Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:59, реферат
Сущность, понятие мониторинга. Его значение для финансово-экономического состояния предприятия.
Виды и цели мониторинга.
Роль банков и Федеральной службы Государственной статистики в мониторинге предприятий .
Формирование финансово-экономического мониторинга.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА В РФ
1.1 Сущность, понятие мониторинга.
Его значение для финансово-
Финансовое положения предприятия отражается на величине финансово-эксплуатационных потребностей. Если предприятие находится в тяжелом финансовом положении, то у него меньше возможностей для снижения.
Вовремя отследить неблагополучие в текущей финансовой деятельности предприятия и принять соответствующие меры поможет регулярный мониторинг.
Для начала необходимо правильно определить параметры, по которым будет отслеживаться и оцениваться финансово-хозяйственная деятельность предприятия, его финансовое состояние. При этом следует определить совокупность показателей, наиболее адекватно характеризующих эффективность деятельности предприятия и отвечающих требованиям мониторинга.
На данном этапе важно определить взаимосвязь и целевые значения показателей, а также влияющие на них факторы, оценить степень их влияния.
Система показателей, используемая в рамках мониторинга должна отражать цель предприятия и способствовать ее достижению. В качестве конечных целей предприятия в различных источниках рассматриваются такие, как максимизация прибыли, рост доли рынка, увеличение размера компании, сохранение определенного уровня ликвидности, рост рыночной стоимости компании [12, с.131].
Традиционной для отечественной практики хозяйственного управления является ориентация на максимизацию прибыли, при этом в качестве показателей эффективности деятельности компании используются коэффициенты рентабельности, расчет которых производится по данным бухгалтерского учета. Показатели рентабельности отражают соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами, и важны для акционеров, кредиторов, и других заинтересованных лиц, так как показывают способность компании генерировать доход и погашать свои обязательства.
Рост стоимости бизнеса учитывает и долгосрочные перспективы компании, и влияние показателей внешней среды (например, позиции бизнеса на рынке, экономическую и рыночную конъюнктуру), и внутренние факторы деятельности компании (качество управления, состояние производственных активов и т.д.).
В связи с этим в рамках мониторинга цели максимизации прибыли необходимо трансформировать в текущие показатели, которые будут отслеживаться. Показатель, используемый в системе мониторинга, должен не только отражать стоимость компании и процесс ее изменения, но и показывать эффективность принятия решений на всех уровнях управления [6, с.48].
Мониторинг текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия. По этой причине финансовые показатели, используемые в мониторинге, должны быть высоко информативными. Вместе с тем, количество таких показателей не должно быть очень велико. В противном случае сложно будет их совместно проанализировать и принять адекватное решение.
Количество и состав показателей для мониторинга финансовый директор предприятия выбирает на основе собственных представлений о важности влияния тех или иных факторов на состояние бизнеса. Для мониторинга следует использовать те из них, которые определяют оперативные характеристики бизнеса, и сравнивать их во временном аспекте имеет смысл не реже одного раза в месяц. И, наконец, на выбранные показатели менеджмент предприятия должен иметь возможность влиять на основе принятия тактических решений. По существу, мониторинг состояния предприятия создает систему раннего обнаружения надвигающегося кризиса, который потенциально грозит каждому предприятию.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что система показателей для мониторинга состояния предприятия, как минимум, должна включать следующие финансовые коэффициенты: тенденция изменения выручки; относительный валовой доход; средний период погашения дебиторской задолженности; оборачиваемость товарно-материальных запасов; коэффициент быстрой ликвидности [7, с.3].
1.2 Виды и цели мониторинга
Мониторинг финансово-экономического состояния предприятия бывает нескольких видов, рассмотрим некоторые из них:
1. Реализация программ. Данный вид
мониторинга направлен на сбор
информации об основных
Одна из главных целей мониторинга – это своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Вследствие кризисных явлений в мировой экономике в настоящее время часть конкурентоспособных предприятий испытывают затруднения с погашением и обслуживанием кредитов и облигационных займов, что создает риски банкротства, неисполнения обязательств перед кредиторами, инвесторами и контрагентами, неисполнения налоговых обязательств, негативно сказывается на ссудном портфеле банков.
В свою очередь, ухудшение качества активов банков приводит к росту объемов создаваемых провизий, убытков, давления на капитал и, как следствие, сокращению возможности кредитования реального сектора, что в итоге сдерживает рост экономики. Оценка текущего финансового состояния предприятия, прогноз финансово-экономических и производственных показателей деятельности, прогнозирование финансового состояния – все это составные части мониторинга финансового состояния предприятий. Объектом финансового мониторинга, как внешнего, так и внутреннего, является финансовое состояние предприятия, финансовые результаты и эффективность его финансово-хозяйственной деятельности.
Мониторинг текущего состояния предприятия осуществляется для оперативной диагностики, которая должна своевременно сигнализировать о негативных тенденциях изменения в деятельности предприятия. По этой причине финансовые показатели, используемые в мониторинге, должны быть высоко информативными. Вместе с тем, количество таких показателей не должно быть очень велико. В противном случае сложно будет их совместно проанализировать и принять адекватное решение.
Основными целями финансово-экономического мониторинга должны являться:
Необходимо отметить, что основной целью мониторинга до последнего времени было снижение риска банков при работе с предприятиями, проблемы финансового оздоровления и реструктуризации предприятий отходили на второй план. Содержание мониторинга определялось банковскими интересами, а не интересами предприятий. Однако в настоящее время банки в силу структурных изменений, происходящих в банковской сфере, не могут постоянно и эффективно выполнять функцию мониторинга предприятий реального сектора экономики. Поэтому выбор правительственной концепции мониторинга представляется обоснованным [8, с.112].
1.3 Роль банков и Федеральной службы Государственной статистики в мониторинге предприятий
В России прослеживается три уровня мониторинга деятельности организации: государственный, региональный и локальный (на уровне конкретной организации).
В настоящее время государственный мониторинг осуществляют несколько учреждений и организаций.
Так, в соответствии со статьями 4, 25, 56 и др. ФЗ №86 «О Центральном банке РФ (Банке России)» Банк России проводит анализ и прогнозирование состояния экономики России в целом и по регионам, участвует в разработке экономической политики Правительства РФ.
Территориальные учреждения Банка России проводят мониторинг деятельности организаций путем анализа опросных анкет по следующим направлениям: анализ изменения экономической конъюнктуры, анализ финансового положения предприятий, анализ инвестиционной деятельности предприятий. В рамках данной системы мониторинга оперативно проводится финансовый анализ необходимой совокупности предприятий и сопоставление результатов анализа за ряд лет [1].
Методология финансового анализа, применяемого в рамках мониторинга предприятий в системе Банка России, нацелена на комплексную оценку следующих параметров: динамики основных составляющих капитала и структуры капитала, стратегия управления активами и пассивами, эффективность управления на основе показателей ликвидности и рентабельности.
Мониторинг деятельности экономических субъектов проводят и другие экономические ведомства, но цели, задачи, база и методология оценки параметров и показателей различны.
Так, Федеральная служба государственной статистики собирает и обрабатывает годовые бухгалтерские отчеты организаций для представления сводной информации органам государственной власти и местного самоуправления, другим заинтересованным пользователям. На основании этих отчетов с использованием общепринятой методики рассчитываются различные показатели: доля иммобилизованных активов в имуществе, структура оборотных активов, коэффициенты оборачиваемости, платежеспособности, ликвидности и др. [15, с.136].
Положительными моментами данных исследований являются:
- периодичность проведения обобщений и изучение динамики экономических процессов;
- большая выборка предприятий (около 150 000 предприятий);
- учет региональных
Однако работа проводилась в виде информационного обобщения, не осуществлялись необходимый анализ, сопоставление и прогнозирование. Таким образом, можно сказать, что проводился только первый этап мониторинга – подготовка необходимой информации [3, c.38].
C 2000 года Банком России
осуществляется реализация
Программа МП строится на основе уникальной комплексной информационной системы сбора, обработки, анализа и предоставления участникам рынка информации о состояния спроса на банковские услуги, экономической конъюнктуре в регионе, инвестиционной активности и финансовом состоянии предприятий области. Оценка ситуации на каждом отдельном предприятии дается на основании заполненных участниками МП специальных опросных листов-анкет: ежемесячной конъюнктурной, ежеквартальных инвестиционной и финансовой. Банк России гарантирует конфиденциальность получаемой от предприятий информации, для чего каждый участник МП числится в базе данных под индивидуальным кодом [16, с. 192].
Важным фактором системы мониторинга, выгодно отличающим его от других многочисленных опросов, является обратная связь, осуществляемая посредством регулярного направления всем респондентам бесплатных аналитических материалов по результатам опросов, которые могут использоваться в текущей деятельности предприятии и разработки обоснованной стратегии на рынке производства товаров и услуг.
Кроме того, Программой МП предусматривается предоставление предприятию по его индивидуальному запросу с целью получения дополнительной информации для оценки контрагентов и конкурентов аналогичных аналитических материалов разрезе любого региона Российской Федерации, либо в целом по стране.
Предприятиям, которые участвуют в финансовом опросе, дополнительно бесплатно направляется Бланк «Отраслевое сопоставление показателей финансового состояния предприятия», в котором рассчитываются основные показатели экономической деятельности предприятия, в том числе:
Информация о работе Мониторинг финансово-экономического состояния предприятия