Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:41, курсовая работа

Краткое описание

В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель работы: исследовать современные тенденции государственного регулирования.
Задачи работы: рассмотреть необходимость государственного регулирования экономики, методы государственного регулирования, государственное регулирование экономики в современной России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
Глава 1.Необходимость государственного регулирования экономики.………..4
Глава 2 Методы государственного регулирования.…………………………………....7
Глава 3. Государственное регулирование экономики в современной России…………………………………………………………………………………………………16
Заключение. …………………………………………………………………………………………29
Список использованной литературы. …………………………………………………...…30

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 97.72 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ФИНАНСОВ И МЕНЕДЖМЕНТА

 
 
 
Программа бакалаврской подготовки 
Направление 080200.62 «Менеджмент» 
Профиль «Финансовый менеджмент»

 

 

 

Курсовой проект

 
Тема: «Государственное регулирование экономики»

 

 

Выполнил: студент группы 2-1 Ахметзянов А.А.

Научный руководитель: доц. Леонова М.Е.

 

 

Москва  
2013

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………………3

Глава 1.Необходимость государственного регулирования экономики.………..4

Глава 2 Методы государственного регулирования.…………………………………....7

Глава 3. Государственное регулирование экономики в современной России…………………………………………………………………………………………………16

Заключение. …………………………………………………………………………………………29

Список использованной литературы. …………………………………………………...…30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Огромная роль государства  и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и  политики, от разработки экономической  политики. Тема государственного регулирования безусловна актуальна в наши дни, так как государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы.

В теории и практике необходимость  государственного регулирования экономики  сейчас мало кем оспаривается. Современное  управление экономикой основано на концепции  активного участия в нем государства  не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

Цель работы: исследовать современные тенденции государственного регулирования.

Задачи работы: рассмотреть  необходимость государственного регулирования экономики, методы государственного регулирования, государственное регулирование экономики в современной России.

 

 

Глава 1.    Необходимость государственного регулирования экономики

В условиях высокого уровня развития производительных сил, обобществления производства, функционирования рыночных структур, несовершенной конкуренции  и углубления мировых экономических  связей рынок не в состоянии регулировать все экономические процессы в  обществе. На современном этапе развития без активной регулирующей роли государства  не может быть эффективной экономики.

Государство воздействовало на развитие экономики во все исторические эпохи, но проявлялось это по-разному.

Меркантилисты еще в XVIII в. доказывали необходимость вмешательства  государства в развитие экономики, особенно во внешнеторговые отношения.

В период мощного развития капитализма эпохи свободной  конкуренции господствующими стали  взгляды представителей классической политэкономии. А. Смит доказывал способность  рыночной системы к саморегулированию  без вмешательства государства.

В XIX и XX вв. периодически повторяющиеся  кризисы, инфляция, безработица показали неспособность рыночной системы  обеспечить нормальный процесс общественного  воспроизводства. Механизм рыночного  саморегулирования не действовал. Английским экономистом Дж. М. Кейнсом была обоснована необходимость государственного регулирования экономики. Кейнсианская теория была взята на вооружение большинством развитых стран.

К 70 гг. XX в. в связи с  глубоким мировым экономическим  спадом кейнсианская теория подверглась  серьезной критике. Выяснилось, что  возможность государства имеет  свои пределы. Государственные органы порой принимают неэффективные  с точки зрения общества решения. Являясь особой общественной подсистемой, государство представляет собой  относительно самостоятельный организм с собственными интересами, которые  не всегда могут совпадать с интересами общества. Стали набирать силу экономические  концепции, ставящие своей задачей поиск новых методов экономического саморегулирования. После кризиса 1979—1981 гг. стало очевидным, что прежние взгляды на роль государства в экономике, особенно при их абсолютизации, страдают односторонностью. Эффективное развитие национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Чтобы глубже понять экономическую роль государства, нужно выяснить его функции. К числу основных экономических функций государства относятся следующие: защита прав собственности; обеспечение свободы предпринимательства; стимулирование деловой активности; формирование конкурентной среды и борьба с монополизмом; осуществление законности и правопорядка в хозяйственной сфере; производство благ общественного пользования; регулирование доходов с помощью бюджета и налоговой системы; стабилизация экономики, сглаживание цикличного характера развития; обеспечение экономической безопасности страны.

Объектами государственного регулирования выступают те общественные сферы, комплексы, отрасли экономики, регионы, нормальное развитие которых  рыночный механизм обеспечить не может. Это развитие, например, оборонно-промышленного  и аграрно-промышленного комплексов, инфраструктуры, банковской системы, фундаментальной  науки, образования. Это также регулирование  деятельности крупных корпораций, имеющих  важное значение для функционирования экономики страны. Государство корректирует распределение ресурсов с целью  создания прогрессивной структуры  национального продукта. Оно в  таких случаях берет на себя развитие передовых наукоемких отраслей, требующих  больших первоначальных затрат и  связанных со значительной степенью неопределенности и риска. Развивая инфраструктуру, государство создает условия для развития общественного воспроизводства в целом.

