Нормативное регулирование государственной помощи в коммерческой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 12:18, доклад

Краткое описание

Конституция РФ обладает высшей юридической силой среди Федеральных конституционных законов. Данный закон закрепляет права и свободы человека и гражданина, и в частностиправо на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, п.1). [1]
Однако права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст.55, п.3). [1] Примером закона, ограничивающего права и свободы человека на экономическую деятельность, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011.

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова Анна Норм.docx

— 47.77 Кб (Скачать файл)

Иванова Анна, 13 АиК

Нормативное регулирование государственной помощи в коммерческой организации

Конституция РФ обладает высшей юридической силой среди Федеральных конституционных законов. Данный закон закрепляет права и свободы человека и гражданина, и в частности право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, п.1). [1]

Однако права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст.55, п.3). [1] Примером закона, ограничивающего права и свободы человека на экономическую деятельность, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6.12.2011. Он определяет понятие бухгалтерской (финансовой) отчетности и устанавливает объекты бухгалтерского права, которыми являются активы и обязательства компаний. Составной частью активов является государственная помощь, которая может предоставляться организациям. [6]

Учет государственной помощи регулируется подзаконным нормативным актом по отношению к данному закону – Положением по бухгалтерскому учету 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденного приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н, с изменениями от 18 сентября 2006 г. № 115н. [10]

В международных стандартах учет государственной помощи регулируется МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», аналогом российскому  ПБУ 13/2000. [19]

Основные положения ПБУ 13/2000 и МСФО (IAS) 20 характеризуют:

  • Понятие и состав государственной помощи (средств целевого финансирования);
  • Условия принятия государственной помощи, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к учету и порядок их оценки;
  • Порядок учета операций по целевому финансированию.

Понятия, связанные с целевым финансированием и раскрытые в ПБУ 13/2000 приведены в таблице 1.

Таблица 1

Понятие средств целевого финансирования

Понятие

Определение

Источник

Государственная помощь

увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

ПБУ 13/2000, п.1

В качестве экономической выгоды не рассматриваются

 создание инфраструктуры в развивающихся  регионах, установление ограничений  на деятельность конкурентов, занимающих  доминирующее положение на рынке  и осуществляющих монополистическую  деятельность и т.п. действия, которые  могут оказывать влияние на  общие хозяйственные условия, в  которых ведет деятельность организация.

ПБУ 13/2000, п.2

Стандарт не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с

  • государственным регулированием цен и тарифов;
  • применением соответствующих правил налогообложения прибыли (предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов, инвестиционных налоговых кредитов и др.);
  • участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

ПБУ 13/2000, п.3

Государственная помощь предоставляется в форме

субвенций, субсидий, бюджетных кредитов, включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.

ПБУ 13/2000, п.4

Бюджетные средства (БС)

субвенции и субсидии

ПБУ 13/2000, п.4

Бюджетные средства подразделяются на

средства на финансирование капитальных расходов;

средства на финансирование текущих расходов.

ПБУ 13/2000, п.4


 

Однако в нормативных документах применяются также другие термины, отражающие отношения поддержки государством хозяйствующих субъектов. Приведем понятия государственная помощь, государственные субсидии и целевое финансирование в таблице 2.

Таблица 2

Определения государственной помощи, субсидий, целевого финансирования

Источник

Определение

Государственная помощь

Пункт 20 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Предоставление органами власти более выгодных условий деятельности путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке

Пункт 1 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н

Увеличение экономических выгод организации в результате поступления активов от государства. Согласно положению экономической выгодой не признается создание инфраструктур на развивающихся территориях, установление ограничений на деятельность конкурентов, доминирующих на рынке, и т.п. действия, оказывающие влияние на общие хозяйственные условия, в которых ведется деятельность организации.

Субсидии

"Соглашение ВТО по государственным  субсидиям и компенсационным  мерам"

1. Оказание финансового воздействия  правительством.

2. Прямой перевод денежных средств (в виде дотаций, займов, покупки  акций) или обязательства по переводу  таких средств (гарантии по займам) со стороны правительства.

3. Отказ правительства от взимания  причитающихся ему доходов (налоговые  льготы и кредиты).

4. Предоставление товаров или  услуг, государственные закупки.

5. Механизмы финансирования или  предписание правительства частному  лицу выполнять одну или несколько  функций из вышеуказанных

Пункт 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации

Предоставление средств на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг


 

 

Продолжение таблицы 2

Пункт 4 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи", утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н

Форма предоставления государственной помощи

Целевое финансирование

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденная Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

Средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения, средства, поступившие от других организаций и лиц, бюджетные средства и др.

Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами


 

МСФО (IAS) 20 определяет государственную помощь как действия правительства по предоставлению экономической выгоды определенной организации, отвечающей определенным критериям. [19]

Согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь предоставляется организациям в виде государственных субсидий. Стандарт дает следующее определение государственным субсидиям, – это помощь государства, оказываемая организации, в форме ресурсов в обмен на соблюдение определенных условий. Государственные субсидии также могут обозначаться такими словами, как дотации, субвенции или премии.

Как мы можем видеть, понятия являются аналоговыми. Подобно ПБУ 13/2000 согласно МСФО (IAS) 20 государственная помощь не включает косвенные выгоды, получаемые посредством действий, влияющих на общие условия коммерческой деятельности, например в результате создания инфраструктуры в районах освоения или наложения ограничений на деятельность конкурентов.

