Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования – повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.
Задачи курсовой работы: - обобщить теоретические вопросы, характеризующие основные параметры качества продукции и уровень ее конкурентоспособности; - проанализировать и выявить особенности основных параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»; - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности товара на предприятии ОАО «Рубин».
Объект исследования – предприятие ОАО «Рубин».
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации
деятельности по разработке и
внедрению системы менеджмента
качества продукции,
Все это говорит о том, что тема является актуальной.
Степень изученности проблемы является высокой. Данная тема подвергалась исследованию таких ученых, как: Аристотель, Гегель, К.Исикава, Дж. Джуран и др.
Дж. Джуран рассматривал понятие «качество» с двух сторон: с объективной стороны качество – пригодность для использования (соответствие назначению); с субъективной – качество есть степень удовлетворения потребителя (для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям).
Цель исследования – повышение конкурентоспособности продукции на предприятии.
Задачи курсовой работы:
- обобщить
теоретические вопросы,
- проанализировать и выявить особенности основных параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности на предприятии ОАО «Рубин»;
- разработать рекомендации по
повышению
Объект исследования – предприятие ОАО «Рубин».
Теоретическая и эмпирическая база исследования. В процессе исследования использовались книги таких авторов как: Шевченко И.К., Маркин И.П., Багиев Г.Л., Виханский О.С. и др. Также были использованы Устав предприятия и данные о его хозяйственной деятельности.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: сбор эмпирической информации, сравнение данных, табличное представление материалов.
Глава 1 Теоретические аспекты параметров качества продукции и уровня ее конкурентоспособности
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции [19, c. 22].
Качество — это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя [9, c. 52].
Качество продукции —
Что же такое качество продукции? Данное понятие регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество как фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов [1, c. 8].
Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы:
1. Экономические
1.1. Потеря материальных и
1.2. Потери в производственной инфраструктуре (плохой битум — плохие дороги, плохой цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.).
1.3. Дополнительные затраты на ремонт техники.
1.4. Дополнительные затраты
1.5. Потери природных ресурсов
в результате использования
1.6. Недополученная валютная
1.7. Дополнительная потеря
1.8. Дополнительные затраты
2. Социальные
2.1. Дефицитность отечественной продукции.
2.2. Падение престижа продукции, изготовляемой на национальных предприятиях.
2.3. Недостаточное удовлетворение
потребностей производственно-
2.4. Снижение темпов роста
2.5. Нерациональная трата
2.6. Ухудшение морального климата в коллективе.
2.7. Уменьшение прибыли предприятия [21, c. 42].
3. Экологические
3.1. Дополнительные затраты на очистку: воздушного бассейна, водного бассейна, земельных ресурсов.
3.2. Дополнительные затраты на
меры по оздоровлению
3.3. Потеря продуктивности
3.4. Ускоренная амортизация и
дополнительные затраты на
С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции — относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями.
Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация на десять групп свойств и соответственно показателей [3, c. 56].
Показатели назначения характеризуют
полезный эффект от использования продукции
по назначению и обусловливают область
применения продукции. Для продукции
производственно-технического назначения
основным показателем может служить
производительность, показывающая, какой
объем продукции может быть выпущен
с помощью оцениваемой
Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности [2, c. 67].
Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии [11, c. 32].
Показатели технологичности
Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя [6, c. 24].
Эргономические показатели отражают
взаимодействие человека с изделием
и комплекс гигиенических, антропометрических,
физиологических и
Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия [5, c. 85].
Показатели
Патентно-правовые показатели характеризуют
патентную защиту и патентную
чистоту продукции и являются
существенным фактором при определении
конкурентоспособности. При определении
патентно-правовых показателей следует
учитывать наличие в изделии
новых технических решений, а
также решений, защищенных патентами
в стране, наличие регистрации
промышленного образца и
Показатели безопасности характеризуют
особенности продукции для
Совокупность перечисленных
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, или цена единицы качества, что можно выразить формулой:
К опт = Q/C∑ ,
Где К опт — экономически оптимальное качество;
Q — качество изделия;
С ∑— затраты ш приобретение и эксплуатацию изделия, руб.