Торговля как важнейшая отрасль экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Для реализации изучения данной цели я определила ряд задач:
1. Изучить материалы, касающиеся рассматриваемой темы (учебную литературу, торговые журналы).
2. Ознакомиться с состоянием торговли в России
3. Сформулировать выводы по изученному материалу

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4
1. Теоретические основы торговли………………………………5
Понятие «торговля»…………………………………………5-6
Виды торговли……………………………………………….7-8
1.2.1 Внутренняя и внешняя торговля…………………………….9-12
2 . Экономический анализ деятельности отрасли в России………13
2.1 Итоги развития торговли 2009-2010год……………………….13-15
2.2 Стратегия развития торговли в Российской Федерации на
2010-2015 годы и период до 2020года……….................................16-17
3.Перспективы развития внешней торговли РФ…………………18-20
3.1 Статистика внешней торговли РФ в январе-августе 2012 года..21-25
Заключение………………………………………………………..26-27
Список использованной литературы……………………………28-29
Приложения………………………………………………………30-35

Вложенные файлы: 1 файл

курс. макроэкономика.docx

— 268.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………3-4

1. Теоретические основы торговли………………………………5

    1. Понятие «торговля»…………………………………………5-6
    2. Виды торговли……………………………………………….7-8

1.2.1 Внутренняя и внешняя  торговля…………………………….9-12

2 . Экономический анализ деятельности отрасли в России………13

2.1 Итоги развития торговли 2009-2010год……………………….13-15

2.2 Стратегия развития торговли в Российской Федерации на

 2010-2015 годы и период до 2020года……….................................16-17

3.Перспективы развития внешней торговли РФ…………………18-20

3.1 Статистика внешней торговли РФ в январе-августе 2012 года..21-25

Заключение………………………………………………………..26-27

Список использованной литературы……………………………28-29

Приложения………………………………………………………30-35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Торговля – важная составляющая экономики любого государства. С  незапамятных времен торговые пути соединяли  города и страны, сближали культуру, науку и прогрессивные идеи разных народов. И сегодня от профессионализма каждого, кто занимается организацией торгового процесса, напрямую зависит  успех развития торговых отношений  России в целом и отдельных  республик в частности. Именно предприятия  торговой сферы создают  развитую инфраструктуру услуг, вносят весомый вклад в создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Благодаря эффективному труду сфера торговли из года в год поднимается на новый качественный уровень.

Сегодня торговля в России - наиболее динамично развивающаяся  отрасль хозяйства страны. И поскольку  именно в  торговле в первую очередь сказывается результат деятельности промышленности. 
Современное торговое предпринимательство в России охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к купле- продаже, обмену товара на деньги, денег на товары или товаров на товары. Хотя его основу составляют товарно-денежные операции купли-продажи или обмена, сегодня в торговом предпринимательстве оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве.

Актуальность настоящей  работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Торговля как важнейшая отрасль экономики  России, пути повышения ее эффективности» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. 
  В настоящее время, в связи с переходом к рыночной экономике, коммерческая деятельность в России достаточно нестабильна, тем не менее, она стремительно и динамично развивается. 
Очаги официального торгового предпринимательства - это магазины, биржи, рынки, выставки- продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы. Но преимущественно торговля в России осуществляется в сфере малого бизнеса. Наиболее успешно торговая деятельность осуществляется непосредственно производителем. В свою очередь, это в значительной степени способствует продвижению российского товара, как на внутренний, так и на внешний рынок.

Именно поэтому, изучаемый  мной вопрос достоин внимания и требует  тщательного изучения. 
 
Для реализации изучения данной цели я определила ряд задач: 
 
1.   Изучить материалы, касающиеся рассматриваемой темы (учебную литературу, торговые журналы). 
 
2.    Ознакомиться с состоянием торговли в России 
 
 
3.     Сформулировать выводы по изученному материалу

 

Объектом исследования данной курсовой работы является торговля Российской Федерации. При написании работы я преследую цель выяснить, какое место занимает Российская Федерация на мировом рынке, насколько эффективна торговля нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

1.Теоретические основы торговли. Понятие «торговля».

Торговля – одна из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по числу занятых в ней людей, так и по объему деятельности и вкладу в общий экономический потенциал.

Эпоха торговли уходит корнями  в далекое прошлое. С развитием  транспортных сообщений в торговлю вовлекались все больше территориально обособленных регионов с различными ресурсами, как природными, так и  созданными человеком. С развитием  производства, новых отраслей хозяйства  и появлением уникальных технологий и продуктов  дифференциация между отдельными регионами неизбежно усиливалась. Различия в обеспечении природными ресурсами, отсутствие возможности произвести продукт внутри региона, в том числе и отдельно взятым человеком для личного потребления, породили с  целью потребления необходимость получения ресурсов «на стороне». Понятно, что безвозмездно законным способом получить ресурс невозможно, поэтому возмездное приобретение ресурсов обеспечило появление понятия торговли, приобретаемые ресурсы стали именоваться товаром.Условием для образования мирового рынка торговли послужил технический и научный прогресс транспорта и связи, которые в сочетании с торговыми отношениями превратили мир в единое экономическое пространство.  Торговля – это связующее звено между производителем ресурсов – товаров и потребителем – покупателем, обеспечивающая производственную цепочку превращения «деньги-товар-деньги» ( Рисунок 1).

(рис.1)

 

 Зачастую не всегда  производитель имеет возможность  как физическую, так и экономическую  донести свой продукт до конечного  потребителя. В то же время  производители являются потребителями  ресурсов с целью дальнейшего  воспроизводства, поэтому также  сами являются покупателями и  приобретают ресурсы – товары не только у поставщиков-производителей, но и в большинстве случаев через торговую оптовую сеть.

Понятие торговли можно найти  в Большой Советской Энциклопедии, согласно которой под торговлей  понимается отрасль народного хозяйства, обеспечивающая обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления.

Основной функцией торговли является реализация товаров. Однако для обеспечения конкурентоспособности с развитием рынка торговые организации должны оказывать ряд дополнительных сопутствующих реализации товаров услуг, связанные с доведением товаров до конечного потребителя.

Будучи формой товарного  обращения, в воспроизводственном  процессе торговля выполняет свойственные обращению две основные функции. Первая состоит в том, чтобы удовлетворить  платежеспособные потребности в  продукции, производимой в целях  
обмена и потому принимающей форму товара, а именно: потребности предприятий в продукции производственно технического назначения, если речь идет об обращении средств производства и личных потребностей всех членов общества, когда речь идет о торговле предметами личного потребления. Путем обращения средств производства происходит формирование материально - технической основы производства необходимой для возмещения потребленных средств и расширения масштабов производственной деятельности. Особенность сферы обращения товаров личного потребления в воспроизводственном процессе выражается в том, что на стадии купли - продажи она не зависит от производства. Товары переходят в сферу потребления для удовлетворения личных материальных потребностей людей, воспроизводства рабочей силы. Другой функцией торговли является возмещение в деньгах стоимости товаров, вовлеченных в сферу товарного обращения (покрываются издержки предприятий и обеспечивается возможность возобновления производства). При этом важно отметить, что обе функции торговли проявляются одновременно: в каждом акте обмена товаров осуществляется как удовлетворение платежеспособной потребности, так и возмещение стоимости потребленных средств. Выступая как единое целое, вышеуказанные функции не лишены противоречия. Данное противоречие выражается в том, что первая функция отражает интересы потребителей, а вторая - производителей товаров, выступающих соответственно носителями спроса и предложения.

Торговая отрасль —  лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных  рабочих мест: общая численность  занятых в сфере торговли (оптовой  и розничной торговли, ремонта  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования) — около 12 млн человек, или 17,7% от всего занятого населения страны.

Основной задачей государства  в указанной сфере является создание условий для развития товаропроводящей системы, обеспечивающей эффективную  дистрибуцию для производителей  и эффективное удовлетворение потребностей населения.

Торговля является одним  из наиболее динамично развивающихся  секторов российской экономики.

 

Виды торговли.

Внешняя торговля – предполагающая обращение товаров одной страны с другими странами. Торговля разных стран между собой в своей совокупности представляет собой международную торговлю.

Внутренняя торговля - предполагающая обращение товаров внутри одной страны. В рамках одной страны торговля выполняет общественно необходимую функцию – доведение товаров от изготовителя к потребителю. Внутренняя торговля, в свою очередь, подразделяется на оптовую и розничную торговлю. Кроме того, одним из каналов распределения в торговле можно считать и комиссионную торговлю, когда товары реализуются с помощью посредника.

