Шпаргалка по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Экономике"

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность всемирного хозяйства.docx

— 76.53 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность всемирного хозяйства

Всемирное хоз-во – совокупность национальных- экономик, объединенных  системой экономических отношений.

Субъектами всемирного хоз-ва явл. страны, отдельные предприятия, ТНК, интеграционные блоки и международные организации. Всемирное хозяйство сформировалось к концу 19-нач. 20 в. Причины формирования:

- Расширение международных  товарных рынков

- Интернационализация производства  и собственности

- Развитие рынка капитала  и рабочей силы

- Становление единой валютной  системы

- Развитие средств транспорта и связи

 

     2. Специализация и кооперирование как основные формы международного разделения труда

Специализация заключается  в том, что страны производят и  экспортируют товары (услуги), по которым  они обладают конкурентными преимуществами. Для оценки уровня специализации  используются след. показатели:

  1. Экспортная квота:

Эо – экспорт отрасли

По – общий объем  производства отрасли

  1. Доля отрасли в экспорте страны: 

Эс – общий объем экспорта страны

  1. Доля отрасли данной страны в общем объеме мирового экспорта аналогичной продукции

Эом – мировой экспорт продукции определенного вида

  1. Коэффициент специализации:

Дтм- доля товаров-аналогов в мировом экспорте

Если коэффициент специализации > 1, то отрасль и её продукция  являются международно  специализированными.

Имеет значение не только количество международных специализированных отраслей и степень специализации, но и её структура, т.е. соотношение  в экспорте продукции высокой, средней  и низкой степени обработки.

Кооперирование – объединение  научной, производственной и коммерческой деятельности предприятий.  К признакам  кооперации относят:

  • Предварительное  согласование условий совместной деятельности
  • Распределение заданий, функций и обязанностей
  • Закрепление в договорном порядке объектов кооперирования
  • Наличие субъектов кооперирования, т.е. предприятий

 

3.  Характеристика  стран  мирового сообщества

около 160 самостоятельных  национальных экономик. Классификация:

  1. Предложена организацией содружества и развития. В ней страны группируются по уровню ВНП (ВВП). Группы:
  1. Экономика с высоким уровнем дохода (>6000 $США) на душу населения. Около 30 (Весь Европейский союз, Япония, Сауд. Аравия и др.)
  1. Экономика с уровнем дохода выше среднего (2500-6000$). Около 50 стран (Бразилия, ЮАР, Кипр, страны Балтии)
  2. Экономика со средним уровнем дохода (600-2500$) > 20 стран (Россия, Украина и др. гос-ва, возникшие после распада СССР, Алжир)
  3. Экономика с низким уровнем развития (до 600$) около 60 стран (страны Азии, Африки, Индия, Афганистан)
  1. Предложена международным банком реконструкции и развития и ООН. При классификации учитываются след. показатели :
  • ВНП или ВВП
  • Отраслевая структура нац. промышленности
  • Производство и потребление основных видов продукции
  • Уровень и качество жизни. Социальная дифференциация, полит. свобода, грамотность и продолжительность жизни
  • Активность страны в мировой торговле, конкурентоспособность
  • Показатели экспорта и импорта капитала

                        Сама классификация:

