Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 10:47, контрольная работа
муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства общественным характером использования результатов деятельности.
Введение ………………………………………………………………………………
Глава I. Особенности муниципального хозяйства: виды и типы.…………………
Глава II. Основные отличия местного самоуправления от федеральной власти
и муниципального хозяйства от государственного и частного…………………….
Глава III. Основные отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти …..………..………………………………………………..
Глава IV. Признаки государства, которые несут на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство……………………………………...
Заключение……………………………………………………………………………
Литература……………………………………………………………………………
Содержание |
|
Введение ……………………………………………………………………………… |
3 |
Глава I. Особенности муниципального хозяйства: виды и типы.………………… |
5 |
Глава II. Основные отличия местного самоуправления от федеральной власти и муниципального хозяйства от государственного и частного……………………. |
13 |
Глава III. Основные отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти …..………..……………………………………………….. |
15 |
Глава IV. Признаки государства, которые несут на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство……………………………………... |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
18 |
Литература…………………………………………………… |
19 |
Введение
Корни местного самоуправления уходят далеко в глубь веков, поскольку необходимость объединения людей для выживания существует со времени появления человека. Еще в период первобытных общин люди, объединенные суровыми условиями жизни, вынуждены были совместно выполнять ряд функций (охрана, добыча пищи и др.).
Безусловно, совместное проживание и совместная деятельность людей привели к возникновению определенных правил организации их жизни, поскольку интересы личности постоянно ограничивались групповыми интересами. Конечно, подобная самоорганизация развивалась и усложнялась по мере усложнения характера и объема взаимоотношений между людьми, а следовательно, и степень регулирования отношений между ними зависела от большого числа факторов, определяющих жизнь человека (природные условия, основные занятия и т. д.). Процесс возникновения форм совместной деятельности предопределил еще в самые ранние периоды существования человечества наиболее простейшие из них. Столкновения между интересами человека и других людей поставили вопрос об иерархии интересов, а следовательно, и об установлении определенных правил взаимоотношений между людьми. По мере расширения разнообразия хозяйственной жизни, совершенствования способов ведения хозяйства происходила утрата общиной некоторых ее функций, прежде всего в хозяйстве, что привело к усложнению отношений между людьми, изменению соотношения частных и общественных интересов. Появление государства обусловлено прежде всего произошедшим в ходе эволюции разделением общественных и частных интересов людей и соответственно появившейся в результате этого процесса необходимостью регулирования этих интересов. Таким образом, система государственной власти возникает там, где общества начинает осознавать потребность в регулировании отношений между людьми, между частными и групповыми (общественными) интересами.
Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”.
Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.
С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), а с другой - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства.
Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство
отличается от государственного достаточно
широкими правами в области производстве
Глава I. Особенности муниципального хозяйства: виды и типы
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.
По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей деятельности органы местного самоуправления.
Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на следующие основные группы:
- муниципальные предприятия и учреждения;
- предприятия и учреждения иных форм собственности.
Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления будут различными.
Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в отношении принадлежащего ему предприятия. Права же на регулирование хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь идет о применении властных полномочий, а сами органы местного самоуправления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник, с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные, равны1.
Сложность управленческой деятельности органов местного самоуправления, заключается в том, что они выступают и как субъект хозяйственной деятельности, и как субъект, наделенный законом правом регулировать эту деятельность на своей территории. В связи с этим и возникают сложности в определении понятия «муниципальное управление», поскольку оно, как и понятие «муниципальное хозяйство», имеет двойственную природу.
Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и вопросы более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления.
И в связи с этим основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования,
удовлетворению общественных интересов граждан.
Понятие «муниципальное управление» должно в обязательном порядке включать в себя не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом. Поэтому, муниципальное управление – это есть деятельность местных органов власти, направленная на удовлетворение интересов местного территориального сообщества, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.2
Само муниципальное хозяйство имеет двойственную природу и эта двойственность отражается на выборе средств и методов муниципального управления. Исторически сложилось так, что термин «управление» применяется в отношении деятельности по использованию как своей, так и
чужой собственности. Управляющий всегда определялся как человек, осуществляющий целесообразное использование собственности. Однако функции собственника значительно шире и включают в себя всю триаду: владение, пользование и распоряжение собственностью. Не случайно в русском языке имеются слова, определяющие место и роль конкретного субъекта в отношениях собственности: «хозяин» и «управляющий», а также
деятельность: «хозяйствование» и «управление».
Отметим основные отличия между этими видами деятельности:
1) хозяйствование предполагает использование всей полноты прав собственности. Управление же может осуществляться и в отношении чужой собственности, то есть выступать внешним воздействием;
2) управление всегда ограничено и регламентировано правами собственника по срокам, формам использования и др.;
3) управление может выступать элементом хозяйствования. Вместе с тем хозяйствование может выступать элементом управленческой деятельности, если в ходе управления задействована наряду с другими
формами собственности и собственность субъекта управленческой деятельности;
4) различное отношение субъекта хозяйствования и субъекта управления к результатам деятельности.
В первом случае субъект хозяйствования обладает всем результатом, во втором – оговоренной частью результата или вообще имеет лишь опосредованное отношение к этим результатам.
Необходимо также отметить, что при рассмотрении сочетания хозяйствования и управления в деятельности органов местного самоуправления надо иметь в виду, что местное самоуправление является публичной корпорацией самого нижнего базового уровня властной иерархии и в отличие от органов государственной власти, доля хозяйствования в деятельности органов местного самоуправления значительно выше.
Не менее важно отметить тот факт, что на основе этого можно очень рельефно показать отличия муниципальной службы в органах государственной власти. Они также проистекают из двойственной природы
муниципального хозяйства и муниципального управления, поскольку муниципальный служащий должен обладать знаниями, необходимыми для непосредственной хозяйственной деятельности. С другой стороны, общественный характер распределения приобретенной в результате деятельности прибыли и задача регулирования хозяйственных интересов иных собственников, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального образования, требуют знаний и навыков, больше присущих государственной службе.
Для того чтобы раскрыть содержание понятия «муниципальное хозяйство», необходимо рассмотреть вопрос о структуре муниципального хозяйства, и по какому основанию можно провести классификацию тех связей, которые возникают внутри муниципального хозяйства между его элементами.
Прежде всего, необходимо выяснить, что из себя представляют элементы муниципального хозяйства, и по какому основанию мы можем вести их классификацию. Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:
1) муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования;
2) деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов;
3) поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность3.
Исходя из этих положений, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей и с этой точки зрения мы можем выделить следующие элементы:
- муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
- иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
- органы местного самоуправления.
Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.
Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию – функцию регулирования деятельности двух предыдущих групп в интересах населения муниципального образования.
Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.
Информация о работе Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений