Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:06, доклад

Краткое описание

Контроль качества – проверка соответствия количественных и качественных характеристик товаров или процесса установленным требованиям, которые определены в соответствующих документах. Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара – при изготовлении товаров, их хранении, транспортировании, реализации и утилизации.

Содержание

1. Контроль качества товаров………………………………………..
2. Международные стандарты ИСО 9000: 2000…………………….
3. Необходимость и значение повышения качества
продукции на предприятиях торговли…………………………..
Список используемой литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)


5 вариант

1.  Контроль качества товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                           стр.

 

 

1. Контроль качества товаров………………………………………..

2. Международные стандарты ИСО 9000: 2000…………………….

3. Необходимость и значение повышения  качества

   продукции на предприятиях торговли…………………………..

    Список используемой литературы………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Контроль качества товаров

 

 

  1. 1.1.Порядок осуществления контроля качества 
    1.2. Виды контроля качества 
    1.3. Контроль качества товаров в оптовой и розничной торговле  
    1.4. Правила отбора проб (выборок) 
     
    1.1. Порядок осуществления контроля качества 
     
    Контроль качества – проверка соответствия количественных и качественных характеристик товаров или процесса установленным требованиям, которые определены в соответствующих документах. Контроль качества проводится на разных стадиях жизненного цикла товара – при изготовлении товаров, их хранении, транспортировании, реализации и утилизации.                                                                                                                   На стадии изготовления товара контроль качества осуществляет производитель. Целью такого контроля является отбраковка некачественной продукции, а также установление причин возникновения брака.  
    На стадии реализации контроль качества осуществляется для проверки сохранности товаров при хранении, транспортировании, а также продаже. Наиболее важен контроль качества при передаче товара от одной стороны к другой, например, при сделках купли-продажи. Эти операции осуществляются на предприятиях торговли в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».  
    Контроль качества в процессе приемки осуществляют на складе получателя или на складе поставщика в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, договорами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура). 
    Сроки приемки по качеству могут быть предусмотрены договором поставки, установлены стандартами или техническими условиями. В остальных случаях в соответствии с инструкцией установлены следующие сроки поставки: при иногородней поставке – не позднее 20 дней, при одногородней поставке – не позднее 10 дней. 
    Если в результате контроля обнаружено, что качество товаров и их комплектность и маркировка не соответствуют установленным требованиям, то приемку приостанавливают и составляют акт. 
    В случае поставки некомплектных товаров (отсутствие деталей мебели и др.) поставщик обязан их доукомплектовать в течение 20 дней после получения требования. Поставляемые товары должны иметь соответствующую маркировку, на них должны быть проставлены товарные знаки, зарегистрированные в установленном порядке.  
    Поставщики несут имущественную ответственность за поставку некачественной продукции, за нарушение сроков поставки и недопоставку. Дополнительные санкции могут быть предусмотрены в договорах поставки. 1. 
     
     
    1.2. Виды контроля качества 
     
    По месту в процессе производства контроль качества делится на входной, операционный, приемочный, инспекционный.  
    Входной контроль для входящей продукции осуществляется при изготовлении, ремонте и эксплуатации. Приемку товаров по качеству на предприятиях торговли можно отнести к входному контролю. Приемка продукции по качеству в торговых организациях осуществляется партиями. Независимо от размера партии приемочный контроль по качеству в торговле носит выборочный характер.  
    Операционный контроль проводится только при производстве продукции. Цель такого контроля – предотвращение появления дефектов и выявление причин их возникновения.  
    Приемочный контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам или использованию. На предприятиях торговли к приемочному контролю можно отнести проверку качества товара (внешний осмотр) при его отпуске покупателю (например, при продаже товара в аэрозольной упаковке проверяется сохранность и качество упаковки, а также ее функционирование). 
    По полноте охвата контролируемых изделий контроль разделяется на сплошной и выборочный. 
    При сплошном контроле проверяется каждая единица продукции в партии. К сплошному контролю, например, относится разбраковка продукции в партии, оценка дефектности штучных изделий.
  2. 1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров / М.А.Николаева. – М., 1997. – 283 с. 
     
    При выборочном контроле проверяют выборку из партии для получения информации о показателях товара в партии. Использование выборочного контроля приводит к уменьшению затрат. Однако процедура выборочного метода должна строиться на научной основе, иначе результаты будут недостоверны. Для этого необходимо применять статистические методы выборочного контроля, которые позволяют учесть риски поставщика и потребителя, определяемые ошибками первого и второго рода.  
    Ошибка первого рода имеет место, когда партия кондиционной продукции, соответствующая нормативным документам, оценивается по выборке как негодная. Ошибка второго рода возникает, когда бракованная продукция оценивается по выборке как хорошая и принимается.  
    Иногда используется комбинация выборочного и сплошного методов контроля, когда забракованные по выборке партии изделий подвергаются сплошной проверке. 2. 
     