С точки зрения предпринимательства, торговля представляет собой вид  деятельности, направленный на извлечение дохода, где объектом действий является товарообмен, купля-продажа товаров, а также сопутствующие дополнительные услуги по обслуживанию покупателей  в процессе реализации товаров и  обеспечение доставки товаров, их хранения и подготовки к продаже.

Объектом любой торговли является товар. Неотъемлемым признаком товара является его качественная характеристика, направленная на удовлетворение различных нужд и потребностей. Другой характерный признак товара - способность к динамичному гражданско-правовому обороту. Именно поэтому, как правило, товаром не признается недвижимое имущество, не обладающее свойством активно перемещаться в пространстве.

В соответствии со статьей 492 ГК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность по продаже товаров в розницу, в ходе которой продавец передает покупателю товар для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По сути, такими покупателями являются физические лица – конечные потребители товара. Отношения между  продавцом и покупателем при  розничной торговле всегда носят  характер договора купли-продажи.

Розничная торговля классифицируется в зависимости от особенностей торгового  обслуживания покупателей и наличия  торгового помещения:

· розничная торговля через  стационарную сеть;

розничная торговля через  передвижную торговую сеть;

·розничная торговля по почте, через Интернет-магазин (рассылка товаров  по заказам).

Розничная торговля может  осуществляться и в различных  формах, например продажа товаров  с обслуживанием покупателей  на торговом объекте (в месте продажи  товаров), продажа товаров по образцам, продажа товаров длительного  пользования в кредит и другое.

Индекс оборота  розничной торговли составил 105,1% по итогам 3 квартала 2012 года относительно 2 квартала 2012 года или 104,6% в годовом выражении. Для сравнения, в 2011 году данные показатели составляли соответственно 107,5% и 107,9%.

Оборот розничной торговли в  реальном выражении в группе пищевых  продуктов, включая напитки, и табачные изделия составил 100,9% за 3 квартал 2012 года в годовом выражении  (103,4% в 2011).

Оборот розничной торговли в  реальном выражении в группе непродовольственных  товаров составил 108,1% в 3 квартале 2012 года в годовом выражении (112,3% в 2011).

Оборот общественного питания  в реальном выражении вырос на 5,5% в 3 квартале  2012 года в годовом выражении (8,0% прироста в 2011 году)

Объем платных услуг в реальном выражении населению вырос на 2,7% по итогам 3квартала 2012 года в годовом выражении (2,4% прироста в 2011)

 

 

 

 

 

Внутренняя торговля.

Под внутренней торговлей, как  самостоятельной отраслевой системой, понимается совокупность субъектов  торговой деятельности, занимающихся на территории России куплей – продажей потребительских товаров и оказанием  иных торговых услуг, функционирование которых регулируется общими и специальными мерами организационно-экономического и нормативно-правового характера  в целях достижения рыночного  согласования товарного предложения  и покупательского спроса. Внутренняя торговля – одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное согласование товарного предложения и покупательского  спроса. Являясь источником поступления  денежных средств, торговля тем самым  формирует основы финансовой стабильности государства. За годы реформ кардинально  изменилась значимость внутренней торговли в национальной экономике. Если раньше безусловным приоритетом пользовались отрасли материального производства, а торговле отводилась вспомогательная  роль в общественном воспроизводстве, то теперь ей принадлежит одно из ведущих  мест в отраслевой структуре народного  хозяйства. В торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась среда с относительно высоким уровнем конкуренции. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере одна из самых высоких. Торговля сегодня является важной бюджетообразующей отраслевой системой. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью соответствующей платежеспособному спросу населения. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер. В ближайшие 5 лет розничная торговля будет одной из самых перспективных отраслей в экономике России. Рынок розничной торговли перешел из стадии формирования в фазу динамичного роста, ожидаемые темпы роста годового оборота составят 15-20%. Вместе с тем позитивные тенденции развития внутренней торговли в новых условиях сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений. Во внутренней торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого оборота, размеры которого колеблются в пределах 30-40%. Из-за сложившейся несовершенной системы оптовой торговли, состоящей преимущественно из множества мелких посреднических организаций, происходит неоправданное наращивание цен реализации. Регулирование развития торговой инфраструктуры неоправданно рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий. Поэтому, для достижения стратегических целей на современном этапе, с учетом наметившихся тенденций развития внутренней торговли необходимо на основе адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма следующие задачи:

Информация о работе Торговля как важнейшая отрасль экономики России