Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:23, реферат
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.
1. Финансирование образования…………………………………………с. 4
2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании………………………………………………………………с. 7
ОТЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Тема работы: Финансово – экономические отношения в образовании.
Выполнил(а) студент(ка) 2 курса
Иванов А. В.
2012
Содержание
1. Финансирование образования…………………………………………с. 4
2. Формирование эффективных
экономических отношений в
1. Финансирование образования.
Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление определенной деятельности. В нашем случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников.
Финансирование предполагает:
- целевое использование
средств - расходование средств
на установленные заранее
- безвозвратность - предоставленные
образовательным учреждениям
Финансирование осуществляется на принципах:
- плановость - средства предусматриваются
при составлении бюджета (
- выделения средств по мере их расходования;
- экономность - правильного и рационального расходования средств.
На содержание системы
образования обществом
Понятно, что бесплатным образование является для учащихся (их семей), но не для государства:
- учителям и преподавателям необходимо платить заработную плату;
- учебные помещения нужно
обслуживать, ремонтировать,
- здания нужно строить;
- для учебного процесса
необходимо приобретать
Мировая практика свидетельствует,
что система образования имеет
возможность нормально
Основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. В частности, в настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов Российской Федерации - около 22%, из местных бюджетов - 60% (это, разумеется, примерное распределение затрат по уровням финансирования).
В процессе финансирования на федеральном уровне участвуют следующие органы:
- Президент Российской Федерации (высшее должностное лицо);
- Федеральное Собрание
Российской Федерации (
- Правительство Российской Федерации;
- Министерство финансов
Российской Федерации, включая
систему Федерального
- федеральные министерства и ведомства, имеющие в своем ведении образовательные учреждения, финансируемые из федерального бюджета;
- уполномоченные банки (проводящая сеть);
- собственно образовательные
учреждения федерального
Все средства, поступающие в образовательное учреждение не из бюджета, разумеется, являются внебюджетными. В данном случае отличительным признаком является их «непринадлежность» к источнику поступления, т.е. к бюджету (неважно какому именно бюджету).
Таким образом, источники поступления средств в учебное заведение делятся на бюджетные и внебюджетные.
Финансировать образовательное учреждение может государство или муниципальное образование, а может и частное лицо. Кроме того, известно понятие «самофинансирование». Самофинансирование - это финансирование организацией своих собственных работ (выполняемых внутри организации) за счет средств, находящихся в собственности (распоряжении) этой организации.
Таким образом, финансирование может осуществляться из следующих источников:
- бюджет учредителя;
- спонсорские средства;
- собственные средства, находящиеся в распоряжении (собственности).
К источникам поступления внебюджетных средств можно отнести:
- доходы от реализации
товаров, работ, услуг (доходы
от осуществления различных
- доходы от внереализационных
мероприятий (это всякие
- пожертвования (дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.п.)
Все эти источники поступления внебюджетных средств присутствуют в деятельности образовательных учреждений.
Средства федерального бюджета
направляются на содержание образовательных
учреждений федерального ведения, на реализацию
федеральных образовательных
Делая вывод можно сказать, что источников поступления средств в бюджет образовательного учреждения множество, но основным все же остается бюджетное финансирование, которое осуществляется на основе правовых документов.
2. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.
Важными
элементами формирования
- введение нормативного бюджетного финансирования общего среднего и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;
- разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;
- создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;
- выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;
- достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспечения образования;
- развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;
- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; переход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе;
- нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;
- последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средств образовательных учреждений;
- обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;
- создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;
- расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательных процессов;
- создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров;
- поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;
Система
образования должна быть
Важным
элементом формирования
Разработан проект методики расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах. Предложены модели расчета потребности более чем по 20 видам расходов. Принципы, заложенные в методику расчета, позволяют приступить к их поэтапному апробированию. В настоящее время ведется отработка и уточнение моделей расчета потребности образовательных учреждений высшего профессионального образования в бюджетных средствах по отдельным видам расходов на практическом материале.
Убедительным
подтверждением приоритетности
образования в социально-
Одной
из приоритетных задач
-компьютеризация городских и поселковых школ;
-создание электронных учебников по всем дисциплинам базового учебного плана;
-организация и создание доступа сельских, городских и поселковых школ к образовательным ресурсам;
-создание системы общеобразовательных и специализированных порталов.
Эффективным путем развития материально-технической базы образовательных учреждений является передача на их баланс зданий и сооружений других министерств и ведомств.
Для
решения конкретных задач
Информация о работе Финансово-экономические отношения в образовании