Шпаргалка по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 17:15, шпаргалка

Краткое описание

17. Международная торговля услугами. Классификация услуг.
По торговле услугами в РБ положительное сальдо, а по торговле товарами – отрицательное. ВТО занимается данными вопросами.
Отличие товара от услуги:
Услуга: нематериальная форма; не хранится; сложно оценить качество; в большинстве случаев требует личного присутствия; не все услуги могут быть вовлечены в международный оборот (коммунальные, бытовые); в данном случае под экспортом понимается: услуга оказывается на месте, без вывоза; практически нет сразу конечного потребителя.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора ао мир.экономике.doc

— 307.50 Кб (Скачать файл)

40 Сущность международной миграции раб силы. Современная миграционная политика. Цель, задачи и реализация.

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под  э м и г р а ц и е й    понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под  и м м и г  р а ц и  е й  — въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации— возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

М е ж д у н а р о д н ы е     м и г р а н т ы   подразделяются на пять основных категорий:

• иммигранты и неиммигранты, • работники-мигранты по контракту. • нелегальные иммигранты • лица, просящие убежища. • беженцы.

В целом выд-ся миграция:1)трудовая; 2)семейная; 3)туристическая. К труд-м ресурсам относится население в трудосп-м возрасте + работающ. пенсионеры + работающ.подростки, моложе трудоспособного возраста. Перемещаясь из одной страны в др. рабочая сила предлагает себя в качестве рабочей силы. Т.о. труд. Миграция стала органической силой мирового рынка.

Виды труд. Миграции: 1)безвозратная; 2)временно-постоянная; 3)сезонная; 4)маятниковая; 5)нелегальная; 6) «утечка умов».

По оценке ООН общ.число мигрантов достигло 175 млн. чел(3% населения мира). В среднем на каждого трудящегося мигранта прих-ся 3 иждивенца. В развитых странах мигранты сос-т 7-8% населения, 60% мигрантов проживают в Европе,Сев.Америке,Австралии. Т.о. м/ународное движение раб.силы представляется как слож.соц.эк-е и полит-е явление.

Причины мигации: экон-е, неэк-е. Эк-е причины:1)16% населения проживает в развитых странах,74% в развив-хся странах.2)различие в соц.-эк-го ур населения; 3)различие в размерах заро\аботной платы: черта бедности-2,15$; 4)безработица:7% трудоспособ. Насел-я в РФ не имеют работы.5) м\нар движение капитпла. Неэк-е прич: полит-е;нац-е;религиоз-е; сем-е; расовые.

+ миграции:1) в процессе миграции происходит смягчение усл безработицы;2)появление для стран-экспор. Рабоч. Силы допол. Источника валют. дохода. 3)приобретение знаний и опыта.4)возможные вложения, вернувшиеся обратно, заработанные ими ср-ва.

- миграции: 1) тенденция роста потребления заработ. За границей ср-в.2)желание скрыть получен-е дохлды; 3)утечка умов;4) понижение квалифик-и работающ-х мигрантов На практике рабоч.

В каждой стране вырабатывается национальная  м и г р а ц и о н н а я      п о л и т и  ка.  Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

На совр. Этапе миров. сообщество переходит к координации усилий мн-ва стран по разрешению общ. В основе координации лежат -орг-ые,-институц-е, нормат.-правов и финан-е мех-мы.Потоки.Миграц. полит-ку проводят экспор-ры и импор-ры рабоч.силы. Координир. Мер - соблюд. опред. Правовых норм и стандартов, кот-е прописаны в м/нар конвенции. (построена на признании приоритета норм м/н права, на признании над нац-ным закон-вом,), это расширяет права эмигрантов зарубежом. Импортер рабоч. Силы отвечает за прибыт-е людей, экспортер должен регул-ть процесс и защищать интересы граждан. Миграцией занимается комиссия ООН по народонаселению прог-мы, М/н. Орг-я труда (Женева); М/нар. Орг. По миграции населения. Работ-т над бесконеч-й упорядочен-й и плановой миграцией.Осн инструмент регул-я – иммиграц. Квота, расчит-т и утв-ся страной импортером, учит-ся: пол, возраст, здоровье, образ-е. Цель проводимой миграц. Пол-ки(по опред МОТ) стран-экспор.:эмиграц. Рабоч. Силы должна способ-ть сокращ-ю безраб-цы, поступлению валют. Ср-в от трудящихся мигрантов. Инвестиционная миграция – человек покупает гражданство(Канада-300 тыс $)

 

60. классиф-ция междунар экономич организаций.

