Экономическая роль государства в системе рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать.

Содержание

1) Содержание 2

2) Объективная необходимость и цели государственного регулирования
Экономики 3

3) Государство и его экономические функции. Формы
государственного регулирования в механизме рыночных отношений. 4

4) Основные методы, институты и противоречия государственного
регулирования экономики. 8

5) Опыт государственного регулирования экономики в Российской
Федерации 22

6) Заключение. 25

7) Список литературы. 26

Вложенные файлы: 1 файл

Ekon.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Министерство образования

                                            Российской Федерации

 

Академия бюджета и казначейства

Министерства Финансов Российской Федерации

 

Финансово-учетный факультет

Калужский филиал

(заочное отделение)

 

 

 

 

        КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

 

Экономическая теория

Научный руководитель : Саранцев М. А.

 

 

 

Студентки: Денисовой Марины Вячеславовны

 

Группы: 1-ФК 6

 

тема: « Экономическая роль государства в системе рыночных отношений»

 

Специальность: «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________                                                                                                   ____________________

       Дата поступления                                                                                                     Зачет работы.

        работы в деканат                                                                                       Подпись преподавателя

 

 

 

 

 

Москва ,2002.

1.Содержание

 

 

 

 

 

 

 

1)      Содержание                                                                                                                              2

 

2)      Объективная необходимость и цели государственного регулирования

Экономики                                                                                                                              3

 

3)      Государство и его экономические функции. Формы

государственного регулирования в механизме рыночных отношений.              4

 

4)      Основные методы, институты и противоречия государственного

регулирования экономики.                                                                                                  8

 

5)      Опыт государственного регулирования экономики в Российской

Федерации                                                                                                                              22

 

6)      Заключение.                                                                                                                              25

 

7)      Список литературы.                                                                                                                26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объективная необходимость и цели государственного регулирования экономики.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики имеет долгую историю. Практика здесь опережает теорию. В период раннего капитализма в  Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом к капитализму, свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макро уровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление на рынок со стороны монопольных структур: картелей, синдикатов, итп ... В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания обороноспособности. Разрабатывалась целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно - промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
          Особенно возрастает роль государственного регулирования в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

Проблема государственного вмешательства в экономику является,  по моему мнению,  является основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика или же

распределительная.  В распределительной экономике  все  проще:

государство  берет  на  себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится:  государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия  форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением.  Однако такая система на деле показала свою неэффективность.     Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать глубину влияния.  Перед государством

не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в  принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей.  Государственная политика просто не  имеет  права отставать  от изменений в рыночной системе,  иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

3. Государство и его экономические функции. Формы государственного регулирования в механизме рыночных отношений.
    

Вмешательство государства  в экономику преследует определенные функции.  Как правило,  оно корректирует  те  "несовершенства",  которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии , либо это решение неэффективно.

Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей,  для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества  общественных товаров  и  услуг,  так  как  рыночный механизм не в состоянии

должным образом удовлетворять коллективные потребности  людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно,  чрезвычайно дорого и,  как правило, не  приносит  быстрых доходов.  Поскольку рынок не гарантирует право на труд,  государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство  реализует  политические  и  социально-экономические принципы данного сообщества граждан.  Оно активно участвует  в  формировании  макроэкономических  рыночных

процессов.

Роль государства в рыночной экономике  проявляется  через

следующие важнейшие функции:

1.       создание правовой основы  для  принятия  экономических

решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,  определяет  права  и обязанности граждан;

2.       стабилизация экономики.  Правительство использует бюджетно-налоговую  и  кредитно-денежную политику для преодоления

спада производства,  для сглаживания инфляции, снижения безработицы,  поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

3.       социально-ориентированное    распределение   ресурсов. Государство организует производство товаров и  услуг,  которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  на науку,  формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

4.       обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной  платы,  пенсии  по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Антимонопольная деятельность  государства  является одной

из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию  отрасли  при  конкуренции,  то  есть в так называемых естественных монополиях.,  государством создаются  общественные

регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий.

     Естественная монополия существует в  тех  случаях,  когда одна  фирма  может обеспечивать весь рынок,  имея более низкие издержки на единицу продукции,  достигаемые за счет  масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования,  где для достижения низкой цены  необходима  крупномасштабная  деятельность.

Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность

и государственное регулирование.

Для естественных  монополий обычно устанавливается "справедливый" доход,  то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия

к снижению издержек.

Таким образом,  цель  отраслевого регулирования состоит в том,  чтобы защитить общество от рыночной власти  естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания.  Но необходимо использовать прямое регулирование только  там,  где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией.

Другим видом контроля  являются  антитрестовские  законы. Эта форма контроля имеет богатую историю.  В 1890г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли.  Однако эта формулировка была довольно размыта,  что не позволяло четко определить  преступление.  Следующим  шагом  был закон Клейтона от 1914г.  В принципе он был продолжением закона Шермана  и  лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия.

В  ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных

законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и  предоставил  независимому  антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

Большое количество антимонопольных  законов  и  различных

уточнений  к ним доказывают чрезвычайную важность этих законов

Информация о работе Экономическая роль государства в системе рыночных отношений