Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проследить воздействие инструментов фискальной политики на экономику с выявлением эффектов, возникающих в процессе её осуществления. В курсовой работе также уделено внимание реализации налогово-бюджетной политики в переходных экономиках в целом и в Республике Беларусь в частности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. Установить цели фискальной политики в зависимости от её видов и способов осуществления.
2. Раскрыть принцип действия мультипликаторов.
Введение……………………………………………………………………………………………3
1. Краткосрочные и долгосрочные цели фискальной политики…………………………....4
1.1. Виды фискальной политики………………………………………………………………5
2. Инструменты фискальной политики……………………………………………………...9
2.1. Мультипликатор государственных расходов…………………………………………….9
2.2. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………11
2.3. Мультипликатор трансфертов……………………………………………………………14
3. Эффективность фискальной политики. Эффект вытеснения…………………………....15
4. Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике. Особенности её осуществления в Республике Беларусь…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………………………...27
Список использованной литературы……………………………………………………………..29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в любой экономике государство играет если не главенствующую роль, то второстепенную. Проблема государственного регулирования была и остаётся очень актуальной. Причиной тому стала «Великая депрессия» 30-х гг., когда теории классической макроэкономики были подвергнуты острой критике и пересмотру Дж. М. Кейнсом. Воздействие фискальной политики на экономику изучали такие учёные-экономисты, как Д. Рикардо, А Лаффер и другие последователи Кейнса. На мой взгляд фискальная политика – неотъемлемая часть государственного регулирования, хоть и несовершенная. Особенно это касается переходной экономики.
Цель данной курсовой работы – проследить воздействие инструментов фискальной политики на экономику с выявлением эффектов, возникающих в процессе её осуществления. В курсовой работе также уделено внимание реализации налогово-бюджетной политики в переходных экономиках в целом и в Республике Беларусь в частности.
При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1. КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Фискальная политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета, причём эти манипуляции не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.
Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
Воздействие
государства на экономику подразумевает
косвенное регулирование с
Воздействуя на экономику, государство, как правило, преследует цели:
Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Поэтому главной задачей государства является нахождение сбалансированного соотношения влияния всех рычагов воздействия финансово-бюджетного механизма на процесс расширенного воспроизводства [2, с. 71].
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета:
Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения [6, с.446-447].
ВИДЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.
Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.
В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 1, Приложение 1), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.
Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:
При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от У, до У*), но и снижение уровня цен (от Рх до Р2) (рис. 3, Приложение 1), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.
Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики) и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 2, Приложение 1).
Мерами сдерживающей фискальной политики служат:
В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.
Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны — государственном бюджете.
Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов и осуществляется пассивно на основе автоматического изменения уровня финансирования государственных проектов и автоматического изменения налогов и сборов.
Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при "перегреве". Они влияют на глубину и горизонт колебаний всей системы мер государства в расходной и доходной частях государственного бюджета. Данные стабилизаторы являются важнейшим инструментом стабилизации всей экономической системы государства.
К автоматическим стабилизаторам относятся:
В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.
Автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.
Действие встроенных стабилизаторов ведет к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».
Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на экономику, чем меры дискреционной фискальной политики. Они не способны обеспечить полную занятость и неинфляционный уровень совокупного выпуска. В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов. [6, с. 458].
Степень встроенной стабильности
экономики непосредственно
Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.
Когда экономика находится в фазе циклического подъема, т.е. Y2>Y0, налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает бюджетный излишек и инфляционный бум сдерживается (рис. 1.2). В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически падают, а трансферты растут. В итоге увеличивается бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада.
G, T
T’
Бюджетные
дефициты T=Ta+t·Y
G=const
Бюджетные
излишки
G=Ga-γ·Y
Y2 Y0 Y1 Y
Рис.1.2. Бюджетные дефициты и излишки [1, с.124].
Даже когда все
В то же время увеличение степени встроенной стабильности экономики противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики — укреплению стимулов к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, предпринимательскому риску и труду оказываются относительно сильнее при сравнительно более пологой кривой налоговой функции, что может быть достигнуто путем снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением степени встроенной стабильности экономики. Выбор между краткосрочными и долгосрочными эффектами фискальной политики является сложной макроэкономической проблемой как для индустриальных, так и для переходных экономик.
Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом [1, с. 125].
В зависимости от цели бюджетно-налоговая политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер (рис.1.1, Приложение 1). В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. В связи с этим наряду с комплексной налоговой реформой проводится ограничительная монетарная политика Центрального Банка, а также оптимизация структуры государственных расходов (рис. 1.3, Приложение 1)