МЭО- это орг-ции, членами кот являются гос-ва, кот учреждены на основе соотв-щих договоров для выполнения опред целей.

МЭО 2 категории: межправ-ные (участники – гос-ва) и неправ-нные (участники – компании, фирмы и др.).

М\н неправительственные эк орги – м\н орг, не учрежденные на основании межправительственного соглашения. Они дейст-т без непоср-го участия гос-ва.

Классификация МЭО:1)Межгос-ные универс-е орг, выполняющие в том числе важнейшие эк.функции (представляют интересы всех стран-участниц). Пр: главные органы ООН – Генер Ассамблея, Совет безопасности, ЭКОСОС; МБРР, МВФ, ВТО и др. 2)Межгос орг рег-го и межрегион-го хар-ра (они созд гос-ми для решения эк-х и финансовых вопросов). Пр: ЕБРР, ОЭСР (орг-я эк.сотруд-ва и развития).3)МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мир.рынка. Примеры: ОПЕК. 4)МЭО, представленные полуформальными объединениями (Большая семерка, Парижский клуб стран-кредиторов, Лондонский клуб кредиторов)

С т зр состава членов. общие (с участием представ-й гос-в с различными соц-полит-ми сист) и однотипные. По сфере деят-ти , компетенция ко-ых включает ряд сфер м\народ сотруд-тва (пр, вопр мира и безоп-и, эк-го, соц-го и иного х\ра),. специального назначения (по вопр эк-го, научно-техн, соц х\ра, культуры, образ-я, транспорта, связи, здравоохр и т. п.).

22. Экономические организации в  системе ООН.

Ни одной организации в мире не присуще такое большое институц развитие, как ООН. 

1)ООН представляет собой сов-ть  программ и орг-в.

2)ООН выступает как система  орг-ии , состоящих из специализ-х  и других самостоят учреждений. 3)партнерская сеть, ООН вкл не  только гос-ва, но и частные  орг-ии(н-р,ООО).

ООН состоит из след единиц:1) генеральная ассамблея; 2)совет безопасности;3) экономич и соц совет(УКОСОС);4) совет по опеке.ЭКОСОС вкл функц-ные комиссии и специал-ные учр-ния.

В группу всемирного банка включены:- МБРР;

- МЕЖДУНАР АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ(МАР);

- м\нар фин-вая корпорация(МФК);

- м\нар агентство по инвестиц  гарантиям(МАИГ);

-  междунар центр по регул-ю  инвестиц-х споров.

Функции ООН:1) сбор и распростр достоверной экономич инф-ции; 2) закрепляет полномочия стран по отн-ю наземной плотной терр-рии и воздушного простр-ва; 3) проведение в жизнь договоренности о правах интеллек-ой собств-ти; 4) унификация экономич терминов, систем мер и показателей(СНС).

 

40. Масштабы и направления миграции рабочей силы

Опред-ть объемы м/н миграции раб силы крайне сложно. Приблиз-ые данные свидет-ют о том, что масштабы мигр-и раб силы явл-ся дост большими. По подсче-ам  м/н орг-ий и ученых во 2й полов 90-х г XX в в мире  свыше 125 млн. человек наход-сь за пред-ми своих стран. Из страны в страну ежегодно переез-ют до 20 млн. чел. Из них в страны, кот-е прин-ют, приез-ет в  на 1 млн. чел больше, чем выез-ет из них. Общ кол-во иностр раб-х в QUA сост-ет свыше 7 млн., в Зап Евр - свыше 6,5 млн., Лат Амер - 4 млн., стр-ах Ближ Востока и Сев Ам - 3 млн. чел.

В отдел стра-х на труде иммигр-тов держ-ся подавл-ая часть нац промыш-ти.  В нефтедобыв-их стр-ах( Бахрейн, Кувейт, Катар, Сауд Аравия, и ОАЭ уде-ый вес иностр раб-х сост-ет от 50 до 90% общ числ-сти раб силы страны. В соврем усл-ях слож-сь неск основн цент-в, кот-е притяг-ют мигрантов из др стран. К ним относ-ся:США, Канада и Австралия.США притяг-т больш потоки иностр раб-х.Сюда приезж-т больше иммигр-ов, чем во все др страны. Малоквалифиц-ая раб сила приб-ет в США из сосед-х латиноамер-их стран, а высококвалифиц-ая - из всех стран мира, в том числ и из Зап и Вос Евр. Зап Евр,прежде всего страны - члены ЕС, притяг-ют раб силу из менее разв-ых запад/евр стран (Португ, Мальта, Исп), араб стран Сев Африки и Ближ Востока, вост/европ стран и респ-к прежнего СССР. Притик иммигрантов в Западную Европу в конце 90-х годов XX века оценивался на уровне около 200 тыс. человек за год. Ближ Восток( нефтедоб-ие страны, привл-ют иностр раб-х на тяжелые низкоопл-ые работы. Приез-т сюда из сосед-х стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Свыше 50% раб силы Сауд Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана, сост-т иност раб-е;Азиатско-тихоокеан-ий рег-н (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур) притяг-ет значит-ое кол-во иммигр-ов, кот-е наним-ся на времен работы;Лат Ам (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Чили, хар-ся внутриконтин-ой миграцией, а также притоками раб силы , из стран СНГ и Вост Евр;Африк континент харак-ет внутр миграция, а также привл-ие спец-ов, из др рег-ов мира, в том числе и из СНГ и Вост Евр.


41. Миграционная политика современного государства

Гос миграц пол-ка-целенапрвл-ая деят-ть гос-ва по регулир-ию про-са экспорта и импорта раб силы.Цели:- привлеч-ие мигр-ов на времен место жит-ва;- созд-ие пост-го сос-ва нас-ия;- обесп-ие раб силой промышл-ых об-тов, создаваемых в рай-ах нового освоения;- стабил-ия насел-ия в тех или ин местн-ях;- повыш-ие миграц-ой активности коренных жителей ряда терр-ий;- сдерж-ие притока мигрантов в нек-ые насел-ые пункты и т.д.

Принципы:обесп-ие прав и свобод чел и гражд-на;недоп-ть любых форм дискрим-ии;соблюд-ие норм нац и м/н права;сочетание интересов личности, обще-ва и гос-ва;взаимодей-ие орг-ов гос власти, местного самоуправд-ия и гражд-го общ-ва;защита нац рынка труда;дифференцир-ый подход к регулир-ию миграц-ых потоков;учет особен-ей регион-го развития;открытость и доступность информ-и о миграц-ых пр-ссах и принимаемых решениях в обл-ти гос миграционной политики;научная обоснов-ть принимаемых решений.

42. Проблемы внешней трудовой миграции в РБ

В наст время для РБ  актуальны проблем вопросы незак-ой миграции. По причине прозрач-ти бел-рос границы, а также ввиду своего месторасполож-ия между СНГ и ЕС тер-ия РБ  исп-ся в кач-ве транз-го коридора нелег-ми мигрантами, кот-е перемещ-ся на запад из Афганистана, Бангладеш, Китая, Вьетнама, Индии, Пакистана, Ганы, Египта, Нигерии, Конго и др стран. Миграц-ые потоки, направленные на Запад, упираются в хорошо охраняемую границу Польши, Литвы и Латвии, в рез-те чего на тер-ии Бел оседает большее кол-во незак-ых мигр-ов, кот-е впоследствии оказ-ют влияние на сост-ие правопорядка в РБ и ее нац безоп-ть. Опред-ая часть преступ-ий соверш-ся незаконно находящ-ся в респ-ке иностр-ми. Изменения в полит, эконом и соц сферах, вызв-ые развалом СССР  обострили проблемы миграции в Беларуси. Отсут-ие миграц-го зак-ва, прозрачность границ привели к тому, что респ-ка оказалась открытой для массового притока мигрантов.В связи с ужесточением иммиграц-ой пол-ки западноевр-их гос-в Беларусь стала выпол-ть роль "накопителя" для лиц, кот-е не смогли эмигрировать на Запад.Проб-мы миграции чрезвычайно обострились в связи с Чернобыльской катастрофой,межнац-ых конфликтов, вступл-ем Беларуси на сложный путь структурной перестройки экон-ки, перевода ее на рыночные отнош-ия. В то же время в плане сохранения и приумножения челов-го капитала нельзя не видеть подстерегающие Беларусь опасности. Усил-ие открыт-ти нац экон-ки в усл-ях глобал-ии втягивает нац рынок труда в мировой, предопределяя его функционир-ие в кач-ве сегмента последнего в соотв-ии с присущими ему законами и закономер-ями, кот-е опред-ют движ-ие раб силы в регионы, обеспеч-щие  наиболее эффект-ое и рацион-ное ее использ-ие. Они же в знач-ой степени наход-ся за рамками белорус сегмента мир рынка труда, отсюда возникает опасность неконтролир-ой и зачастую безвозвратной миграции раб силы за границу на более привлек-ые сегменты мир рынка труда.

44. Основные цели внешнего заимствования

Цели:1) поддержание бездефицитности платежного баланса;2) сохранение темпов развития экономики; 3) активное участие в м/н торговле на справедливых условиях. Первое преимущество внеш-х займов перед др видами внеш финансир-ия закл-ся в возмож-ти быстрого исп-ия больших объемов фин-ых ресурсов в иностр валюте для нужд нац экономики. Вторым преимущ-ом иностр займов явл-ся возм-ть доступа страны-реципиента к ресурсам м/н валютно-финанс орг-й (Международный валютный фонд, группа Мирового банка, Европейский банк реконструкции и развития), кот-е, как правило, предоставл-ют финансир-ие странам-членам в ф-ме займов. Третьим сравнит-ым преимуществом иностр займов явл-ся сопряженная с их получением возмож-ть отработки эффект-ых процедур проектного финансир-ия и анализа инвестиц-ых проектов на уровне отдел-ых отраслей и предприятий. Виды:товарный (коммер-й) и денежного (банк-й).

По технолог-му сп-бу внешние займы дел-ся на продуктивные (кредиты для закупки оборудования, сырья, лицензий, «ноу-хау» и т.п., которые способствуют развитию экономики) и непродуктивные(для закупки оружия и содержание армии, погашения внешней задолженности и др.). Экспортные(предоставляет банк экспортера банку импортера для закупки машин сырья и т.д. Финансовый кредит дает п-во на закупку товаров на к-либо рынке. Валютный предоставл-ся в опред-ой валюте (страны-кредитора, страны-заемщика или третьего государства) для погашения внеш задолженности, стабилизации нац денеж единицы и др.


 

 49. Европейская валютная  система (ЕВС)

 – форма организации валютных  отношений между странами членами Европейского экон. сообщества (ЕЭС), выработанная в соотв. с рядом соглашений и действовавшая с 13 марта 1979 г. На смену ЕВС пришёл Европейский валютный, часто называемый EMS-2.В своём развитии ЕВС прошла несколько этапов:

 1. введение режима совместного плавания валютного курса стран-участниц, получившая название "Европейская валютная змея", который просуществовал с апреля 1972 по март 1979. Данный режим оказался малоэффективным, т.к. не сопровождался координацией валютной политики стран ЕЭС.

2.Поиски новых форм валютной  интеграции привели к новому  соглашению о создании ЕВС, которая  начала действовать с марта 1979 г. Основу ЕВС составили: -Создание  механизма валютных курсов, -Создание  европ.вал.единицы  – ЭКЮ. Экю представляла собой м/н расчётную единицу, определяемую на основе корзины валют стран-членов ЕЭС. -Образование Европ. фонда валютного сотрудничества, создаваемого за счёт взносов стран-участниц. Средства фонда предназначались для предоставления временной фин. поддержки с целью финансирования дефицита платёжного баланса и для осуществления расчётов по валютным интервенциям, которые осуществляли центр. банки для поддержания валютных курсов в установленных пределах.

Информация о работе Шпаргалка по "Мировой экономике"