Упрощенная система налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 07:26, дипломная работа

Краткое описание

Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы Российской Федерации было положено в 1990 г, декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (13).docx

— 166.07 Кб (Скачать файл)

Дипломная работа: Упрощенная система налогообложения

Введение

Неотъемлемой частью любого государства в любые времена была налоговая система, основная цель существования которой заключается в обеспечении текущих потребностей государства. Начало создания современной налоговой системы Российской Федерации было положено в 1990 г, декабре которого был принят пакет законопроектов о налоговой системе, устанавливающий перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяющий плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Одна из функций налоговой системы заключается в стимулировании развития перспективных отраслей и сфер экономики. Для выполнения этой функции помимо основного режима налогообложения существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время разделом 8.1. Налогового кодекса Российской Федерации [1] установлены четыре специальных налоговых режима, к ним относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных производителей, упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В данной работе рассмотрена упрошенная система налогообложения, в сравнении с основным налоговым режимом. Впервые упрощенная система налогообложения была введена в России федеральным законом № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г, который утратил силу 1 января 2003 г. За время применения упрощенной системы налогообложения в нее вносились изменения и дополнения, и уточнялись некоторые положения. Результатом такой работы явилось введение в действие с 1 января 2003 г новой упрощенной системы налогообложения, которая сочетала некоторые элементы предыдущей версии упрощенной системы налогообложения и накопленный опыт за время ее применения. Основы действующей упрощенной системы налогообложения установлены главой 26.1 [1], которая была введена в действие федеральным законом № 104-ФЗ от 24 июля 2002. Цель упрощенной системы налогообложения заключается в уменьшении налогового бремени, упрощение налогового и бухгалтерского учета и отчетности для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей. Достижение указанных целей способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.

После введения упрошенной системы налогообложения в действие перед малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями встали два вопроса:

стоит ли применять упрощенную систему налогообложения;

если да, то какой вариант выгоднее для налогоплательщика.

Цель данной работы найти ответ на поставленные вопросы. В теоретической части работы изложены основные положения применения действующей упрощенной системы налогообложения, установленные законодательством, и пояснения к ним с необходимыми примерами расчетов.

В аналитической части произведен анализ влияния смены налогового режима ООО «Квадр» 2003 г на показатели финансовой деятельности организации.

В экспериментальной части разработана методика выбора оптимального варианта упрощенной системы налогообложения, минимизирующего величину налогового бремени, а также произведен анализ правильности выбора объекта налогообложения ООО «Квадр».

1 Теоретическая  часть

1.1 Общие положения

Упрощенная система налогообложения (УСНО) не является отдельным видом налога, это специальный налоговый режим, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения (общий режим). Под специальным режимом понимается особая форма исчисления и уплаты налогов и сборов в течении определенного периода времени, который применяется случаях и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации [1]. Применять УСНО могут только те организации и индивидуальные предприниматели, которые отвечают критериям, установленным ст. 346.12 и ст. 346.13 [1].

Ст. 346.12 [1] предусмотрен добровольный порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСНО и обратно на общий режим налогообложения. Однако при нарушении определенных критериев, установленных ст. 346.13 [1], должны в обязательном порядке вернуться на общий режим.

Переход на УСНО предусматривает замену ряда налогов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Исчерпывающий перечень этих налогов приведен в пунктах 2 и 3 ст. 346.11 [1] и пункта 1.2. настоящей работы. Налоги, не перечисленные в указанных пунктах, налогоплательщики уплачивают на общих основаниях. Кроме того, пунктами 2 и 3 ст. 346.11 [1] установлена обязанность уплаты организациями и индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также субъекты предпринимательства, применяющие УСНО, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов, установленных положениями [1].

В соответствии с пунктом 4 ст. 346.11 [1] для организаций и предпринимателей, применяющих УСНО, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок предоставления статистической отчетности. В настоящее время ведение кассовых операций регулируется Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 4 октября 1993 г. № 18 “Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации”.

1.2 Налоги, сборы  и взносы, уплачиваемые при применении  УСНО

Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в  соответствии с п. 2 и 3 ст. 346.11 [1], вместо уплаты налогов приведенных в таблице 1.1 уплачивают единый налог. Перечень налогов, приведенный в таблице 1.1 является закрытым.

Таблица 1.1 - Налоги, не уплачиваемые при применении УСНО.

Субъекты предпринимательской деятельности.

Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО.

Организации.

Налог на прибыль организации.

Налог на имущество организации.

 

Единый социальный налог.

 

Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Индивидуальные предприниматели

Налог на доходы физических лиц (в отношении доходов полученных от осуществления предпринимательской деятельности).

Налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

 

Субъекты предпринимательской деятельности.

