Инновационное предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.

Содержание

Введение
1. Сущность инновационного предпринимательства
2. Формы инновационного предпринимательства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта.docx

— 27.17 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Московский государственный  университет путей сообщения (МИИТ)

Волгоградский филиал

 

 

 

 

Реферат

Инновационное предпринимательство.

 

 

 

 

 

 

Проверил: Разнополова С.В.________               Выполнил студент II курса

«      »___________________2012г.                     Волгоградского филиала     

                                                                                МИИТ 

                                                                              

                                                                              шифр 1032-п/Д-474

 

 

 

 

Волгоград, 2012

 

Содержание:

Введение

1. Сущность инновационного предпринимательств

2. Формы инновационного предпринимательства

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В связи с переходом  к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные  товаропроизводители вынуждены  конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения  конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое  перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант  экономического развития не имеет альтернатив.

Интенсивность инновационной  деятельности во многом определяет уровень  экономического развития. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время  стали предприятия и отрасли  в целом, которые ориентированы  на производство высокотехнологичных  товаров, таких как компьютеры и  полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции  являются ключевыми факторами устойчивого  экономического роста для большинства  индустриально развитых стран мира.

Поэтому проблема инвестиционного  предпринимательства сегодня достаточно актуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только для  российской, но и для мировой экономики  в целом.

1. Сущность инновационного предпринимательства

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур.

Инновационное предпринимательство  — это особый новаторский процесс  создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью  предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта  или улучшению существующего, а  также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное  предпринимательство можно определить как общественный технический экономический  процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического  использования нововведений.

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства— инновация продукции  — представляет собой процесс  обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение  престижа, создание новых рабочих  мест и т. д.

Второй вид — инновация  технологии — это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда  и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем  прибыли фирмы, усовершенствовать  технику безопасности, провести мероприятия  по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства — социальные инновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в  самом широком смысле слова. Главной  и определяющей частью такого предпринимательства  является создание и производство научно-технической  продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные  средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической  продукции; энергии, необходимой для  обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность  в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые  могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схеме представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки:

Инновационное предпринимательство  – многогранный вид экономической  деятельности. В качестве предпринимателя  выступают физические и юридические  лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

· создание инновационного продукта (собственно инновационное  предпринимательство);

· выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных  с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного  создателя его потребителю);

· осуществление функций  в финансовой сфере для обеспечения  инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют  друг друга, хотя и могут существенно  различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и т.п.

2. Формы инновационного предпринимательства

В условиях рыночной экономики  развитие инновационного предпринимательства  зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого  научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных  фирм и инвесторов, финансирующих  рисковую инновационную деятельность.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и  металлургии преобладают технологические  инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они  являются и более наукоемкими  – при их осуществлении на НИОКР  расходуется треть от всех инвестируемых  средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и  основана на:

· поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

· поиске необходимых ресурсов;

· создании и управлении предприятием;

· получении денежного  дохода и личном удовлетворении достигнутым  результатом.

Не всякое предпринимательство  является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский  доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся  предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Основу инновационного предпринимательства  составляют малые инновационные  фирмы (эксплеренты) – технологические  лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность  производства и тем самым способствующие формированию новых технологических  укладов.

Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые  для апробации, доработки и доведения  до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние  и крупные организационные формы  инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние  формы инновационных предприятий  могут быть представлены следующими организациями:

· деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного  предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и  другой деятельности малым предприятиям;

· внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических  новшеств и объектов инновационной  деятельности, доведении изобретений  до коммерческого использования  и продаже лицензий.

Крупные инновационные предприятия  отличаются консервативностью и  медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность  малых инновационных предприятий  объясняется оперативным реагированием  на новые научные идеи и на решение  конкретных проблем, связанных с  получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры  предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для  освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное  предпринимательство способно осваивать  стратегические технологии, имеющие  приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая  с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные  предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и  программ.

К крупным организационным  формам инновационного предпринимательства  относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические  кооперативы, технополисы и научно-технологические  парки (технопарки), исследовательские  консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.

3. Национальная  инновационная структура

Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных  шоков (как со стороны спроса, так  и со стороны предложения) рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным  интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. В  России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли  машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий  в промышленности). Второе место  занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

В экономически развитых странах  средняя доля нематериальных активов  в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически  не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом  без всякого долевого участия  России и авторов достижений.

Информация о работе Инновационное предпринимательство