Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Национальная экономика".

Вложенные файлы: 1 файл

национальная экономика, для экзамена.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

1) Основные  проблемы экономики России на  современном этапе

После 1917 г. в России сложился особый экономический комплекс: производство работало не на человека, а само на себя («про­изводство ради производства») и на политику. Государство оказывало значительное давление на экономику.

 

При строительстве новых предприятий проявлялась тенденция к «гигантомании». Существовала диспропорция между отраслями в пользу тяжелой промышленности. Ведущую роль играли отрасли топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Несмотря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство, оно развивалось крайне медленно, экстенсивным способом.

 

Экспорт имел сырьевую ориентацию. Валютная выручка от экспорта топливно-энергетических ресурсов была фактически буфером, позволяющим смягчать последствия сбоев в экономике.

 

Показатели, характеризующие сферу услуг, были значительно хуже аналогичных в ведущих странах Запада. Отставание по уровню потребления было более существенным, чем по общему уровню экономического развития. Ученые-экономисты сравнивают хозяйство страны в 80-е годы с громоздким индустриальным зданием на слабом аграрном фундаменте и под дырявой сервисной крышей.

 

Главная полоса экономического развития соответствовала Главной полосе расселения. Здесь производилось 80% всей продукции, в том числе почти 100% аграрной.

 

Существовала ярко выраженная асимметрия в экономическом развитии европейского и азиатского макрорегионов. Занимая 1/4 площади страны, европейская часть сосредоточивала более 70% экономического потенциала. Основные экономические районы (Средняя Волга, Урал, Западная Сибирь), дающие более 40% валового внутреннего продукта (ВВП), имели «глубинное» геогра­фическое положение, то есть были удалены от морей, границ, мировых центров торговли.

 

Централизация производства привела к ярко выраженному контрасту между центром и периферией. Так, Москва, имея менее 6% всего населения, производила до 10% всей продукции. С конца 80-х годов центр начал уступать лидерство «срединному поясу» (Ямал-Урал-Волга). Последний стал давать до половины экспортной продукции. Разные территории России существовали как бы в разных экономических эпохах — от доиндустриальной до по­стиндустриальной.

 

Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации.

 

Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства — 56, сельскохозяйственного производства — 42%. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.

 

Преобразование экономики осуществляется по нескольким направлениям:

Либерализация, то есть снятие административных ограничений. Административная экономика эффективна в экстремальных для страны ситуациях- войны, восстановление разрушенного хозяйства. В обычных условиях ее «преимущества» теряются. Интересы производителя не соответствуют интересам потребителя, не поощряется внедрение новейших технологий, перекосы в структуре экономики порождают дефицит, качество товаров и услуг не соответствует международным стандартам, громадных размеров достигает управленческий аппарат. В России были сняты административные ограничения на хозяйственную деятельность и цены. Эта болезненная для населения мера привела, с одной стороны, к наполнению страны товарами, созданию массы малых предприятий, развитию предпринимательства и т. д., с другой — к падению уровня жизни основной массы людей из-за роста цен.

Стабилизация денежной системы. В результате непродуманной политики, зародившейся в 60-70-х годах, когда средства шли в военно-промышленный комплекс, нефтедоллары расходовались нерационально, часть средств уходила за границу, и по ряду других причин к концу 80-х-началу 90-х годов денежная система страны оказалась в глубоком кризисе. Рубль обесценился, страна стала валютным банкротом. Для восстановления экономики необходимо преодолеть финансовый кризис.

Демонополизация — процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направлен на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики. В дореформенный период производство многих видов продукции и услуг было сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда и на одном предприятии, что не способствовало улучшению качества, снижению цен на продукцию и издержек производства. Но и в настоящее время роль естественных монополий в экономике России велика. Это снижает эффективность рыночных преобразований. В середине 90-х годов в стране действовало почти 500 предприятий-монополистов, производивших 1/5 всей промышленной продукции. Особенно велика их роль в металлургической, топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроении.

Приватизация — разгосударствление экономики, передача (продажа) государственных предприятий в руки коллективов или частных лиц — важный элемент реформ. Цели приватизации — пополнение государственного бюджета, формирование многоукладной экономики, производственно-экономическая самостоятельность товаропроизводителей. Пока государство остается собственником или совладельцем крупных промышленных объектов, играющих важную роль как в экономике, так и в обороноспособности страны.

Конверсия. Перестройка экономики России предусматривает ее демилитаризацию, то есть перевод части военных производств на выпуск товаров народного потребления.

Восстановление нарушенных экономических связей. Разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, произошедший после распада Союза, вызвал падение производства во всех постсоветских государствах.

Ресурсосбережение. Пока не существуют достаточные экономические стимулы к ресурсосбережению. Высок удельный вес ресурсоемких отраслей, в которых используются устаревшие технологии. Например, около 1/3 добываемых полезных ископаемых остается в отвалах, сгорает в факелах и т. д. Наблюдается большой

 перерасход сырья и топлива. Электроемкость и энергоемкость  ВВП России в несколько раз  выше соответствующих показателей  ВВП США, Японии, стран Западной Европы. Низкая эффектив­ность использования природных ресурсов может привести к возникновению их дефицита.

Переход к наукоемким технологиям, формирование сети технополисов. Кризис 90-х годов привел к ухудшению положения науки и снижению научно-технического потенциала страны. Нау­коемкие производства и отрасли (авиакосмическая, лазерная, атомная, программное обеспечение и т. д.) не получали необходимой государственной поддержки. Структурный сдвиг в пользу топливно-энергетического комплекса привел к тому, что наукоемкие отрасли оказались в роли аутсайдеров.

 

Технополисы — населенные пункты, в которых имеются научные и наукоемкие предприятия, соответствующие системы коммуникации. Основа технополиса — научный коллектив (НИИ, КБ, университет). В России более 60 населенных пунктов можно отнести к категории технополисов. Около половины из них — в Московской области.

2)  Национальная  экономика любой страны — сложная  хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.

 

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

 

В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:

Межстрановый уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации (РФ) со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.

Федеральный (общенациональный) макроэкономический уровень, т. е. масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РФ в целом.

Региональный уровень, т. е. уровень взаимосвязей экономики каждого из 89 субъектов РФ.

Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства субъектов РФ.

Комплекс отраслей национальной экономики: Агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и др.

Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы — промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.

Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, гражданского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т. д.

Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организаций, всех видов промышленно-финансовых групп.

Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны, ее Гражданским кодексом (акционерные общества — АО, союзы, товарищества и общества всех видов и др.).

Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т. п.

Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы.

 

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и характеризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

 

Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплексом организационно-правовых, экономических, социальных, технологических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

формами собственности;

движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, энергии, капиталов;

потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т. п.).

 

Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.

 

Деятельность отдельных составляющих национальной экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.

 

В настоящее время в национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.

 

Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:

производство;

распределение;

обмен;

потребление.

 

В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:

развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным экономическим законам хозяйствования;

не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содержание и развитие;

находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;

поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отдаленных целей развития общества и государства;

не допускают разрыва в процессе непродуманного реформирования, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Национальная экономика"