Наименование налога, не уплачиваемого при применении УСНО.

Индивидуальные предприниматели

Единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых индивидуальными предпринимателями в пользу физических лиц.

 

Налог на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

 

Так как перечень налогов, от уплаты которых субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, освобождены, является закрытым, то помимо единого налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны уплачивать налоги и сборы, не упомянутые в данном перечне в соответствии с общим режимом налогообложения, а также подавать в налоговые органы декларации и иные формы отчетности по уплаченным налогам, сборам и взносов.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 246.11 организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Индивидуальным предпринимателям следует также обратить внимание на то, что факт перехода на УСНО не освобождает их от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, стоимость выигрышей и призов, дивиденды и т. п.). Тоже относится и к налогу на имущество физических лиц, т.е. с имущества, которое не используется в осуществлении предпринимательской деятельности, индивидуальный предприниматель обязан заплатить указанный налог.

Субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, в соответствии с п. 5 ст. 346.11 [1], не освобождены от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных [1]. Налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов, удержанных у налогоплательщиков и перечисленных в бюджет сумм налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику, предоставлять отчетность о суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов. Перечень налогов, сборов и взносов, уплачиваемых организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющие УСНО, приведен в таблице 1.2.

Помимо налогов и сборов, приведенных в таблице 1.2. субъекты предпринимательской деятельности, применяющие УСНО, обязаны, в установленном законом порядке, уплачивать налоги за пользование природными ресурсами, а также федеральные, региональные и местные лицензионные сборы.

Таблица 1.2 - Налоги, сборы и взносы, уплачиваемые субъектами предпринимательской деятельности, перешедшими на УСНО

Наименование налога (сбора, взноса).

Объект налогообложения.

Ставка налога (сбора, взноса)

Взносы на обязательное и добровольное страхование.

   

Страховой взнос на

обязательное пенсионное страхование (на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии) [2].

Для организаций и индивидуальных предпринимателей,

производящих выплаты в пользу физических лиц, - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам (п.2 ст.10 [2], п.1 ст.236 [1]).

Зависит от возраста и

пола физических лиц (ст. 22, 23 [2]).

Для индивидуальных предпринимателей – фиксированный платеж (п.1 ст.28 [2]).

---

 

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [3].

Наименование налога (сбора, взноса).

Начисленная по всем основаниям оплата труда работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), в том числе по гражданско-правовому договору, если указанным договором предусматривается уплата взносов (ст.3, п.3 ст.22 [3]).

Объект налогообложения.

В зависимости от класса риска (п.1 ст. 22 [3])

Ставка налога (сбора, взноса)

Добровольные страховые

взносы на социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности [4].

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и услуг. (ст.236 [1]).

3 % (ст.3 [4])

Федеральные налоги и сборы.

   

Налог на добавленную стоимость (глава 21 [1])

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ( п. 2, 3 ст.346.11, подп. 4 п. 1 ст. 146[1])

10%, 20% в зависи-мости от  вида ввози-мых товаров (п. 2,3,5 ст. 164 [1])

В случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС (подп. 1 п.5 ст. 173, подп.1 п.1 ст. 146 [1]).

10%, 20% в зависимости от  вида реализованных товаров (работ, услуг) (п. 2, 3 ст. 164 [1])

 

Акцизы (глава 22 [1])

Наименование налога (сбора, взноса).

Ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ (подп. 13 п. 1 ст. 182 [1])

Объект налогообложения.

Ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров в зависимости от их вида (п. 1 ст. 193 [1])

Ставка налога (сбора, взноса)

 

Приобретение в собственность нефтепродуктов налогоплательщ-иками, имеющих свидетельство (подп. 3 п.1 ст. 182 [1]):

- на оптово-розничную реализацию  нефтепродуктов;

- оптовую реализацию нефтепродуктов;

- розничную реализацию  нефтепродуктов.

Ставки установлены в рублях за тонну неф-тепродуктов в зависи-мости от из вида. (п. 1 ст. 193 [1])

Продажа уполномоченными лицами конфискованных и (или) бесхозных подакцизных товаров (подп. 6 п.1 ст. 182 [1])

Ставки установлены в рублях и копейках за единицу измерения подакцизных товаров в зависимости от их вида (п. 1 ст. 193 [1])

 

Реализация подакцизных товаров, происходящих и ввезенных на территорию РФ с территории Республика Беларусь (подп. 14 п. 1 ст. 182 [1])

   

Государственная пошлина [4]

Взимается (ст. 3 [4]):

- с исковых и иных  заявлений и жалоб, подаваемых  в суды;

- за совершение нотариальных  действий нотариусами;

- за государственную регистрацию  юридических лиц;

- за выдачу документов  судами, учреждениями, органами;

- за совершение иных  юридически значимых действий.

Размеры госпошлины в зависимости от объекта взимания приведены в ст.4 [4]

Налог на операции с ценными бумагами [5]

Номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом, за исключением случаев, перечисленных в ст. 2 [5]

0,8 % номинальной суммы  выпуска (ст. 3 [5])

Таможенная пошлина [6]

Наименование налога (сбора, взноса).

Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 2 [6])

Объект налогообложения.

Содержится в Тамо-женном тарифе РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 3.11.2001 № 830

Ставка налога (сбора, взноса)

Сбор за использование наименований “Россия”, ”Российская Федерация” и образованных на их основе словосочетаний [7] (только для юридических лиц)

Организации осуществляющие предпринимательскую деятель-ность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торгующих), которые используют в своих названиях наименования “Россия”, ”Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания (ст. 2 [7])

0,5 % от стоимости реализуемой  продук-ции (ст. 2 [7])

Заготовительные, снабженческо-сбытовые и торгующие организации, которые используют в своих названиях наименования “Россия”, ”Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания (ст. 2 [7])

0,05 % от оборотов по реализации  товаров (ст. 2 [7])

 

Иные юридические лица, используемые в своих названиях наименования “Россия”, ”Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания (ст. 2 [7])

100 МРОТ (ст. 2 [7])

 

Региональные налоги и сборы

   

Транспортный налог (глава 28 [1])

Автомобили, мотоциклы, мотороллеры автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (п. 1 ст. 358 [1])

Ставки зависят от вида транспортного средства и указаны в п.1 ст. 361 [1]

Местные налоги и сборы

   

Таможенная пошлина [6]

Наименование налога (сбора, взноса).

Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ (п. 1 ст. 2 [6])

Объект налогообложения.

Зависят от категории земли и статуса налогоплательщика и устанавливаются субъектами РФ

Ставка налога (сбора, взноса)

Целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели (подп. ж п. 1 ст. 21 [9])

Двенадцать МРОТ в год- для индивидуального предпринимателя. Годовой фонд заработной платы, рассчитанный исходя из установленного МРОТ – для юридического лица (подп. ж п. 1 ст. 21 [9])

Устанавливается органами местного самоуправления и не может превышать 3 % стоимостного выра-жения объекта нало-гообложения (подп. ж п. 1 ст. 21 [9])

Налог на рекламу (подп. з п. 1 ст. 21 [9])

Стоимость услуг по рекламе (подп. з п. 1 ст. 21 [9]).

Устанавливается органами местного самоуправления и не может превышать 5 % стоимости услуг по рекламе (подп. з п. 1 ст. 21 [9])


 

1.3 Налогоплательщики. Ограничения при переходе на  УСНО.

 
 


 

 
В соответствии со статьёй ст. 346.12 [1] налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО и применяющие её в установленном порядке. Для реализации права перехода на УСНО организациями и индивидуальными предпринимателями должны соблюдаться ряд ограничений, которые показаны на рисунке 1.1 и описаны ниже.

Рисунок 1.1 - Ограничения для перехода на УСНО

- условие №1 – величина  дохода (только для организаций).

Доход от реализации товаров (работ и услуг) по итогам первых девяти месяцев года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не должен превышать 11 млн. руб. (без учета НДС). Доход от реализации товаров (работ, и услуг) определяется в соответствии со ст. 249 [1]. Таким образом, внереализационные доходы, перечисленные в ст. 250 [1], не учитываются. Для индивидуальных предпринимателей ограничения по доходам, полученных от предпринимательской деятельности, для перехода на УСНО не установлено.

- условие №2 – стоимость  имущества (только для организаций).

Перейти на УСНО могут только те организации, у которых стоимость основных средств и нематериальных активов, рассчитанная на основании данных бухгалтерского учета, не превышает 100 млн. руб.

- условие №3 – структура  уставного капитала (только для  организаций ).

Это условие касается только организаций. Согласно ему на УСНО могут перейти только те организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет не более 25%. Льготу по этому условию имеют только общественные организации инвалидов.

-условие № 4 – структура  организации (только для организаций).

Не имеют права перейти на УСНО организации, имеющие филиалы и представительства. Понятие терминов “представительство” и “филиал” даны в ст. 55 Гражданского кодекса Российской федерации.

- условие №5 – численность  работников.

На предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, желающих перейти на УСНО, средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек. Порядок определения средней численности работников устанавливает Государственный комитет по статистике Российской Федерации.

- условие №6 – вид деятельности.

Применять УСНО не имеют права организации и индивидуальные предприниматели, которые по виду занимающейся деятельностью, попадают в следующие категории:

- банки;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные  фонды;

- инвестиционные фонды;

Информация о работе Упрощенная система налогообложения