Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:37, контрольная работа
Метод прогнозирования, суть которого заключается в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Как и в методе лицом к лицу, организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает активную работу каждого эксперта. Метод комиссий выгодно отличается от метода лицом к лицу тем, что эксперты используют больший объем исходной информации.
Коллективные экспертные оценки………………………………………………3
Организация планирования на предприятии…………………………………..13
Библиографический список……………………………………………………..20
ФГОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия
Экономический факультет
Личное дело (номер зачетки) _________ Оценка ____________
Регистрационный № в деканате ____________
Дата поступления в деканат «____» __________20___г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По (предмет) ______________________________
На тему ______________________________
______________________________
Фамилия И.О.(студента)________________
Специальность ______________________________
Курс ____________________________
Группа __________________________
Форма обучения __________________
Год поступления _________________
Ф.И.О преподавателя___________
Регистрационный № на кафедре ___________________________
Дата поступления на кафедру
«____» _______________________20____
Содержание.
Методы коллективных экспертных оценок
предполагают работу специалистов группой
и получение суммарной и
Методы коллективных экспертных оценок состоят из ряда этапов:
Формирование группы экспертов
начинается с определения её численности.
Находится число потенциально возможных
экспертов, удовлетворяющих
Самым сложным вопросом при прогнозировании с использованием метода коллективных экспертных оценок является формирование работоспособной сети экспертов.
Различают следующие методы коллективных экспертных оценок:
Метод прогнозирования, суть которого заключается в том, что группа экспертов многократно собирается для обсуждения одного и того же вопроса. Как и в методе лицом к лицу, организатор экспертизы не руководит обсуждением, а лишь обеспечивает активную работу каждого эксперта. Метод комиссий выгодно отличается от метода лицом к лицу тем, что эксперты используют больший объем исходной информации. Метод комиссий предусматривает проведение экспертизы в форме свободного обмена мнениями для получения общего суждения экспертов. Очная форма общения экспертов значительно сокращает время экспертизы, облегчает получение единого согласованного мнения. При использовании метода комиссий предварительно разрабатывается программа обсуждения. Группа экспертов подбирается «волевым путем» — способом назначения. Обычно это 10—12 человек. Для получения качественного прогноза в методах и методе лицом к лицу предусмотрен свободный и очный обмен мнениями между экспертами, то есть открытое общение. Средствами обеспечения открытости могут служить, в частности, личные высказывания экспертов и, по возможности, отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается, что» или «говорят, что». Конечно, открытость предполагает не только готовность заявить собственную позицию, но и желание и умение воспринять позицию других экспертов. В рамках обсуждения проблемы экспертам необходимо следовать принципу психологической безопасности: позиция эксперта и те суждения, которые он высказывает, не должны оскорблять достоинство других экспертов или превращать обсуждение проблемы в способ утверждения собственного превосходства; важно взаимное стремление и готовность экспертов к рассмотрению и решению обсуждаемой проблемы. Задача соотнесения, координирования собственной точки зрения с другими мнениями не всегда решается просто. Поэтому экспертов необходимо обучать межличностному общению, а организаторам процедуры желательно учитывать рекомендации психологов — специалистов по общению.
Мозговая атака - процедура группового креативного мышления, точнее - это средство получения от группы лиц максимального количества идей за короткий промежуток времени. Считается нормой, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Руководителем креативной группы при создании бизнеса должен быть сам предприниматель. Участники группы - это люди, с которыми он собирается начать новый бизнес. Известно немало разновидностей схем "мозговой атаки". Ниже предлагается схема, составленная с учетом особенностей поведения наших руководителей производством по рекомендации Справочника для британских менеджеров. Данная схема включает ряд фаз:
Подготовка. Выбор проблемы и проработка ее путем индивидуальных реактивных приемов
Например:
а) проблема - "как преуспеть на современном рынке?";
б) выбор главного пути решения выдвинутой проблемы;
в) тестирование всех появляющихся в поле сознания путей. Такая подготовительная работа дает возможность предпринимателю оценить суть проблемы и сделать выводы о главных направлениях групповой работы.
Формирование креативной группы
Наибольший успех "мозговой атаки" будет обеспечен при соблюдении следующих условий:
Процедура "мозговой атаки".
Здесь выделяются следующие этапы:
Вступление. Длится до 15 минут. Ведущий говорит о сущности метода, разъясняет правила действий участников. Объявляет проблему, например: "Как преуспеть на современном рынке?" Проблемы записываются на доске. Ведущий объясняет причину выдвижения избранной темы, затем просит участников предложить свои варианты формулировок, которые также записываются на доске.
Генерация идей. Участники дискуссии в свободной форме высказывают свои идеи, которые фиксируются на доске. Для этого привлекаются назначенные секретари или ассистенты. Как только происходит задержка с выдвижением новых идей, ведущий просит участников поразмыслить над проблемой, посмотреть на доску. После паузы обычно появляются новые идеи. Если этого не происходит, то ведущий выдаст бланки с вопросами, ответы на которые порождают новые идеи.
Вопросы: "Каким образом сокращаются
издержки производства?", "Где
кроются пружины
Заключение.
Здесь может быть 2 варианта:
Классический вариант. Ведущий благодарит участников за проделанную работу и сообщает, что высказанные идеи будут доведены до сведения специалистов, способных оценить их с точки зрения применения на практике. Если у участников брейнсторминга возникнут новые идеи, то они могут передать их в письменном виде руководителю дискуссии. Как видно, это не лучшая процедура завершения "мозговой атаки". В связи с этим практикуются и другие варианты заключительной части занятий.
Облегченный вариант. Оценка идей осуществляется самими участниками брейнсторминга. Здесь используются различные приемы:
Участники дискуссии
разрабатывают критерии оценки
идей. Эти критерии выписываются
на доске, располагаясь по
Выдвинутые идеи группируются
по соответствующим основаниям,
которые различаются
Определяется наиболее
перспективная группа идей. Каждая
идея в этой группе
Тестирование идей методом "от противного": "Каким образом данная идея, если ее реализовать, провалится?"
Определяются наиболее "дикие" идеи, которые пытаются переделать в реализуемые.
Каждый участник как
бы вновь проделывает "
Группа выбирает наиболее ценные идеи, располагает их по степени важности и предлагает для внедрения в практику.
Распространение ценных
идей о том, как преуспеть
на рынке по сферам
При оценке идей полезно помнить следующие законы, выявленные в результате статистической обработки практической деятельности менеджеров.
Отечественным исследователем А. Александровым предложен метод аналога с деструктивной отнесенной оценкой. Сущность его состоит в активизации творческого потенциала изобретателя при коллективном генерировании идей с последующим формированием контр-идей. При этом предусматривается поэтапное последовательное выполнение ряда процедур:
- первый
этап - формирование группы
- второй
этап - создание группы анализа
проблемной ситуации, формирование
исходной широко определенной
изобретательской задачи, сообщение
задачи вместе с описанием
метода деструктивной
- третий
этап - генерирование идей по
- четвертый
этап - систематизация идей группой
анализа проблемной ситуации; в
процессе систематизации
- пятый этап - деструктирование идей, т.е. оценка их на реализуемость в процессе «мозговой атаки»; «мозговая атака» на этом этапе направлена на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации идей;
- шестой
этап - оценка критических замечаний,
высказанных во время
Метод диалога с деструктивной отнесенной оценкой использован при обучении слушателей ряда университетов. При этом было установлено, что наиболее эффективные результаты достигаются в том случае, когда все участники заседания, проводимого по методу «мозговой атаки», рационально распределяются на три группы: генерирования идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерирования контр-идей. Группы могут работать самостоятельно - webpolyglot.ru. В ряде случаев эффективные результаты дает повторное проведение заседаний с некоторым видоизменением формулировки той же задачи и одновременной заменой функций, выполняемых группами (например, передача группе анализа обязанностей группы генерирования идей, группе генерирования идей - обязанностей группы генерирования контр-идей и группе генерирования контр-идей - обязанностей группы генерирования идей).