Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:19, курсовая работа
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя, в соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей.
Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в бизнесе.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические концепции предпринимательства …………………………4
2 Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности ………………………………………….9
Заключение ……………………………………………………………………...18
Библиографический список ……………………………………………………19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
2 Классификационные
признаки и характеристика
Заключение
……………………………………………………………………...
Библиографический
список ……………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
В
экономической литературе понятие
“предприниматель” впервые
Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство – это инициативная, самостоятельная деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность (ст.2 п.1 ГК РФ).
В наше время всем очевидна необходимость широкого развития предпринимательства в России. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к объединению нации, сохранению национального духа и национальной гордости.
Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. Предприниматели как наиболее мобильный социальный слой быстрее приспосабливаются к постоянно изменяющимся экономическим условиям в современной России, к желаниям потребителя, в соответствии со своими стремлениями к материальному благополучию, к реализации собственных идей и возможностей.
Удача
в предпринимательстве не падает
с неба. Как ее добиваться, как
уберечь себя, свой бизнес от ошибок?
Знание теоретических основ
1 Теоретические
концепции предпринимательства.
1.1 Эволюция
термина «предприниматель» и «предпринимательство»
Переход
к рыночной экономике и юридическое
признание собственности
Предпринимательство,
как и любой вид деятельности,
должно иметь теоретические основы,
объясняющие его сущность. Понятия
«предприниматель» и «
Позже
известный французский
Английский ученый-экономист А. Смит (1723-1790 гг.) в своем основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народа» (1776 год) уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск.
Д. Векардо предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре.
И лишь на рубеже XIX-XX вв. начинается осознание значение и роли института предпринимательства. Французский экономист Анре Маршал (1907-1968) первым добавил к упомянутым выше трем классическим факторам производства (земля, капитал, труд) четвертый фактор – организация. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и передаваемые ему функции.
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847-1938) несколько видоизменил «триединую формулу» Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора:
По-новому взглянул на эту проблему Фридрих фон Хайен (1899-1984). По его мнению, сущность предпринимательства – это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности [3,12].
Вплотную
к понятию «предприниматель»
примыкает понятие «
1-ый
подход, фокусирующийся на
2-ой
подход, акцентирующий
Предпринимательство
органически связано с
Представляет
интерес характеристика предпринимательства,
приведенная в книге «Рыночное
предпринимательство»: «Предпринимательство…
является деятельностью, которая
связана с вложением средств,
в целях получения прибыли
на основе сочетания личной
выгоды с общественной пользой».
1.2 Основные
черты и функции
Русский экономист С.П. Сироткин выделил основные черты
предпринимательской деятельности:
1. Владение капиталом, собственным или заемным совершающим кругооборот.
2. Управление, надзор и контроль за процессами производства и обращения капитала.
3. Подчинение процесса движения капитала в любой сфере извлечению максимальной прибыли.
4. Учет и использование рыночной конъюнктуры – конкуренции спроса и предложения и т.п., вплоть до вкусов потребителей.
5.
Свобода принятия хозяйственных
решений с целью
6. Направленность производителей, как оферентов – носителей предложения на удовлетворение потребностей, конкурентов – носителей спроса, на обеспеченность общества товарами и услугами за счет возрастающей производительности труда.
7.
Способность к экспериментам,
Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
«Функции предпринимательства» - это осуществление в процессе производства операций между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды.
1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;
2. Предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;
3.
Предприниматель – это
4. Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса.
Для
развития в России предпринимательства
существенное значение имеет понимание
того, что не любое новое дело
является предпринимательством. Предпринимательство,
в первую очередь, связано с эффективным
использованием всех факторов производства
в целях экономического роста
и удовлетворения потребностей отдельных
граждан и общества в целом. Основная
функция предпринимательства в
России должна состоять в том, чтобы
производить, «доводить» до конкретных
потребителей товары (услуги, работы) и
получать за это материальное и моральное
вознаграждение.
1.3
Субъекты предпринимательской деятельности
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.
Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).
Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает, как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.