виды продукции и технологии она
будет разрабатывать, куда и кому сбывать
свои изделия, каким образом добиваться
превосходства над конкурентами. Этот
набор правил называется продуктово-рыночной
стратегией или стратегией бизнеса.
3. Правила, по которым
устанавливаются отношения и
процедуры внутри организации.
Их нередко называют организаци
Петров А.Н. Стратегический менеджмент – Питер, 2009 г., стр. 85
4. Правила, по которым
фирма ведет свою повседневную деятельность,
называемые основными оперативными
приемами.
Стратегии имеют
несколько отличительных черт:
1. Процесс выработки стратегии
не завершается каким-либо немедленным
действием. Обычно он заканчивается установлением
общих направлений, продвижение по которым
обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна
быть использована для разработки стратегических
проектов методом поиска. Роль стратегии
в поиске состоит в том, чтобы, во-первых,
помочь сосредоточить внимание на определенных
участках и возможностях; во-вторых, отбросить
все остальные возможности как несовместимые
со стратегией.
3. Необходимость в стратегии
отпадает, как только реальный
ход развития выведет
4. Поскольку для отбора проектов
применяются как стратегии, так и ориентиры,
может показаться, что это одно и то же.
Но это разные вещи. Ориентир представляет
собой цель, которой стремится достичь
фирма, а стратегия — средство для достижения
цели. Ориентиры — это более высокий уровень
принятия решений. Стратегия, оправданная
при одном наборе ориентиров, не будет
таковой, если ориентиры организации изменятся.
5. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы
как в отдельные моменты, так и на различных
уровнях организации. Некоторые параметры
эффективности (например, доля рынка) в
один момент будут служить фирме ориентирами,
а в другой — станут ее стратегией. Далее,
поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются
внутри организации, возникает типичная
иерархия: то, что на верхних уровнях управления
является элементами стратегии, на нижних
превращается в ориентиры.
То есть, если говорить коротко, то стратегия — понятие трудноуловимое и несколько абстрактное. Ее выработка обычно не приносит фирме никакой непосредственной пользы. Кроме того, она дорого обходится как по денежным расходам, так и по затратам времени управляющих.
Термин «стратегическое
планирование» был введен в обиход на стыке
60—70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу
между текущим управлением на уровне производства
и управлением, осуществляемым на высшем
уровне. Необходимость фиксации такого
различия была вызвана в первую очередь
изменениями в условиях ведения бизнеса.
Разработка идей стратегического управления
нашла отражение в работах таких авторов,
как Frankenhofs and Granger(
Заключение: Слово «стратегия»
вошло в число управленческих
терминов в 50-е годы, когда проблема
реакции на неожиданные изменения
во внешней среде приобрела большое значение,
но вначале смысл этого слова был неясен.
В то время управляющие и ученые сомневались
в полезности нового понятия. По своему
существу стратегия есть набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей деятельности.
Термин «стратегическое
планирование» был введен в обиход на стыке
60—70-х гг.
1.2. Сущность стратегического планирования
В основе стратегического
планирования лежит понятие стратегии.
В ней отражены основные цели компании,
такие как расширение доли рынка,
рост прибыли, проведение передовых
научно-технических
Стратегический план отвечает своему назначению, если он обеспечивает возможность сохранения максимальной эластичности поведения фирмы. Он формирует общую идею будущего, не затрагивая его деталей и компонентов.
Стратегическое планирование представляет процесс моделирования будущего, включая определение целей и формулировку концепции долговременного развития. Его можно также рассматривать как элемент управленческого процесса, направленного на создание и поддержание стратегического равновесия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и вероятными перспективами развития. Стратегический план обладает гибкостью и допускает:
а) регулярные корректировки плановых заданий;
б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.
Стратегический план должен
предусматривать обеспечение
Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва, 2010 год., стр. 131
1) финансовыми, которые необходимы для формирования капитальных и текущих активов; предприятия используют такие источники, как акционерный капитал, банковские кредиты, реализация облигаций;
2) человеческими ресурсами, представленными работниками, имеющими профессиональную подготовку; они обеспечивают увеличение прибыльности производимой продукции и осуществляют процесс управления (маркетологи, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие служащие); источником этих ресурсов является рынок труда;
3) материальными ресурсами – земля, здания, производственные помещения, оборудование, материальные запасы и т. д.;
4) интеллектуальными ресурсами – ноу-хау, патенты, лицензии, бренды, запатентованные дизайны, логотипы, секретные формулы и рецепты, коммерческие коммуникационные сети, базы данных и т. д.
Основой стратегического
плана является определение миссии
предприятия, его общих целей
и глобальных программ деятельности.
Цели стратегического уровня относятся
к предприятию в целом, по своей
природе они носят общий
В условиях рыночной экономики
стратегическое планирование должно осуществляться
с учетом воздействия внешней
среды, для которой свойственны
различного рода быстрые изменения:
конъюнктуры, уровня насыщения рынков
сбыта, появление новых товаров (услуг).
Эти колебания создают высокую
степень неопределенности для предприятия
при принятии решений. Таким образом
увеличиваются хозяйственные
Только при наличии стратегического плана можно избежать таких негативных явлений, как ситуация, в которой каждое структурное подразделение компании начинает искать свои пути решения задач, не согласованные с общей деятельностью предприятия. Например, при отсутствии единого стратегического плана может возникнуть рассогласованность целей разных структурных подразделений.
Всегда есть опасность
превращения стратегического
Ценность методов
а) сложной внутренней структуре и многообразии видов деятельности предприятия;
б) значительной неопределенности и интенсивной динамике внешней среды.
Стратегическое планирование позволяет осуществлять более целенаправленное и взаимоувязанное управление ресурсами, снижающее материальные и финансовые потери при достижении целей.
В его основе лежит ряд базовых концептуальных положений: