Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 18:49, курсовая работа
Я смотрю телевизор и читаю новости, и вижу, что с развитием современного рынка в России, в имуществе всех современных предприятий я вижу новый тип средств, которые характеризуются полным отсутствием материальной составляющей. В своей работе я поведу разговор об этой составляющей , то есть о нематериальных активах. В нашем мире получение полной информации о хозяйственных процессах невозможно без получения информации о нематериальных активах предприятия. Нематериальные активы по-английски звучат очень красиво и понятно - intangible , то есть неосязаемые. То есть, это такое имущество, которое нельзя потрогать, к чему нельзя прикоснуться руками. Но для предприятий существует необходимость, как - то такое имущество учитывать. Бухгалтера на предприятиях учитывают эти странные средства, так как эти нематериальные активы очень ощутимо участвуют в денежном обороте предприятия.
Введение …………………………………………………………………… 2
1.Теоретическая часть. Нематериальные активы предприятия (НА) ……. 4
1.1.Критерии отнесения имущества предприятия к НА …………………. 4
1.2. Состав НА ………………………………………………………………. 5
1,3. Интеллектуальная и промышленная собственность …………………. 6
1.4. Стоимость нематериальных активов. Их источники образования и пополнения. …………………………………………………………………… 7
1.5. Методы создания и использования нематериальных активов ………... 13
1.6.Амортизация нематериальных активов…………………………………. 14
1.7. Показатели эффективности использования нематериальных активов… 17
1.8. Пути повышения эффективности использования НА ………………….. 18
1.9.Анализ и оценка эффективности использования НА в ОАО "Оникс" …. 21
2. Практическая часть ……………………………………………………….. 28
2.1.Задача №1………………………………………………………………….. 28
2.2. Задача №2…………………………………………………………………. 36
Заключение……………………………………………………………………. 45
Список литературы ………………………………………………………….. 49
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу "Экономика предприятия (организации)"
Тема: "Нематериальные активы предприятия и пути повышения эффективности их использования”
допущен к защите:
дата:
подпись:
оценка:
Выполнил студент
Направления «Менеджмент»
Великий Новгород
2015
ВЕДЕНИЕ
Я смотрю телевизор и читаю новости, и вижу, что с развитием современного рынка в России, в имуществе всех современных предприятий я вижу новый тип средств, которые характеризуются полным отсутствием материальной составляющей. В своей работе я поведу разговор об этой составляющей , то есть о нематериальных активах. В нашем мире получение полной информации о хозяйственных процессах невозможно без получения информации о нематериальных активах предприятия. Нематериальные активы по-английски звучат очень красиво и понятно - intangible , то есть неосязаемые. То есть, это такое имущество, которое нельзя потрогать, к чему нельзя прикоснуться руками. Но для предприятий существует необходимость, как - то такое имущество учитывать. Бухгалтера на предприятиях учитывают эти странные средства, так как эти нематериальные активы очень ощутимо участвуют в денежном обороте предприятия.
Необходимо строго в соответствии с законами вести бухгалтерский учёт таких нематериальных активов, благодаря которому можно понять, за счет чего можно повысить эффективность работы предприятия.
С развитием новых технологий в последнее время в имуществе бизнес предприятий очень быстро растет доля таких нематериальных активов. Такой рост вызван быстротой, огромными масштабами технологических и технических изменений, бешеным развитием информационных технологий, рост инвестиционной деятельности в стране, жестокая конкурентная борьба, и стремление вырваться вперед на внутреннем и мировом рынках.
Согласно законам ведения бухгалтерского учета, действующим в Российской Федерации, вложение денег в нематериальные активы является относительно новым делом, также новым стал для России учет анализа и управления нематериальными активами. Доля нематериальных активов в имущественной массе всех активов предприятия, в современное время, в российских организациях очень низок, если сравнивать с такими же аналогичными показателями организаций других экономических развитых стран. Поэтому, можно понять, что практический опыт российских организаций анализа управления нематериальными объектами еще очень мал. Всех российских руководителей организаций интересует лишь одна из сторон нематериальных активов, а именно: как облегчить себе жизнь, если выбрать хитрую комбинацию учета всех средств организации по отношению к нематериальным объектам.
Целью выполнения моей работы является изучения понятия нематериальных активов предприятия, параметры отнесения имущества предприятия к нематериальным активам и пути повышения эффективности их использования на предприятии ОАО “Оникс”, а также приобретение практических навыков в создании нового бизнеса.
Задачи, поставленные мною в данной работе:
1. Теоретическая
часть. Нематериальные активы
1.1. Критерии отнесения имущества
Что же такое нематериальные активы в современном мире? Согласно учебникам, это такие “хозяйственные средства, не имеющие материально-вещественной структуры, используемые в хозяйственный деятельности более 12 месяцев, приносящие доход организации в будущем.
К нематериальным
активам относятся:
• право владельца на товарный
знак и знак обслуживания
• право патентообладателя на изобретение
• авторское право на программы
для ЭВМ, базы данных;
• право патентообладателя
на селекционные достижения;
• деловая репутация организации;
В состав нематериальных активов предприятия не включают умственные и деловые качества сотрудников организации, их квалификацию и способности, так как их невозможно отделить от человека и эти качества, и способности невозможно использовать без человека, который работает в данной организации.
Так как нематериальные активы предприятия неощутимы на ощупь, то важным признаком отнесения того или иного элемента к данному типу имущества является отчуждаемость объекта, то есть, если я говорю о нематериальных активах, эта отчуждаемость означает, что можно передать этот объект в собственность другому. Интеллектуальные и деловые качества человека, его квалификация, так как они не могут быть отчуждены от человека и переданы другим лицам, не могут быть признаны нематериальными активами.
Нематериальные активы (НА) - это часть активов предприятия. Это такие активы, которые обладают способностью приносить чистый доход предприятию. Это активы, которые имеют способность к отчуждению. Это активы, которые используются на предприятии более одного года срока, но которые не имеют физического осязаемого содержания.
Объекты предприятий нематериальных активов должны отвечать следующим условиям:
1. у них отсутствует материальная структура
2. их можно определить и выделить от другого имущества предприятия
3. их можно использовать в производстве продукции, при выполнении каких-либо работ , также для оказании услуг или для управленческой необходимости
4. их можно использовать в течение длительного времени, то есть срока их полезного использования, больше одного года
5. они должны приносить доход в будущем
6. должно отсутствовать намерение их перепродать
7. они должны быть надлежаще оформлены и подтверждены документами, которые показывают само существование нематериального актива и права у организации на результаты интеллектуальной деятельности, то есть патенты и другие документы, договор приобретения патента, товарного знака.
1.2. Состав нематериальных активов
По виду назначения и особенностям можно выделить следующие виды нематериальных активов:
-интеллектуальная
-отложенные затраты;
-цена фирмы или гуд-вилл, деловая репутация.
К гражданским правам относится и движимое, и недвижимое имущество, которое включает в себя деньги и ценные бумаги, и другое имущество, которое имеет натуральную, вещественную форму, а также и имущественные права, информацию и итоги интеллектуальной деятельности. Интеллектуальная собственность это особая категория нематериальных активов и она изображена в виде особого права на результаты интеллектуальной деятельности.
К промышленной собственности отнесем все права на изобретения, товарные знаки, авторские знаки обслуживания, названия мест происхождения товаров. Авторское право затрагивает произведения науки, литературы и искусства, аудио и видеозаписи, радиопрограммы, компьютерные программы.
Все организационные расходы, которые связаны с созданием юридического лица, естественно, включая аренду брокерского места и получения лицензии на реализацию деятельности, отнесем к отложенным затратам.
Что такое деловая репутация? Английское goodwill обозначает good will то есть добрая воля. Самое короткое определение "гуд-вилл" - дополнительный доход, источником которого является деловая репутация. Деловая репутация или цена фирмы это, конечно, прежде всего, общественное мнение о названии, стиле, товарном знаке, логотипе, товарах предприятия, а также его отношения с клиентами и заказчиками. Деловая репутация или гуд-вилл, это избыточная стоимость предприятия или разница между стоимостью предприятия и балансовой стоимостью имущества этого предприятия. То есть деловая репутация, которую можно подсчитать как разницу между покупной ценой предприятия и его оценочной стоимостью.
1.3. Интеллектуальная и
Промышленная собственность предприятия - термин, используемый для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, образцы, модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные названия и наименования места происхождения товара, а также меры или право на пресечение нечестной конкуренции.
Объекты промышленной собственности:
1) изобретение – это продукт человеческой деятельности, это новое, созданное человеком, с существенными отличиями техническое решение задачи в какой- либо области народного хозяйства, которое дает положительный эффект. Права на изобретения удостоверяются патентом - авторским правом;
2) промышленный образец – это новое и оригинальное эстетическое решение изделия, которое определяет внешний вид изделия, то есть форма, конфигурация изделия, сочетание цветов, его орнамент и которое соответствует требованиям технической эстетики.
В России есть две формы охраны промышленного образца: авторское свидетельство и патент. Не предоставляется охрана таким промышленным образцам, чей внешний вид обусловлен исключительно технической функцией. Таким примером являются, например, гайки, болты и винты. Согласно учебнику по экономике Яркиной Т.В. “не могут также подлежать охране галантерейные и швейные изделия, а также ткани, кроме декоративных тканей с авторским орнаментом, сюда же входит обувь и головные уборы”.
3) полезные модели - это новые изделия, которые отличаются по внешнему виду и форме, различному размещению частей или по строению. Для регистрации полезной модели достаточно любых изменений, даже достаточно изменения в пространственной компоновки модели.
4) товарные знаки – это обозначение, то есть имя, знак, символ на товаре или на его упаковке для идентификации товара его и производителя. Это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров. Когда под товарным знаком предоставляются услуги, это называется знаком обслуживания. Главные и основные требования к товарным знакам это их индивидуальность и узнаваемость, которые привлекательно выглядят для покупателей, и которые можно официально зарегистрировать.
1.4. Стоимость НА и методы её оценки
Что такое стоимость нематериальных активов? Это сумма, которая выражает ценность нематериальных активов. Для предприятия очень важна оценка нематериальных активов, то есть процесс определения стоимости того объема прав, которые получит любое предприятие, когда создает или приобретает конкретный какой-либо вид нематериальных активов.
То есть предприятию нужно подсчитать интеллектуальную собственность, то есть собой право физического или юридического лица на результаты своей интеллектуальной деятельности. Нужно оценить товарные знаки и знаки обслуживания, авторские наименования. Объекты интеллектуальной собственности: достижения науки и техники, литературные, художественные, музыкальные произведения и другой творческий труд также имеют нематериальный характер.
Также, к нематериальным активам можем отнести и организационные расходы, это те расходы, которые связаны с созданием юридического лица, признанные в соответствии с уставными документами предприятия вкладом участников этого предприятия в уставный капитал, а конечно, деловая репутация организации”.
Стоимостная оценка прав на нематериальные активы это практически та же самая оценка стоимости объектов материального имущества предприятия. Но существует разница: для нематериальных активов точного метода определения стоимости просто не существует, потому, что каждый из нематериальных активов очень специфичен, и поэтому вообще невозможно написать точную формулу для точного расчета стоимости нематериальных активов.
Для практической оценки стоимости нематериальных активов рекомендуют такие виды оценки, как затратный, доходный и комбинированный подходы, которые используется и в оценке других видов активов.
Существуют основные методы доходного подхода оценки НА:
-метод дисконтирования
-метод прямой капитализации нематериальных активов,
-метод освобождения от роялти нематериальных активов,
-метод избыточных прибылей
-метод дробления прибыли
Бухгалтера используют доходный подход при условии возможности получения доходов от использования интеллектуальной собственности. Доход от использования интеллектуальной собственности это есть разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами денег, которые получает правообладатель за предоставленное право использования интеллектуальной собственности.
Рассмотрю основные формы прибыли при использования интеллектуальной собственности:
- это экономия затрат на производство и реализацию продукции, также экономия на инвестиции в основные и оборотные средства, в их числе фактическое снижение затрат, сюда же отнесу отсутствие затрат на получение права использования интеллектуальной собственности;