Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Главным механизмом современной рыночной системы является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит сталкиваться и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции
1.1 Понятие недобросовестной конкуренции
1.2 Классификация видов недобросовестной конкуренции
2 Причины и экономические последствия видов недобросовестной конкуренции
2.1 Демпинг
2.2 Недобросовестная реклама
2.3 Промышленный шпионаж
3 Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Антимонопольное управление.docx

— 52.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции
    1. Понятие недобросовестной конкуренции

1.2 Классификация видов недобросовестной конкуренции

2 Причины и экономические последствия видов недобросовестной конкуренции

2.1 Демпинг

2.2 Недобросовестная реклама

2.3 Промышленный шпионаж

3 Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Главным механизмом современной  рыночной системы является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит сталкиваться и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция, т.е. «соперничество между поставщиками товаров и  услуг в борьбе за долю рынка» — один из основных показателей свободного предпринимательства. Сражение идет за место на рынке, за привлечение и сохранение своих клиентов (потребителей товаров и услуг). Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие принятых норм и принципов конкуренции, и методы, которые безусловно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами государства. Таким образом, экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту в любой области экономики.

Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах  и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к  самым ранним периодам истории человеческого  общества. Вместе с развитием экономических  отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими  и изощренными. Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции  и в настоящее время.

В современных условиях важна  борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные  формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы. Общепризнано, что недобросовестная конкуренция наносит вред не только добропорядочным субъектам экономической деятельности, но и потребителям (гражданам, организациям) и обществу в целом.

Из всего выше сказанного можно сказать, что проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых  актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных  фирм.

Цель работы: раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, выявить её причины, рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, а так же методы борьбы с ней.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

  1. Дать определение недобросовестной конкуренции;
  2. Выявить причины возникновения недобросовестной конкуренции;
  3. Назвать и охарактеризовать виды недобросовестной конкуренции;
  4. Рассмотреть некоторые виды недобросовестной конкуренции более подробно;
  5. Рассмотреть меры по развитию и поддержке недобросовестной конкуренции в России.

 

1 Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции

 

    1. Понятие недобросовестной конкуренции

 

В юридической доктрине до настоящего времени не выработано единообразного взгляда на понятие недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое  недобросовестная конкуренция, оставался  и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на то, что впервые был  поставлен в XIX в. перед французской судебной практикой, которая, по мнению В.А. Шретера, «по справедливости признаётся творцом проблемы недобросовестной конкуренции».

Дореволюционные юристы –  теоретики, как правило, избегали давать юридически точных собственных определений, касающихся недобросовестной конкуренции.

Так, А. И. Каминка ссылался на то, что «недобросовестная конкуренция  – это вид конкуренции вообще…И если, в общем, и в настоящее  время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо».

Другой видный специалист в области хозяйственного права  – В. А. Шретер утверждал, что «недобросовестная  конкуренция – явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля».

Современные учёные более  определенны в изложении своих  взглядов на недобросовестную конкуренцию.

Так, по мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция представляет собой «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или не соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар ( в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром».

Ю.И. Свядосц определял  недобросовестную конкуренцию как  «совершение таких действий в  промышленных и торговых делах, которые  направлены на извлечение имущественных  выгод путём осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам и  обычаям действий по отношению к  конкурентам в капиталистическом  обороте». В. И. Еременко под недобросовестной конкуренцией понимает «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности  при осуществлении хозяйственной  деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может  причинить вред». Ю. Касьянов определял  недобросовестную конкуренцию как  «состязательность независимых  хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или  выгод посредством формирования негативного мнения потребителя  по отношению к товару своих конкурентов  или формирования мнения потребителя  по отношению к своему товару, не соответствующего действительности».

Легально определение  недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». В п. 9 этой статьи недобросовестную конкуренцию признают любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение  преимуществ при осуществлении  предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили  или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам  либо нанесли или могут нанести  вред их деловой репутации. В данной общей норме дается определение недобросовестной конкуренции с использованием таких терминов, как «обычай делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность». Поскольку значения указанных терминов достаточно расплывчаты, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, противоречащих «обычаям делового оборота», «разумности» и т.д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия:

  • Во-первых, действия субъекта должны противоречить требованиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота;
  • Во-вторых, указанные действия должны иметь негативные последствия для компании – конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации;
  • В- третьих, должна присутствовать направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ необязательно.

Отсутствие доказательств  хотя бы одного из этих условий не позволяет  квалифицировать действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.

