Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории экономических учений"
1.Объект
исследования истории
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несет самостоятельную нагрузку. История экономических учений - это хронологическое описание процесса возникновения, формирования и развития научной теории, анализирующей основы экономической жизни общества.
История экономических учений изучает
под влиянием каких условий складываются
взгляды на экономическую
Анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого общества. При изучении этой науки следует различать кумулятивный и эволюционный взгляды на историю экономических воззрений. Согласно кумулятивному взгляду, более поздние экономические теории являются улучшением старых. В них решаются некоторые не решенные ранее задачи, устраняются ошибки предшественников, формулируются новые проблемы. Поэтому старые теории нужны в основном для улучшения понимания новых.
Другой, эволюционный, взгляд исходит из того, что закономерности экономической жизни не остаются неизменными, они существенно модифицируются во времени. Поэтому в исторически разное время экономисты изучают различную экономическую реальность и новые экономические теории не могут быть простым улучшением старых. Результаты эволюционных изменений обычно непредсказуемы. Поэтому то, что не представляет особого интереса в одно историческое время, может представить значительный интерес в другое. И тогда старая экономическая идея может оказаться неожиданно привлекательной для тех, кто пытается создать новые модели для новых способов экономического поведения.
История экономических учений будет в этом случае пониматься не как процесс последовательных улучшений, а как набор возможных альтернативных способов объяснения, ценность которых изменяется с течением времени. Эволюционный метод предпочтительнее по сравнению с кумулятивным.
Метод изучения экономических учений основан на экспериментах, обработке фактов путем индукции или дедукции с применением анализа и синтеза. Однако поскольку эксперименты в экономике носят ограниченный характер, а темпы эволюционных изменений значительно превосходят темпы изменений в природе, в данном предмете особенно важны статистическо-временной и историко-модельный подходы. История экономических учений имеет самую тесную связь с экономической теорией.
Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений – это «научающее отражение отражения». При этом взгляды и течение экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический; критический и логический.
2. Экономическая мысль в восточных деспотиях:
Экономико-специфическая сфера
человеческой деятельности родилась одновременно
с возникновением человеческого
общества. В процессе своей хозяйственной
деятельности первобытные люди накапливали
производственный опыт, приобретали
навыки решения проблем экономического
характера. Все это закреплялось
в родовой памяти поколений. Однако
в те отдаленные от нас времена
экономические представления
В странах Древнего Востока, являвшихся
обществами азиатского способа производства,
экономическая жизнь имела
Одним из древнейших центров человеческой
цивилизации был регион Месопотамии,
где во II тысячелетии до нашей
эры возникло могущественное Вавилонское
царство, достигшее своего расцвета
в период правления царя Хаммурапи
/ХУIII в.до н.э./При нем был разработан
сборник законов, известный под
названием "Кодекса Хаммурапи",
являющийся ценным источником дающим
представление об экономической
мысли той эпохи. В этом своде
законов была изложена система правовых
норм, направленных на укрепление натурально-хозяйственных
отношений, а также на всестороннее
укрепление экономической власти государства.
В частности, он содержал статьи защищавшие
собственность граждан
Выдающимся письменным памятником,
характеризующим состояние
В Древнем Китае основные течения
общественной жизни оформились в IV-
III вв. до н.э. Своеобразие экономической
мысли древнекитайского общества этого
периода наиболее полно отразилось
в коллективном трактате "Гуань-цзы",
написанном в IV в. до н.э. Авторы этого
трактата, руководствуясь желанием умножения
богатства государства и
3. Экономическая мысль в Древней Греции и Рим:
Экономическая мысль Древнего мира
получила значительное развитие в античную
эпоху-период завершения формирования
рабовладельческого способа производства
и утверждения рабства в его
классической или античной форме. Наибольшее
развитие экономические отношения
этой эпохи получили в Древней
Греции и Древнем Риме. Важнейшими
экономическими проблемами периода
античности, нашедшими отражение
в древнегреческих и
Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима первоначально не отделяется от других форм мышления от общества и отделить первые ее проявления невозможно.