Большое место в деятельности государства занимают вопросы обеспечения  стабильности финансово-кредитной  системы и организации денежного  обращения. Именно государство осуществляет эмиссию денег, регулирует денежное обращение, проводит активную кредитную  политику, создает налоговую систему, воздействует на процесс ценообразования.

Государство решает первоочередные социальные задачи — сохранение и  укрепление здоровья населения, развитие образования и культуры и т.д. В то же время государство берет  на себя осуществление определенных социальных гарантий для населения  и обеспечение его социальной защиты.

Смысл экономической деятельности государства состоит не в том, чтобы подменять рынок, а решать те проблемы, которые выходят за пределы его возможностей. Названные  причины определяют минимальную, нижнюю границу и максимально допустимый верхний предел государственного регулирования  экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы государственного регулирования экономики

Рассмотрим универсальные  средства госрегулирования, применяемые  в последнее время.

Общепринято деление способов государственного регулирования на правовые, административные, экономические.

Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил "экономической игры" для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и т.д.

Административное  регулирование включает в себя меры по регулированию, контингентированию (от лат. достающийся на долю - установленное для определенных целей предельное количество, норма чего-либо), лицензирование (от лат. - свобода, право, разрешение), квотирование (позднелат. - доля, часть, норма чего-либо допускаемого) и т.д.

С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде стран сфера  действия административных мер ограничивается областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

Экономическое регулирование предполагают воздействие на характер рыночных связей через влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста. С этой целью используется: бюджетная и фискальная политика; денежно-кредитная политика; программирование; прогнозирование и планирование.

Методы государственного регулирования экономики - это влияние государства на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной экономической политики.

Каждый метод основывается на использовании совокупности инструментов (регуляторов, рычагов).

Методы ГРЭ классифицируются по двум признаками: формами влияния; способами влияния.

По  формам влияния методы ГРЭ делят на две группы: методы прямого и непрямого (косвенного) влияния.

В зависимости от способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и пропагандистские методы.

Методы  прямого влияния непосредственно действуют на функционирование субъектов рынка. К ним относятся:

определение стратегических целей развития экономики и их отображение в индикативных и  других планах, целевых программах; государственные заказы и контракты  на поставки определенных видов продукции, выполнения работ и услуг; государственная  поддержка программ, заказов и  контрактов; нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; правовые и административные ограничения и запрещение производства определенных видов продукции; лицензирование операций экспорта и импорта товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Основными инструментами  прямого государственного регулирования  являются: нормативно-правовые акты, макроэкономические планы и целевые комплексные  программы, государственные заказы, централизованно установленные  цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные  бюджетные затраты, лимиты и т. д.

Методы  косвенного регулирования - предполагают воздействие государства на экономические интересы товаропроизводителей, создание таких рамок их деятельности, в которых она может быть выгодной или невыгодной, т.е. косвенное регулирование - это влияние на экономические интересы.

К ним относятся:

налогообложение, уровень  налогообложения и система налоговых  льгот;

регулирование цен, процентные ставки по кредиту и кредитные  льготы;

таможенное регулирование  экспорта и импорта, валютные курсы  и условия обмена валют.

К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискальной, бюджетной, денежно-кредитной, инвестиционной, амортизационной, инновационной и других направлений экономической политики, а также методы морального убеждения.

Из сути этих методов видно, что прямые методы ограничивают свободу  экономического выбора, а порой ее исключают. В то же время косвенные  методы оставляют полную свободу  выбора для хозяйствующих субъектов, нисколько ее не ограничивая. В этом неоспоримое преимущество последних  перед первыми.

Хозяйственный опыт всех современных  развитых стран, в которых господствует рыночная экономика, свидетельствует, что государство осуществляет экономические  функции главным образом на основе косвенных методов. В этом они  принципиально отличаются от стран  с централизованно управляемой  экономикой, где господствуют административные методы воздействия. Поэтому перевод  экономики этих стран на рыночные основы означает и перемещение акцентов в методах государственного регулирования  с административных (прямых) на косвенные  методы.

Существуют и такие  сферы деятельности, где административные методы достаточно эффективны, а их применение не просто желательно, а  необходимо. Это контроль над монополистическими рынками; обеспечение экологической  безопасности общества и сохранения невоспроизводимых природных ресурсов; разработка ряда важных общенациональных стандартов, направленных на сохранение здоровья, безопасных условий жизни и труда и контроль за их соблюдением; определение и поддержание минимально необходимых параметров жизни людей (гарантированный минимум заработной платы, социальные выплаты и пособия); защита национальных интересов страны в системе мирохозяйственных связей. Административные методы плохи не сами по себе, а только тогда, когда они экономически не обоснованы и вторгаются в чужеродную для них область. Правовые методы ГРЭ - это деятельность государства по установлению обязательных для выполнения юридических норм (правил) поведения.

Правовое  регулирование экономики имеет свой предмет, поскольку связан с юридическим определением способов, инструментов и процедур реализации.

Предметом правового регулирования  экономики являются:

Информация о работе Государственное регулирование экономики