Качество промышленной продукции. Сущность, значение, повышение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей, нужна информация и контроль.
Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются еще и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос, о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и значение качества продукции 4-5
Понятие качества продукции и роль стандартов в его обеспечении 5-7
Затраты на управление качеством и способы его измерения 7-17
2 Системы качества и способы его повышения 18
2.1 Основные этапы развития систем качества 18-30
2.2 Способы и методы повышения качества продукции 30-34
Заключение 35-37
Список литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект по экономике организации.docx

— 122.82 Кб (Скачать файл)

 

 Министерство образования и науки Российской Федерации

ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Атяшевский аграрный техникум»

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

Качество промышленной продукции. Сущность, значение, повышение качества продукции.

 

Автор курсового проекта: ____________

Специальность: «Экономика организации»

Руководитель работы:

 

Дата защиты курсового проекта:____________

Оценка: _________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Атяшево 2013

Содержание

 

Введение                                                                                                       3

1 Сущность и значение  качества продукции                                                 4-5

    1. Понятие качества продукции и роль стандартов в его обеспечении   5-7
    2. Затраты на управление качеством и способы его измерения               7-17

2 Системы качества и  способы его повышения                                          18

2.1 Основные этапы развития  систем качества                                           18-30

2.2 Способы и методы  повышения качества продукции                            30-34

Заключение                                                                                                  35-37

Список литературы                                                                                      38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня, когда со всего света в Россию поступает много товаров не всегда хорошего качества, чтобы уберечь покупателей, нужна информация и контроль.

Наши  предприятия сталкиваются с большими трудностями: сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются еще и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос, о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов. И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, Федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера и рабочего.

Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления. Качество продукции - важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и др.

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и значение качества продукции  

 

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки сущности качества продукции, но есть и стандартная.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации». 

Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции — это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая категория. Как экономическая категория оно тесно связано с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня — это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

 

1.1  Понятие качества  продукции и роль стандартов  в его обеспечении

 

Что вкладывают в понятие "качество" специалисты Госстандарта России? Качество сегодня - главный критерий оценки продукции, работ, услуг, оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства и не случайно производитель, рекламируя свою продукцию, в первую очередь, говорит о ее качестве. Именно качество - это тот ключ, которым, как показывает опыт многих стран, открываются двери к выходу из кризиса.

Качество - понятие многосложное, и его обеспечение требует максимальной консолидации научных сил объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов И при нынешней ситуации в России проблема качества только и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей и коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, каждого рабочего или исполнителя услуги.

Какая конкретная же роль отводится Госстандарту России для решения проблемы качества? Прежде всего, специалисты Госстандарта России совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы а условиях рыночной экономики в соответствии с правилами и нормами международной стандартизации. Новые правовые основы позволяют создавать стандарты на принципах всеобщей пользы с ориентацией на мировые достижения, с включением в эти стандарты обязательных (по требованиям безопасности) рекомендуемых норм и показателей. Стандартизация расценивается государством как средство управления качеством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей обеспечивающих выполнение требовании безопасности, защиту прав потребителей.

По прогнозам специалистов, в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

Кроме стандартизации, существует также понятие метрология - наука об измерениях. Каким образом она гарантирует качество? От достоверности результатов измерения зависит достоверность определения показателей качества продукции и услуг. Недостоверные результаты измерений имеют отрицательные не только экономические но и социально политические последствия, поскольку подрывают доверие населения к отечественной технике и технологии к качеству потребляемых товаров снижают их конкурентоспособность на мировом рынке

Правовую основу для контроля качества создают чаконы "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции и услуг" и "О стандартизации".

Осуществляемый территориальными органами Госстандарта государственный надзор и контроль также является одним из рычагов, влияющих на качество продукции. Деятельность в области государственного контроля должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите потребительского рынка от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

Требуется уточнить сферы влияния и координации работ контрольных и надзорных органов, улучшить методы контроля расширить права и фор-мы государственной защиты должностных лиц, осуществляющих надзорные функции.

 

1.2 Затраты на управление  качеством и способы его измерения

 

Обеспечение качества продукции связано с затратами.

Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, ее надежность и экономию затрат.

Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ними образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 6.1 покажем цепочку формирования затрат и стоимости товара или услуги.

 

 

Рис. 6.1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции

 

Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т. е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становится ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что мы подразумеваем под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.

Эти показатели имеют качественное выражение и включают в себя плановые, фактические и критериальные качества продукции.

В основном, на предприятии выделяют следующие этапы деятельности в области обеспечения качества: планирование выпуска изделий, конструирование изделия, подготовка производства, производство, производственный контроль, реализация и обслуживание, проверка качества в эксплуатации. При этом гарантией качества на перечисленных этапах являются определенные обязанности и действия каждого подразделения (см. табл. 6.1).

 

 

Таблица 6.1

Деятельность подразделений предприятия по управлению производственными затратами.

 

Функциональные мероприятия

Исполняющие подразделения

Операции по регулированию издержек

Значимость

1

2

3

4

Планирование продукции

Планирование в масштабе всей корпорации

1. Определение объема  целевых затрат на основе планирования  новой продукции и планирования  прибыли, а затем распределение  этих целевых затрат на составляющие.

+

 

Отдел планирования продукции

2. Выработка целевого  объема капиталовложений.

+

 

Отдел инженерного обеспечения

3. Распределение целевых  затрат между различными конструкторскими  подразделениями.

0

 

Бухгалтерский отдел

4. Распределение целевого  объема капиталовложений между  планирующими подразделениями.

0

Конструирование продукции

Отдел планирования продукции

1. Определение затрат  на основе прототипа.

+

   

2. Оценка возможностей  достижения целевых затрат.

+

 

Инженерные подразделения

3. Принятие необходимых  мер для уменьшения разницы  между целевыми затратами и  затратами, определенными по прототипу.

-

Подготовка производства

Отдел планирования продукции

1. Определение затрат, учитывая  подготовку линий, и плана капиталовложений.

+

 

Инженерные подразделения

2. Оценка возможностей  достижения целевых затрат.

+

   

3. Принятие мер для  уменьшения отклонений от целевых  затрат.

+

 

Инженерное обеспечение производства

4. Определение объема  капиталовложений в оборудование.

0

 

Отдел контроля продукции

5. Оценка производственных  планов, условий производства и  принятии решений относительно изготовления или запуска частей.

0

Снабжение

Отдел снабжения

1. Оценка планов поставки  и условий закупки.

0

   

2. Установление контроля за ценами поставщиков (сравнение целевого и реального снижения затрат, анализ и принятие необходимых мер).

0

   

3. Оценка возможностей  уменьшения цен поставщиков, оказание  помощи поставщикам в осуществлении  мер по снижению затрат.

+

Производство и контроль

Исполняющие подразделения

1. Осуществление управления  затратами через:

а)планирование финансированных затрат (производственный отдел и администрация).

0

 

Бухгалтерские отделы

б)снижение затрат в первоначальных проектах (по каждому типу изделий и по каждому стоимостному фактору).

0

   

в)работа среди персонала по проведению мероприятий, направленных на снижение затрат.

+

Сбыт и обслуживание

Исполняющие подразделения

1. Определение действительных  затрат на новую продукцию  путем всесторонней оценки.

0

 

Бухгалтерские отделы

2. Участие в анализе  и обслуживании проверок на  функциональных совещаниях по  управлению затратами и совещаниях  различных комитетов.

0

Информация о работе Качество промышленной продукции. Сущность, значение, повышение качества продукции