«Экономика» - слово древнегреческого происхождения, в переводе означает «домоводство» - впервые встречается у древнегреческого мыслителя Ксенофонта, являясь заглавием сочинения, посвященных разумным правилам ведения домашнего хозяйства и земледелия. Этот смысл сохранялся в течение веков.
Экономическая мысль - предполагает обобщение,
абстракцию, т. е. экономический анализ.
Первым, кто подверг анализу
В трудах Аристотеля можно найти
зачатки и как первой, так и
второй теории стоимости. Аристотель сформулировал
проблему (четко сформулировать проблему
- на половину решить ее). Аристотель провел
анализ капитала, при этом он разделил
капитал на торговый и денежный.
Для анализа капитала Аристотель
ввел понятие «хрематистика» («хрема»
- «имущество» (греческое) - извлечение
прибыли, накопление богатства). Аристотель
считал эту деятельность (накопление
богатства) противоестественной, отрицательной,
относящейся к ростовщичеству. Его
волновал вопрос «о справедливой цене».
Экономические и этические
Древнеримские мыслители исследовали практические вопросы организации крупного хозяйства рабовладельческого типа. Представителем этого типа является Марк Катон (234-149 вв. до н. э.). Он ввел критерии выбора земли для организации хозяйства, также дал рекомендации по определению структуры угодий (шкала доходности отраслей сельского хозяйства), по организации подневольного труда. Катон считал, что «хозяйский глаз» является важным фактором организации труда в поместье.
Ю. Колумелла (1 в. до н. э.) в истории
античной мысли поставил проблему интенсивного
пути развития рабовладельческого хозяйства.
Условием интенсификации хозяйства
считал реорганизацию рабского труда.
Рекомендовал использовать все методы
превращения рабов в усердных
работников - от тюрьмы в подвале
до обмена шутками и совместного
обсуждения новых работ. Все это
можно рассматривать как
Древний Рим - круг рассматриваемых
экономических вопросов сводил к
вопросам обеспечения эффективности
ведения хозяйства и
4. Экономическая мысль феодального общества в Европе и в России:
Для Феодализма – общественного строя с преобладанием аграрной экономики, натурального хозяйства, мелкого индивидуального производства – были характерны медленное развитие агротехники, большая роль традиции, обычая. Феодальным способом производства были обусловлены особенности: социальной структуры феодального общества (сословность, иерархичность, корпоративность), политической надстройки (публичная власть как атрибут земельной собственности), идеологической жизни общества (господство религиозного мировоззрения), социально-психологического склада индивида (общинная связанность сознания и традиционность мировосприятия и др.).
В Западной Европе феодализм возник на почве распада римского рабовладельческого общества, с одной стороны, и разложения родового строя у племен завоевателей - с другой; он сложился в результате взаимодействия (синтеза) этих двух процессов.
Генезис Ф. в Западной Европе имел существенные региональные особенности.
Франция: Часто Францию именуют классической страной феодализма, но это касается не столько экономики, сколько государственного устройства. Государством правил король, считавшийся вассалом Бога. Королевскими вассалами были крупнейшие феодалы – графы и герцоги, вассалами их считались средние и мелкие феодалы, владельцы поместий – рыцари. Подчинялся вассал только своему непосредственному сюзерену (по принципу «вассал моего вассала – не мой вассал»). Столетняя война ускорила освобождение французских крестьян от феодальной зависимости.
К XIV в. стали уже выделяться главные зоны сельскохозяйственной специализации: Южная Франция – база виноделия, Северная и Центральная Франция – основная житница и пр. В это время проявилось экономическое превосходство Северной Франции, которое выражались в утверждении трехпольной системы.
Информация о работе Шпаргалка по "Истории экономических учений"