Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 13:58, курсовая работа
Денежно-кредитная политика – это комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики. В руках Центрального банка, грамотно использующего инструменты денежно-кредитной политики, она может стать той основой, на которой будет крепко держаться вся экономика страны.
ВВЕДЕНИЕ
Денежно-кредитная политика – это комплекс мероприятий, проводимых в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Проведение денежно-кредитной политики служит одним из способов, посредством которого достигаются устойчивые темпы развития экономики. В руках Центрального банка, грамотно использующего инструменты денежно-кредитной политики, она может стать той основой, на которой будет крепко держаться вся экономика страны.
Актуальность темы денежно-кредитная политика на данном этапе особенно велика, так как в период мирового финансово-экономического кризиса каждая страна должна вырабатывать свои пути выхода из кризиса, определить для себя основные направления, на которые стоит делать упор при дальнейшем развитии государства. В современном мире денежно-кредитная политика – это основной инструмент, посредством которого государство влияет на экономику. Во многом от результата ее проведения зависит уровень развития не только одной страны, но и, как показывает практика, развитие всей мировой экономики.
Объектом данной работы собственно и является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.
Цель работы заключается в изучении теоретических аспектов денежно-кредитной системы государства и её практический анализ в Республике Беларусь; экономической сущности денежно-кредитной политики, принципов её реализации, целей и инструментов ее проведения; выявлении особенностей функционирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.
Цель работы достигается с помощью решения следующих задач:
- определение понятия и рассмотрение целей денежно-кредитного регулирования;
- анализ механизма действия
основных инструментов денежно-
- установление влияния
вида денежно-кредитной
- оценка эффективности денежно-кредитного регулирования;
- рассмотрение основных
направлений денежно-
- выявление и обоснование
основных путей
Теоретической основой исследования являются труды белорусских и зарубежных авторов в области денежно-кредитной политики: Фредерика Мишкина, Пола Самуэльсона, Стенли Фишера, Пашковского В.С., Столярова И.И., Новиковой И.В. Информационную базу исследования составляют публикации в периодической печати, статистические данные, опубликованные Национальным банком Республики Беларусь.
ГЛАВА 1
Теоретические аспекты денежно-кредитной политики
1.1 Цели, задачи и принципы денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики [3].
Осуществляют денежно-кредитную политику центральные банки.
Принципы денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь:
- четкое ее определение, раскрытие конечной цели или промежуточных целевых ориентиров;
- обеспечение прозрачности
денежно-кредитной политики, что
предполагает ясность функций
и задач Национального банка,
процедуры принятия и
- самостоятельное определение
Национальным банком механизма
применения инструментов
Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля [6].
Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой, с внешнеэкономической политикой. В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками [9].
В совокупности функций центральных банков выделяют:
- функцию разработки денежно-
- функцию реализации политики,
установления определенных
Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества [10].
Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства.
Соответственно различают промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране [4].
Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из ряда этапов.
На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка.
На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.
В Республике Беларусь важнейшими условиями обеспечения высоких темпов долговременного экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой - низкий уровень инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь - обеспечение с помощью монетарных инструментов снижения инфляции.
Учитывая отсутствие прямого механизма воздействия на инфляцию с помощью инструментов денежно-кредитной политики Национальным банком применяется система промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели.
Стратегические цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь [4]:
- обеспечение эффективного
функционирования денежно-
- содействие денежно-кредитной
системы достижению
- повышение реальных денежных доходов населения;
- рост инвестиций и сбережений.
Таким образом, денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.
Основная задача денежно-кредитной политики Республики Беларусь заключается в обеспечении стабильности обменного курса и формировании тем самым положительных эффектов в виде снижения инфляционных и девальвационных ожиданий, ограничения издержек, связанных с рисками изменения обменного курса.
При осуществлении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь особое внимание уделяется развитию банковской системы. Основные задачи развития банковской системы Республики Беларусь [5]:
- повышение устойчивости банков, увеличение их капитала и ресурсной базы;
- оптимизация структуры активов и пассивов банков для увеличения объемов долгосрочного кредитования реального сектора экономики и населения;
- расширение состава и улучшения качества банковских услуг, развитие информационных и новых банковских технологий.
Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования [6].
В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег». Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег». Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
Регулирование количества денег в обороте является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику и политику валютного курса, то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным [5].
Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.
Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста [5].