  1. Промышленно-развитые страны: 24 страны с лучшими показателями:
    1. Страны большой 8
    2. Европейский союз (15 стран)
    3. Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
    4. Бенилюкс (Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
    5. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА: США, Канада, Мексика)
  2. Страны с переходной экономикой. Положение этих стран неопределенно, т.к. в них своеобразная экономическая система,  для которой характерна изменчивость, высокая неопределенность и постепенное становление рынков, конкуренции и системы гос. регулирования. Около 30 стран (страны Вост. Европы, гос-ва после распада СССР, страны Вост. Азии).
  3. Развивающиеся страны
    1. Новые индустриальные страны (НИС) (Ю. Корея, Сингапур, Китай, Греция). К НИС относятся те, экономика которых быстро развивается, активно участвует в мировой торговле и имеют высокий соц. показатель
    2. Страны-экспортеры энергоносителей. Входят страны, кот. соотв. 2-м критериям:
      1. Произ-во первичных энергоресурсов превышает внутр. потребление  >, чем на 20%
      2. Экспорт энергоресурсов сост. >20% общего объема экспорта страны
    3. Наименее развитые страны (>40 стран). Используются 3 критерия:
      1. ВНП на душу населения не превышает 350$
      2. Удельный вес взрослого населения, умеющего читать не превышает 20%
      3. Обрабатывающая промышленность в отраслевой структуре не превышает 10%
    4. Адаптировавшиеся страны -  промежуточная. В неё относят страны , кот. не удовл. критериям отнесения в другие подгруппы. Адаптировавшимися страны названы потому что их экономика приспособлена к совр условиям хозяйствования (Австралия, Новая Зеландия,  Сирия, Малайзия)

 

4. Теория абсолютного  преимущества

Разработана в 1776 году А. Смитом «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этот период было распространено представление о том, что внешняя торговля выгодна для страны только когда она является экспортером, потому что импорт товаров приводит к оттоку золота из страны. Поэтому от него следует отказываться. Смит пытался обосновать выгодность внешней торговле в любой форме, т. е. и экспорта и импорта. Он сформулировал  принцип абсолютного преимущества. Это способность страны производить товар с абсолютно меньшими издержками, чем другие страны.  Товары, по которым страна обладает абсолютным преимуществом, она должна экспортировать, а все остальные импортировать.

 

5. Теория относительного преимущества

Разработана Д. Рикардо в 1827 г. «Начало политэкономии и налогообложения». Рикардо сформулировал принципы сравнительного преимущества – способность страны производить товар с относительно меньшими издержками, чем другие страны. Теория доказала, что торговля выгодна любой стране, даже если у неё нет абсолютных преимуществ, или есть преимущества по всем товарам.

 

6. Теория факторов  производства

1919 г – изложил осн. положения Э. Хекшер, 30-е годы доработал и обобщил Б. Омен. Данная теория основывается на оценке степени обеспеченности страны факторами производства 3-х основных типов: трудовыми, природными и капиталом. Одни факторы находятся в избытке и являются относительно дешевыми, другие оказываются дефицитными и относительно дорогими. Поэтому целесообразно специализироваться на экспорте тех товаров, в производстве которых используются преимущественно избыточные факторы.

Парадокс Леонтьева

В 50-60-е годы 20 века В Леонтьев проанализировал структуру внешней торговли США и пришел к парадоксальному выводу: в экспорте США преобладают трудоемкие товары, т.к. в этой стране избыточный фактор-капитал. Это противоречило теории факторов производства. Объяснением парадокса Леонтьева стало деление факторов производства и учет возможности использования капитала при формировании других факторов.

 

7. Теория размера страны

Крупные страны в меньшей  степени нуждаются во внешней  торговле, чем малые. Малые страны получают от мировой торговли больший  выигрыш. Причины:

  • В малых странах остро стоит проблема сбыта
  • Крупные страны располагают емким внутренним миром, обеспеченными ресурсами разных типов и могут реализовать все преимущества торговли между регионами
  • Крупные страны имеют большую территорию и вследствие высокие транспортные издержки. В малых же странах средние расстояния от производственных и торговых площадей не превышает оптимальных

 

8. Теория подобия стран

Указывает на тот факт, что большая часть мировой торговли приходится на взаимную торговлю промышленно развитых государств. В таких странах  существуют сходства в обеспеченности факторами производства, сравнительных преимуществах и т.д.

 

9. Теория жизненного цикла товаров

to – изобретение нового товара

t1 – начало внешней торговли товара

t1-t3 – страны 2-го эшелона осваивают производство товара и постепенно из импортеров становятся экспортерами

t2 –развивающиеся страны начинают импорт товара

t4 – страна-первооткрыватель утрачивает конкурентное преимущество и постепенно становится чистым импортером

t2-t5 – развивающиеся страны осваивают производство товара и становятся его основными экспортерами.