Также, как в МСФО (IAS) 20, так и в ПБУ 13/2000 бюджетные средства принято разделять на две категории:

    • средства на финансирование капитальных расходов (или субсидии, относящиеся к активам согласно МСФО 20). При предоставлении данных средств на организацию могут накладываться дополнительные условия, ограничивающие приобретение определенным видом актива, его местонахождением или сроком приобретения;
    • средства на финансирование текущих расходов (или субсидии, относящиеся к доходам согласно МСФО 20).

В случае предоставления организации государственной помощи в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), указанные ресурсы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, равной стоимости полученных или подлежащих получению активов.

В таблице 3 приведены условия принятия бюджетных средств к бухгалтерскому учету и порядок их оценки.

Таблица 3

Условия принятия бюджетных средств к учету и порядок их оценки

Понятие

Определение

Источник

Условия признания соответствующего объекта учета

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

ПБУ 13/2000, п.5


 

В таблице 4 представлены основные правила бухгалтерского учета государственной помощи, отраженные в данном нормативном акте.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Порядок учета операций по целевому финансированию

Операции

Содержание

Источник

Оценка объекта

Стоимость активов, полученных или подлежащих получению, определяется организацией исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно она устанавливает стоимость таких же или аналогичных активов.

ПБУ 13/2000, п.6

Получение БС на финансирование расходов предыдущих периодов

БС, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы.

ПБУ 13/2000, п.10

Получение бюджетных средств

2 варианта принятия к  учету:

1. по мере фактического  поступления:

средств увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.

2. как возникновение задолженности:

соответствующие суммы уменьшают задолженность.

Если организация фактически получила БС, но достаточная уверенность в том, что она выполнит условия предоставления этих средств, отсутствует, то в БУ отражаются возникновение ЦФ и поступление ДС, капитальных вложений и т.п.

Эти суммы учитываются как ЦФ до получения достаточных подтверждений того, что организация выполнит условия их предоставления.

ПБУ  13/2000, п.7, 12

Списание БС

со счета учета ЦФ как увеличение финансовых результатов организации.

Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет БС и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

Если выделение БС связано с выполнением определенных условий, то период, в течение которого производится списание суммы со счета учета ЦФ, должен определяться исходя из времени признания отдельных видов расходов.

ПБУ

13/2000, п.8, 9, абз.3


 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 4

Списание БС на финансирование капитальных расходов

- на протяжении срока полезного  использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации, или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления БС на приобретение внеоборотных активов, не подлежащих амортизации.

При этом ЦФ учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как внереализационные доходы

ПБУ 13/2000, п.9, абз.1

Списание БС на финансирование текущих расходов

- в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

При этом ЦФ признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к БУ материально - производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально - производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера.

ПБУ

13/2000, п.9, абз.2

Возврат бюджетных средств (БС)

признанных ранее в этом же году в качестве БС -  в БУ производятся исправительные записи.

полученных в качестве государственной помощи в предыдущие годы – в БУ производятся записи:

    • в части предоставленных БС на финансирование капитальных расходов - в уменьшение ЦФ и возникновение задолженности по их возврату;

в части БС на финансирование текущих расходов - в уменьшение ЦФ и возникновения задолженности по их возврату.

ПБУ

13/2000, п.13, 14


 

Налоговый кодекс РФ также регулирует понятие государственной помощи в части ее отнесения к доходам в виде имущества, полученным налогоплательщиком в качестве целевого финансирования. Согласно пп.14 п.1 ст.251 НК РФ такое имущество не подлежит налогообложению. [4]

Однако НК РФ также накладывает некоторые ограничения на налогоплательщиков. Так налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования. Если при получении средств целевого финансирования налогоплательщик не ведет раздельный учет, полученные средства подлежат налогообложению с даты их получения.

Правила учета государственно помощи также должны быть закреплены во внутреннем нормативном акте организации – Учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Регулирование аудита государственной помощи также предусмотрено соответствующими федеральными законами, правомочно ограничивающими права и свободы, связанные с экономической деятельностью. Система нормативного регулирования деятельности в сфере аудита, принятая в России, насчитывает пять уровней.

Первым уровнем выступает закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ [8], закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» [9], а также Указы Президента РФ и Кодексы РФ. ФЗ «Об аудиторской деятельности» дает понятие аудита, аудиторских услуг, определяет права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрывает требования по аттестации, лицензированию; определяет органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита. Также Закон устанавливает понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Вторым уровнем нормативного регулирования аудиторской деятельности выступают Постановления Правительства РФ, а также всевозможные правовым акты федерального органа по регулированию аудиторской деятельности. Примерами постановлений являются Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» [17], Приказ Минфина РФ от 27.10.99 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» [18] и проч.

Одним из основных нормативных актов второго уровня является Постановление N 696 «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности» от 23 сентября 2002 г.

Правила и стандарты аудиторской деятельности формируют третий уровень. Они разработаны для однозначного понимания норм аудита. В таблице 6 представлен обзор основных ФПСАД, которые могут применяться в качестве нормативной базы для проведения аудита оценочных обязательств.

Информация о работе Нормативное регулирование государственной помощи в коммерческой организации