     
    1.3. Контроль  качества товаров в оптовой и розничной торговле. 
     
     
    Важной частью коммерческой работы является организация учета поставки и контроль за закупками. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Качество поставляемых товаров должно удовлетворять требованиям стандартов на продукцию.  
    Операции, выполняемые в процессе приемки продукции: 
    1. Проверка сопроводительной документации. При приходе транспортных на склад проверяют наличие сопроводительных документов (товарно-транспортной накладной, счета-фактуры, технического паспорта, сертификата соответствия, удостоверение о качестве) и их содержание на предмет соответствия условиям договора (контракта) (количество, ассортимент, упаковка). Если основные товарно-сопроводительные документы отсутствуют, то составляется акт о фактическом наличии продукции.

 

 

  1. 2. Новикова А.М. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / А.М.Новикова, Т.С.Голубкина, Н.С.Никифорова. – М., 2000. – 480 с.  
  2.  
    2. Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки. Следует проверить наличие на транспортных средствах пломб, их исправность, состояние транспортного средства или тары. В случае нарушения целостности контейнера или условий транспортировки (к примеру, температуры в рефрижераторе), необходимо сделать пометку в товарно-транспортной накладной или составить акт. Рекомендуется фотографировать явные нарушения целостности упаковки. Сделанные фотографии оказывают большое влияние на поставщика при разрешении споров. 
    3. Разгрузка транспортных средств. В процессе разгрузки одновременно проводят подсчет количества поступившего товара. Подсчет необходимо вести в единицах, указанных в сопроводительной документации. 
    4. Проверка количества поступившего товара. При необходимости проверку количества проводят в каждом грузовом месте. При обнаружении недостачи составляют акт, в котором указывают: номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего товара, его общую стоимость, предполагаемую причину недостачи, инициалы и должность, лиц, участвующих в приемке, дату составления акта.  
    5. Приемка продукции по качеству и комплектности. При обнаружении несоответствия качества поступившей партии товаров, необходимо приостановить приемку и составить акт, в котором указывается количество осмотренной продукции и характер выявленных дефектов. После этого получатель уведомляет поставщика об обнаружении дефектных товаров. Дальнейшая приемка может проводиться с участием представителя поставщика, с независимым экспертом или в одностороннем порядке. Уведомление поставщика лучше сделать с помощью телеграммы, так как это является прямым доказательством уведомления (в отличие от уведомления по телефону) или с использованием электронной почты, но письмо должно быть подписано электронно-цифровой подписью. Акт вместе с претензией направляется поставщику. 
    6. Скрытые недостатки продукции.  
    Скрытые недостатки продукции могут проявляться в результате использования товара. В ГК РФ предусмотрена возможность предъявит претензии к поставщику в случае обнаружения скрытых недостатков продукции. Скрытыми признаются такие недостатки, которые не могут быть обнаружены при обычной проверке и которые выявлены в процессе обработки, подготовки к монтажу, в процессе монтажа, испытания, использования и хранения на складе. В связи с этим склады предприятий имеют право актировать скрытые недостатки, обнаруженные в течение 4 месяцев после получения товаров. Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но не позднее 4 месяцев со дня поступления продукции на склад получателя.  
    После завершения всех операций, связанных непосредственно с приемкой продукции, оформляют товар на хранение с занесением всей необходимой информации в информационную систему предприятия.  
    Отсутствие должного контроля качества закупаемых материалов может привести к следующим издержкам: 
    1. Дополнительные затраты, связанные с возвратом бракованной продукции. 
    2. Разбраковка – снижение сорта продукции. 
    3. Остановка производства или продаж – вся партия недоброкачественная. 
    4. Судебные иски и разбирательства. 
    5. Потеря имиджа и клиентов. 
    На производственных в торговых предприятиях используются различные методы контроля и системы качества. В России в качестве документов определяющих правила приемки товаров используются инструкции П – 6 и П – 7. эти инструкции утверждены постановлением Госарбитража СССР 15 июня 1965 года. Инструкции детально регулируют весь процесс приемки продукции, порядок перехода ответственности между контрагентами, порядок составления актов и направления претензий поставщику. Несмотря на давний срок принятия этих инструкций, все их положения являются актуальными и в настоящее время. Однако в 1997 году их обязательное применение было отменено. Теперь их применяют только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. В некоторых компаниях в договорах поставки детально прописаны условия приемки товаров (к примеру, Metro). Гражданский кодекс лишь в общих чертах регулирует процесс приемки. Поэтому отсутствие регулирования этого процесса может приводить к значительному ущербу сторон. В большинстве случаях при расхождении поставки в количестве или по качеству разногласия разрешаются на основе личной договоренности представителей компаний.  
    Учет выполнения договоров поставки может осуществляться в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Все это необходимо для своевременного предъявления поставщикам претензий.  
    При нарушении условий поставок потерпевшая сторона предъявляет другой стороне претензию. Претензия – это письменное требование о добровольном устранении нарушений условий договора. Претензии направляются поставщикам заказными либо ценными письмами или могут быть вручены под расписку. 
    В претензии указываются: наименование предприятия предъявившего претензию, а также наименование организации, к которой предъявляется претензия. Адреса сторон, номер претензии, дата предъявления; обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, сумма требований заявителя и расчет этих требований; ссылки на нормативные акты, договор, а также почтовые и платежные реквизиты заявителя претензии. 
    К претензии должны быть приложены все необходимые подлинные документы, перечень которых указывается в приложении. Претензия должна быть подписана ответственным лицом. 
    Ответ на претензию дается в письменной форме. В ответе указывается: признанная сумма, номер и дата платежного поручения. При полном или частичном отказе в удовлетворении указываются причины отказа и их обоснование. 
    В случае отказа в удовлетворении претензии потерпевшая сторона вправе обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд с требованием о защите нарушенного права покупателя.

1.4. Правила отбора проб (выборок)

 
Количественной характеристикой  продукции может быть: единица  продукции (упаковочная единица продукции), партия и выборка (проба). 
Проба (образец) – это регламентированное количество нештучной продукции, отобранное из контролируемой партии.  
Выборка – определенное минимально допустимое количество упаковочных единиц продукции, составляющих представительную часть товарной партии, предназначенной для оценки (штучная продукция).  
Под штучной продукцией понимается продукция, исчисляемая штуками (экземплярами). Под нештучной продукцией понимается продукция, количество которой исчисляется в единицах измерения массы, длины, площади, объема, например 1 т муки, 1 м провода и т.д. 
Единица продукции – отдельный экземпляр штучной продукции или определенное количество нештучной продукции. Таким образом, единица продукции может быть штучной и нештучной, в упаковке и без нее. Единица продукции в упаковке называется упаковочной единицей продукции, например контейнер, цистерна, бочка, мешок, ящик, коробка, пакет. 
Основными принципами отбора выборок (проб) являются представительность, однородность и случайность. 
Чтобы выборка отражала свойства всей партии, она должна быть представительной (репрезентативной).  
При формировании выборки обязательным условием является случайность, то есть все единицы продукции должны иметь равную вероятность попадания в выборку.  
Правила отбора проб и выборок устанавливаются стандартами.  
Товарная партия – это комплектуемая за определенный интервал времени продукция одного наименования, одного способа изготовления, произведенная в течение определенного интервала времени в одних и тех же условиях, одной структуры и качества. Основным признаком партии товаров является однородность условий ее производства.  
В зависимости от условий договора поставки, приемка продукции по качеству может применяться с применением полной или частичной выборки товаров. Частичная выборка осуществляется в случае, предусмотренными стандартами или договором. Результаты приемки распространяются на всю партию.3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Райкова Е.Ю. Теория  товароведения / Е.Ю.Райкова, Ю.В.Додонкин. – М., 2002. – 240 с.

 


2. Международные стандарты ИСО 9000:2000

 

2.1. Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы

2.2.Система менеджмента качества

2.3.Рекомендации по улучшению деятельности

2.4.Сертификация систем менеджмента качества 

2.1. Принципы управления качеством. Процессный и системный подходы.

 

В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов  управления качеством.

Принцип 1.

Ориентация (или фокус) на потребителя.

В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания.

Принцип 2.

Лидерство.

Лидерство — ключевой принцип системы менеджмента качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК — это области деятельности, где необходимо лидерство.

С представлением о лидерстве  тесно связана концепция ответственности.                        Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему полномочиями.                                                         Принцип 3.                                                                                                                              Вовлечение персонала.

Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность  каждого сотрудника участвовать  в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду.                                                                           Следствие такого подхода — принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры.                                                                            Принцип 4.                                                                                                                           Процессный подход.                                                                                                                                  Все виды деятельности в организации рассматриваются как процессы.                                             Процессы — это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов и полученных результатов для своевременного принятия управленческих решений.                                                                     Принцип 5.                                                                                                                                Системный подход.                                                                                                               Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем, чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по ходу дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов.    С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала.                      Система таких показателей называется сбалансированной системой показателей.                                              Принцип 6.                                                                                                                         Непрерывное улучшение.                                                                                                             При систематическом улучшении процессов постепенно появляется возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга.

Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования  его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования — это обучение персонала.                                                                                                             Принцип 7.                                                                                                                             Подход к принятию решений на основе фактов.                                                             Принимать решения на основе фактов — значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода — измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания.                                                                                                               Принцип 8.                                                                                                                       Взаимовыгодные отношения с поставщиками.                                                                       Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, получивших название комэйкершип — «Вместе сделаем, вместе выиграем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним — дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками.                                                                                                   Наиболее важное изменение, внесенное в содержание международных стандартов ИСО серии 9000:2000, — это ориентация на процесс. В стандарте ИСО 9000:2000, п. 3.4.1 процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».                                                                  Входами и выходами процессов могут являться как оборудование, материалы, комплектующие компоненты, так и информация, энергия, финансовые и другие ресурсы. Входные и выходные показатели процесса измеряются и анализируются для принятия своевременных управленческих решений и дальнейшего улучшение деятельности организации.                                                                                                                                           В контексте системы менеджмента качества цикл Деминга может быть применен как к каждому отдельному процессу системы, так и к системе процессов в целом 
Использование этой концепции позволяет организации реализовать процесс непрерывного улучшения процессов, направленный на постоянный рост эффективности деятельности организации.   4. 

 

 

 4. Никитин В.А., Филончева В.В. Управление качеством на базе стандартов ИСО 9000:2000. 2-е изд. Перераб и доп. – СПб.:Питер, 2006.127 с.  

 

Конфигурация  организации через «иерархическую структуру процессов» представляется следующим образом:                                                                                                             * стратегические процессы;                                                                                                              * бизнес-процессы;                                                                                                                              * вспомогательные процессы;                                                                                                              * задания.                                                                                                                                                    Со стороны органа сертификации на этапе подготовки к оценке СМК требуется учитывать в первую очередь следующие аспекты:                                                                          * идентификация бизнес-процессов:                                                                                            * описание процессов (входы—операция—выходы);                                                                           * идентификация ответственного за процесс лица;                                                                                  * идентификация внутренних и внешних клиентов;                                                                               * идентификация связей между процессами;                                                                                      * идентификация вспомогательных процессов;                                                                                          * разработка целей предприятия, основанных на требованиях клиента;                                           * составление инспекционной группы, способной «понять» процессы предприятия (квалификация и компетентность).                                                                                                   Со стороны аудитора СМК в ходе инспекционных посещений требуется оценить процессы с учетом следующих аспектов:                                                                                       * идентификация и передача требований клиента;                                                                               * идентификация целей процесса;                                                                                                                * планирование процесса;                                                                                                                       * определение обязанностей;                                                                                                                  * адекватность ресурсов и условий труда;                                                                                           * адекватность документации, описывающей оперативные процедуры;                                                             * мониторинг характеристик процесса; « работа с несоответствиями;                                               * проведение корректировочных и предупредительных мероприятий;                                             * непрерывное совершенствование;                                                                                                     * наличие регистрации качества.                                                            ИСО 9001:2000 позволяет организации:                                                        * иметь большую гибкость при документировании;                                                                           * разрабатывать документацию в объеме, который действительно необходим для планирования, разработки и контроля собственных процессов и непрерывного совершенствования СМК.

ИСО 9001:2000 требует 6 обязательных «documented procedures» («документированных процедур») для следующих ключевых процессов:

* управления документацией  и записями СМК;                                                                                     * регистрации качества;                                                                                                                         * внутреннего аудита;                                                                                                                            * управления несоответствующей продукцией;                                                                                 * корректирующих действий;                                                                                                               * предупреждающих действий.                                                                                                                   ИСО 9001:2000 требует от организации «documents» («документы») для обеспечения эффективной работы и контроля процессов. Термин «документы» касается того, каким образом организация обеспечивает предоставление персоналу информации в отношении выполняемой им деятельности.                                                                                         Минимальный набор документов, которые требуются согласно ИСО 9001:2000, следующий:                                                                                                                                                * обязательства руководства. Политика и цели в области качества;                                                 * руководство по качеству;                                                                                                                     * документированные процедуры (обязательные);                                                                            * регистрационные записи по качеству.                                                                                      Прочие документы, которые не требуются в обязательном порядке, могут тем не менее быть необходимы организации для оперативной работы (внутренние сообщения, список поставщиков, контрольные планы и т. п.).                                                                                  Системный подход к менеджменту позволяет связать политику и цели организации с набором взаимосвязанных индикаторов, таких как:                                                                          * финансовые показатели, имеющие значение для акционеров и инвесторов;                                   * показатели удовлетворенности клиентов;                                                                                        * показатели внутренних бизнес-процессов;                                                                                        * показатели удовлетворенности сотрудников, потенциала роста квалификации сотрудников и самой организации.

Информация о работе Управление качеством