Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 00:29, реферат
Целью данной работы является изучение и рассмотрение налоговой системы Республики Беларусь и основных видов налогов.
Задачи реферата:
- изучить сущность и роль налогов в государственном регулировании экономики;
- рассмотреть и изучить принципы и механизмы налогообложения и налоговой системы в РБ;
Введение 3
1. Сущность налогов и их функции 4
2. Основные принципы налогообложения 5
3. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 6
3.1. Основные принципы и элементы налоговой системы 6
3.2. Налоговое законодательство 8
3.3. Виды налогов и сборов (пошлины), взимаемых в Респуб-лике
Беларусь, их нормативно-правовое регулирование 8
3.4 . Классификация и виды налогов в Республике Беларусь 10
4. Основные виды налогов и их назначение 12
4.1. Подоходный налог 12
4.1.1.Подоходный налог с физических лиц 12
4.1.2. Подоходный налог с юридических лиц
(налог на прибыль и доходы) 14
4.2. Налог на добавленную стоимость. 15
4.3. Отчисление на социальное страхование 17
Заключение 21
Список использованных источников 22
Белорусский национальный технический университет
Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки
кадров по менеджменту и развитию персонала БНТУ
Центр инновационного развития
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономика организации (предприятия) и налогообложение» на тему:
«Налоговая система Республики Беларусь:
основные виды налогов и их назначение»
Минск, 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Сущность налогов и их функции
Основные принципы налогообложения
Характеристика налоговой системы Республики Беларусь 6
3.1. Основные принципы и элементы налоговой системы 6
3.2. Налоговое законодательство
3.3. Виды налогов и сборов (пошлины), взимаемых в Республике
Беларусь, их нормативно-правовое регулирование
. Классификация и виды налогов в Республике Беларусь 10
Основные виды налогов и их назначение
Подоходный налог
4.1.1.Подоходный налог с физических
лиц
4.1.2. Подоходный налог с юридических лиц
(налог на прибыль и доходы)
Налог на добавленную стоимость.
4.3. Отчисление на социальное страхование
Заключение
Список использованных источников
Приложение №1
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является изучение и рассмотрение налоговой системы Республики Беларусь и основных видов налогов.
Задачи реферата:
- изучить сущность и роль налогов в государственном регулировании экономики;
- рассмотреть и изучить принципы и механизмы налогообложения и налоговой системы в РБ;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование налоговой системы Республики Беларусь.
В первом разделе реферата рассматриваются: сущность, значение и функции налогов.
Во втором разделе изучаются сущность и принципы налогообложения Республики Беларусь.
Третий раздел посвящен изучению налоговой системы Республики Беларусь: рассмотрены основные принципы и элементы налоговой системы, раскрыты налоги, взимаемые в Республике Беларусь и их классификация. Отдельно рассмотрено налоговое законодательство Республики Беларусь.
В четвёртом разделе я детально рассмотрела основные виды налогов, которые взимаются на территории Республики Беларусь.
В заключении обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения системы налогообложения в Республике Беларусь.
Сущность налогов и их функции
Государственное регулирование экономики и международных экономических отношений имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя данное регулирование, государство, использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких, как бюджет, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и, конечно же, налоги.
Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней, без них ни одно государство существовать не сможет потому, что для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей государству требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Налоги - это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства [10, с. 112].
Они возникли вместе с товарным производством и появлением государства и выражают обязанность юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Таким образом, сущность налогов состоит в изъятии государством определённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса в пользу общества [11, с. 464].
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.
Налоги выполняют три важнейшие функции.
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социаль-
ных слоев общества [4].
Социальная функция налогов направлена на сглаживание неравенства между доходами различных социальных групп населения и реализуется посредством дифференцированного налогообложения [11, с.464].
Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе [3, с.8].
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Финансисты выделяют еще и контрольную функцию налогов, которая позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему.
Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Система налогов в Республике Беларусь подчинена интересам государства, заинтересованного в реализации как фискальной, так и стимулирующей функцией налогов. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем [3, с.8].
Основные принципы налогообложения
Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогам [5, с. 35].
В налоговым кодексе изложены следующие
принципы налогообложения в республики
Беларусь:
1. Каждое лицо
обязано уплачивать законно установленные
налоги, сборы (пошлины), по которым это
лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого
не может быть возложена обязанность уплачивать
налоги, сборы (пошлины), а также обладающие
установленными настоящим Кодек-
сом признаками налогов, сборов (пошлин)
иные взносы и платежи, не преду-
смотренные настоящим Кодексом либо
установленные в ином порядке, чем это
определено Конституцией Республики Беларусь,
настоящим Кодексом, принятыми в соответствии
с ним законами, регулирующими вопросы
налогообложения, актами Президента Республики
Беларусь.
3. Налогообложение
в Республике Беларусь основывается на
признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается
установление налогов, сборов (пошлин)
и льгот по их уплате, наносящих ущерб
национальной безопасности Республики
Беларусь, ее территориальной целостности,
политической и экономической стабильности,
в том числе нарушающих единое экономическое
пространство Республики Беларусь, ограничивающих
свободное передвижение физических лиц,
перемещение товаров (работ, услуг) или
финансовых средств в пределах территории
Республики Беларусь либо создающих в
нарушение Конституции Республики Беларусь
и принятых в соответствии с ней законодательных
актов иные препятствия для осуществления
предпринимательской и другой деятельности
организаций и физических лиц, кроме запрещенной
законодательными актами.
5. Допускается
установление особых видов таможенных
пошлин либо дифференцированных ставок
таможенных пошлин в зависимости от страны
происхождения товаров в соответствии
с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.
[3, ст.2]
В систему налогообложения
должны быть заложены определенные принципы,
следуя которым можно добиться воздействия
на общественное воспроизводство, его
динамику, структуру, состояние научно-технического
прогресса.
Четыре основополагающих
принципа налогообложения были сформулированы
английским экономистом А. Смитом.
1. Подданные государства должны участвовать
в содержании правительства соответственно
доходу.
2. Налог, который обязуется выплачивать
каждое отдельное лицо, должен быть точно
определен.
3. Вид налога, срок уплаты и способ платежа
должны быть удобны плательщику.
4. Каждый налог должен быть так задуман
и разработан, чтобы он брал из кармана
народа и удерживал возможно меньше сверх
того, что он приносит казначейству государства
[11, с.465].
Характеристика налоговой системы Республики Беларусь
3.1. Основные принципы и элементы налоговой системы
Налоговая
система Беларуси формировалась на классических
принципах налогообложения. В силу сложных
условий переходного периода не все они
легли в основу нашей налоговой системы,
другие дополнены и уточнены
положениями, вытекающими из практической
необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
- однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
- установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
- четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
- обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
- стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год. Кроме этого, система налогообложения в РБ имеет такие основные недостатки как: чрезмерная тяжесть налогового бремени; нестабильность, сложность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы; фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности; реальная возможность ухода от уплаты налогов [4].
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь: основные виды налогов и их назначение