Теория жизненного цикла  применяется для объяснения того, как производство товаров постепенно смещается из развитых стран в развивающиеся.Когда продукт только что произведен, технология его производства недостаточно отработана, для выпуска товара требуется квалифицированная рабочая сила.  Издержки производства и цена товара высоки, поэтому независимо от того, где сделано изобретение, внедрение товара в производство происходит обычно в промышленно-развитых странах. Производство и сбыт товара первоначально происходит внутри страны-первооткрывателя. К началу этапа роста начинается внешняя торговля товаром. В это время экспортерами и импортерами являются промышленно-развитые страны. Постепенно технологии производства нового товара становятся известными и достаточно отработанными, снижаются требования, квалификации рабочей силы, снижаются издержки и цена товара. Страны 2-го эшелона также промышленно развитые осваивают и начинают экспорт нового товара. Товар в это время находится на стадии роста и зрелости. Цена товара оказывается достаточно низкой. Рынки промышленно развитых стран насыщены импортерами товара, становятся развивающиеся страны. Постепенно технология упрощается настолько, что поддается постановке на поток. На последних стадиях жизненного цикла произв. и экспортирует товар, в основном, развивающиеся страны.

 

10. Теория конкурентных  преимуществ.

Майкл Портер – исследовал данные по 8 странам. Основа – идея о том, что конкурентоспособность страны определяется конкурентоспособностью её фирм, но в то же время получить преимущества фирмам позволяют определить свойства страны. Выделил 4 основных свойства и 2 дополнительных.


 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

  1. Параметры факторов производства:
    1. Людские ресурсы
    2. Физические ресурсы
    3. Ресурсы знаний
    4. Денежные ресурсы
    5. Инфраструктура – система транспорта, связи, здравоохранения,  образования, бытовых услуг и т. д.

Преимущества у фирм возникают  в случае обеспеченности качеств.  и недорогими факторами всех типов, а также в случае нехватки факторов опред. типа, так как недостаток ресурсов заставляет искать альтернативные технологии и вводить новшества.

  1. Параметры спроса:
    1. Структура спроса – соотношение и характер потребностей внутри страны и за рубежом
    2. Объем и характер роста спроса на товар
    3. Механизм интернационализации спроса включает обычные способы влияния на запросы зарубежных покупателей (реклама, созданные филиалы за рубежом) и особые формы международного обмена (развитие туристических услуг,  обучение и работа по контракту в филиалах страны)
  2. Родственные и поддерживающие отрасли. Родственными называют отрасли, которые используют исходные факторы производства или производят дополняющие товары (пароходство и судоремонт, видеоаппаратура)
  3. Стратегия, структура и конкуренция. Наибольшее значение имеет конкуренция на внутреннем рынке. Она способствует формированию преимущества по следующим причинам:
    1. Дают стимул к совершенствованию
    2. Заставляют выходить на внешние рынки
    3. Защищают национальный рынок от зарубежной конкуренции
    4. Заставляет создавать преимущества, не ограничиваясь естественными факторами
  4. Случай. Наибольшее влияние на конкурентоспособность оказывают 3 типа случайных событий:
    1. Научные открытия
    2. Резкое изменение цен и валютных курсов
    3. Неэкономические факторы (политические события,  природные катаклизмы,  YNG)

Случайные события сводят на нет имеющиеся преимущества, но могут способствовать созданию принципиально новых преимуществ

  1. Роль правительства. Правительство оказывает воздействие на все преобладающие свойства:
    1. На параметры факторов через субсидии в систему образования, финансово-кредитную политику
    2. На спрос через систему гос. заказов
    3. На родственные и поддерживающие отрасли через контроль на деятельность инфраструктуры
    4. На стратегию, структуру и конкуренцию через хозяйственные и антимонопольные законодательства

Действия правительства  могут способствовать или препятствовать развитию преимущества, но не могут его создать.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"