Недобросовестная конкуренция  имеет ряд характерных особенностей:

  • Является актом противоправным и аморальным;
  • Связана с нанесением ущерба конкретному субъекту;
  • Участником отношений не может быть орган власти;

Бездействие не может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция, в данном случае оценивается  лишь активное поведение субъекта на рынке. Причины возникновения недобросовестной конкуренции как одного из разновидностей конкуренции кроются в психологических особенностях человека. Здесь встает вопрос о том, на что готов пойти человек ради достижения своих целей, способен ли он нарушить закон и, соответственно, нормы морали общества, в котором он живет. Возникновение и существование недобросовестной и добросовестной конкуренции вопрос такой же, как и возникновение добра и зла, того, что мы называем хорошо и плохо, «черного» и «белого».

Таким образом, недобросовестная конкуренция представляет из себя соперничество  за что-либо ограниченное или лучшее, которое осуществляется не в соответствии с существующими этическими нормами, традициями и законами. Причины возникновения  недобросовестной конкуренции как  своеобразного метода конкуренции  заложены в психических особенностях человека.

 

    1. Классификация видов недобросовестной конкуренции

 

Спектр деятельности, которую  можно назвать нечестной, очень  широк. Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки  хозяйствующему субъекту либо  нанести ущерб его деловой  репутации. Обычно распространение  такого рода сведений означает  дискредитацию конкурента. Цель  такой дискредитации – привлечение  потребителей к собственной продукции или услугам путём распространения неточной информации о конкуренте, его товарах и услугах;

- введение в заблуждение  относительно характера, способа  и места изготовления, потребительских  свойств, качества и количества  товара. Введение в заблуждение, как и дискредитация конкурента, имеет цель привлечь потребителей путём распространения неточной информации. Однако в отличии от случаев дискредитации конкурента здесь речь идёт не о клевете на конкурента, его товары и услуги, а о ложных или обманных заявлениях о собственном товаре;

- некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами других хозяйствующих  субъектов. Утверждения, содержащие  некорректное сравнение товаров  разных производителей, могут быть, в частности, двух видов: содержащие  позитивную ссылку на чужой  товар («мой товар столь же  хорош, как и чужой») или негативную  ссылку («мой товар лучше, чем  чужой» ). Позитивная ссылка на  товар конкурента, как правило,  бывает, когда его товар общеизвестен; она таит в себе опасность  неправомерного присвоения чужой  репутации. Критику товара конкурента  можно принять за дискредитацию.  Однако в обоих случаях сравнения  присутствует ссылка на конкурента, который либо называется по  имени, либо, безусловно, распознаваем  потребителем.

- продажа, обмен или  иное введение в оборот товара  с незаконным использованием  результатов интеллектуальной деятельности  и приравненных к ним средства  индивидуализации продукции, выполнения  работ, услуг. Эта норма направлена  на недопущение недобросовестной  конкуренции, связанной с нарушением  исключительных прав (интеллектуальной  собственности) физических и юридических  лиц. Использование в коммерческом  обороте без согласия владельца  таких видов интеллектуальной  собственности, как товарный знак  или фирменное наименование, осуществляется  в двух формах: полное копирование  интеллектуальной собственности  другого владельца или создание  и введение в оборот товарных  знаков, сходных до степени смещения  со знаками (наименованиями) конкурента;

- незаконное получение,  использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну. Эта норма направлена в основном на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с «промышленным шпионажем»;

- приобретение и использование  исключительных прав на средства  индивидуализации юридического  лица, индивидуализации продукции,  выполняемых работ или оказываемых  услуг. То есть использование  компаниями при продвижении своей  продукции результатов чужой  интеллектуальной деятельности. Например, использование идейных и типологических  характеристик известных брендов.

Анализ правоприменительной  практики на 2003 год показывает, что  основная доля факторов недобросовестной конкуренции связана с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. При этом около половины возбужденных дел касается незаконного  использования товарного знака  либо применения обозначений, сходных  до степени смещения (рис.1); второе место  по фактам нарушений приходится на распространение ложных сведений (20%). Введение потребителей в заблуждение  составляет около 15% всех дел, что в 3,5 раза меньше, чем в 1997 г. (54% общего количества дел, возбужденных по ст. 10 Закона «О конкуренции…»). Действия, направленные на введение потребителей в заблуждение, и некорректные сравнения занимают соответственно 15 и 5%. (рис.1.1.)

Информация о работе Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией