Необходимость и цели приватизации государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 17:54, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы - изучение приватизационного процесса в России в конкретно-историческом контексте.
Задачи:
дать определение понятию «приватизация»
проанализировать причины, цели и результаты реформ государственно-административной системы
проанализировать сопутствующие явления и процессы возникающие в ходе очередного перераспределения собственности
рассмотреть теоретические подходы к проблемам приватизационного процесса в современной России

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа экономика!!!.docx

— 42.05 Кб (Скачать файл)

Введение

Крушение административно-командной модели экономического развития, основанной на монополии государственной собственности, сегодня признано практически во всех странах бывшей мировой социалистической системы. События, захватившие на рубеже 80-90-х годов XX века эти страны, приняли характер глубоких социально-экономических преобразований, взламывающих институциональную основу экономического и политического устройства общества, трансформирующих сложившуюся систему хозяйства в нечто принципиально иное. События эти знаменовали собой переход от государственного социализма к рыночной экономике.

Необходимым условием такого перехода является разгосударствление экономики, приватизация государственной собственности.

Проведение мероприятий по разгосударствлению экономики и приватизации стало центральным звеном, стержнем целого комплекса социально-экономических преобразований и в нашей стране. Последовательное и эффективное их осуществление требует прочной научной основы. В качестве таковой может выступать наличие хорошо разработанной теории приватизации и четкой правительственной программы действий.

Начиная с конца 80-х годов XX века проблема приватизации государственной собственности в России все чаще и чаще выступает предметом исследования экономистов. Это было связано с глубоким кризисом системы государственного социализма, курсом на радикальную экономическую реформу и переход к рыночным отношениям. Вопросам приватизации посвящены многие работы таких экономистов как Абалкин Л.И., Апбашев Б.Х., Вунич П.Г., Виноградов В.А., Лзарасов С.С., Иванов В.В., Корнай Я., Кочеврин Ю., Куликов В.В., Лившиц А.Я., Ольсевич Ю.Я., Рисованный И.М., Рутгайзер В.М., Торкановский Е., Явлинский Г. и др. В центре исследований находились, как правило, проблемы, связанные с обоснованием возможности и необходимости приватизации в России, изучения зарубежного опыта и степени его применимости, выбора конкретных путей и методов проведения приватизации в той или иной сфере хозяйства.

Цель нашей работы - изучение приватизационного процесса в России в конкретно-историческом контексте.

Задачи:

    • дать определение понятию «приватизация»
    • проанализировать причины, цели и результаты реформ государственно-административной системы
    • проанализировать сопутствующие явления и процессы    возникающие в ходе очередного перераспределения собственности
    • рассмотреть теоретические подходы к проблемам приватизационного процесса в современной России

Предмет исследования - экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.

Объект исследования – государственное имущество как объект приватизации.

     Цели и задачи исследования предопределили соответствующую структуру работы, которая состоит из введения, трех пунктов, заключения и списка использованной литературы.

 

  1. Необходимость и цели приватизации государственной собственности.

Прежде чем перейти к рассмотрению проблемы необходимости приватизации государственной собственности в период рассвета новой модели экономического развития, а именно перехода к рыночной экономике, рассмотрим понятие и сущность процесса приватизации в целом.

Приватизация – это переход государственной собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности, в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений – отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности. 

Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с монополиями на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение платежеспособности и инвестиций населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.  Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах. В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

В странах «большой семерки» во второй половине этого века приватизация проводилась в Великобритании (1953 и 1981гг), в Западной Германии (1959г.), в Японии (1985г), во Франции (1986г) и периодически проводится в США, Италии и Канаде.

В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

Цели приватизации.

Основная цель приватизации состоит в создании более эффективных условий функционирования общественного сектора экономики. Историческая практика свидетельствует, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, в основе которых лежит государственная собственность. Поэтому в странах с переходной экономикой приватизации уделяется исключительное внимание и придается первостепенное значение.

Основная проблема господства государственной собственности заключается в отсутствии эффективного собственника, то есть физического лица, заинтересованного в рациональном использовании и увеличении собственности. В условиях же господства частной собственности у владельца существует личный интерес в росте эффективности. Частный собственник получает прямую прибыль от максимизации прибыли. В условиях господства государственной собственности ослаблен личный интерес к защите собственности и росту эффективности производства. Поэтому все многочисленные попытки проведения экономических реформ в условиях господства государственной собственности не давали предполагаемого экономического и социального эффекта.

Государственная собственность эффективна в сфере естественных монополий и инфраструктуры. В других сферах материального производства она не может выдержать конкуренции с частным капиталом. Именно поэтому на определенном этапе общественного развития необходим процесс приватизации.

В результате приватизации:

  • формируются новые формы собственности: частная и смешанная.
  • появляется свобода выбора и предпринимательства;
  • личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения;
  • ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы.

Все это способствует формированию новых производственных отношений, известных в экономической теории как капиталистический способ производства, или рыночная система хозяйствования.

Выделим главные цели приватизации:

    • повышение аллокационной эффективности, то есть перераспределение ресурсов из старых в новые, более эффективные виды деятельности;
    • повышение производительной эффективности путем реструктуризации фирм;
    • появление эффективного частного собственника у прежних государственных предприятий.

Однако, рассматривая процесс приватизации в России на основе государственных документах выделим другие цели приватизации:

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, при проведении приватизации в нормативных документах были установлены способы проведения приватизации:

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

 

  1. Принципы и формы приватизации государственной собственности.

Существуют разные формы приватизации. Они могут быть объединены в четыре основные группы:

    • продажа;
    • бесплатное распределение;
    • создание национальных холдингов;
    • денационализация.

На практике приватизация редко осуществляется по одной «чистой» модели, в большинстве случаев – это комбинация разных подходов. Остановимся на каждом из них подробнее.

  1. Продажа - это форма приватизации государственных предприятий частными инвесторами. Почти вся приватизация в развитых рыночных странах и в развивающихся государствах осуществляется по этой модели. Лишь небольшое число предприятий приватизируется путем бесплатного распределения. Такая модель приватизации: обеспечивает появление частного собственника; дает государству дополнительные средства. Эта модель создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии. Недостатки этой модели состоят в следующем:
    • продаже предприятий должна предшествовать оценка реальной стоимости имущества, поэтому она открывает широкие возможности для обогащения небольшой группы людей за счет всякого рода злоупотреблений;
    • в постсоциалистических странах обычно не существует частный капитал в размерах, достаточных для покупки государственного имущества, поэтому процесс приватизации по этой модели продолжается в течение длительного периода времени.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая. 
Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам данного предприятия) по ценам ниже рыночных. Применяется и еще одна привилегия – покупка персоналом акций в рассрочку. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для физического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Информация о работе Необходимость и цели приватизации государственной собственности