Введение
До недавнего
времени услуги по предоставлению образовательных
кредитов находились на периферии российского
рынка розничных банковских услуг, однако
интерес к финансовым инструментам подобного
рода в последние годы значительно растет.
Программы кредитования учащихся являются
одним из важнейших элементов системы
финансирования российского высшего образования.
Они способствуют решению проблем доступности
качественного образования и направляют
в образовательные учреждения дополнительные
ресурсы.Создание в России эффективно
действующего института образовательного
кредитования является важной и актуальной
задачей. В системе образования есть значительные
внебюджетные ресурсы, в основном в теневой
экономике. Значительная часть населения
готова платить за качественное образование,
что подкрепляется абсолютным и относительным
увеличением вливания денег родителей
в образовательную систему.Поскольку образование рассматривается
как вложение средств в человеческий капитал,
идея о специальных сберегательных программах
для образовательных целей вполне естественна.
Образовательные кредиты могут быть интересным
и перспективным инструментом финансирования
образования. Будущий доход выпускников
является источником и базой этих кредитов.Введение
оплаты за обучение – очень важный вопрос.
Это не должно привести к уменьшению государственного
финансирования. В современной жизни возможность получения
бесплатного образования всё больше уменьшается,
а расширяется возможность получения платного.
К сожалению не все абитуриенты могут
воспользоваться платными условиями обучения.
Давно не секрет, что весь мир живёт в кредит.
В России же пока считают, что иметь долги
страшно и даже как – то неудобно. Но когда
речь идёт об учёбе, которая нам необходима,
выбирать не приходится. На сегодняшний
день рынок предлагает реальную возможность
получения образования за счёт кредита:
это может быть образовательный кредит.
На сегодняшний день очень актуальна проблема выбора
кредита на получение образования. Особенно
это касается будущих абитуриентов из
сельской местности, так как финансовый
доход семей здесь невелик, но зато велико
желание получить достойное образование.С 2000 года впервые
сберегательный банк России предложил
физическим лицам целевую программу кредитования
образования.
1 Образовательный кредит
как фактор обеспечения образовательных
услуг
1.1 Правовое регулирование кредитных операций
в России
Кредитование, то есть выдача кредитов
и ссуд под проценты, является основным
средством получения прибыли для кредитных
организаций. Будучи выгодной, данная
операция, в то же время, является достаточно
рискованной, так как существует определенный
риск невозвращения взятого кредита. Все
это учитывается при правовом регулировании
данной операции.Также следует учитывать,
что кредитование отражает сущность банка,
раскрывает механизм его деятельности.
Банковское кредитование также рассматривается
законодательством как главная функция
и один из квалифицирующих признаков банка,
и потому предполагает обязательное лицензирование.
Основным законодательным актом, содержащим
правовые нормы о банковском кредитовании,
является Гражданский кодекс РФ (ст.819-821,
а также статьи о договоре займа 807-819).
Также нормы, посвященные банковскому
кредитованию, содержатся в Законе о банках
и банковской деятельности и Законе о
Центральном банке РФ.Несмотря на наличие
соответствующих законодательных норм
и большого количества подзаконных нормативных
актов, посвященных вопросам банковского
кредитования, процесс реального кредитования
в каждом конкретном банке регулируется
в основном локальными правовыми актами,
к числу которых относятся, прежде всего,
правила кредитования данного банка, положение
о кредитном комитете, должностные инструкции
соответствующих работников коммерческого
банка. При выдаче кредита заключается
кредитный договор. В соответствии с ГК
РФ (п.1. ст.819) по кредитному договору банк
или иная кредитная организация обязуются
предоставить денежные средства заемщику
в размере и на условиях, предусмотренных
договором, а заемщик обязуется возвратить
полученную денежную сумму и уплатить
проценты на нее. Ст. 820 ГК РФ предусматривает
письменную форму кредитного договора,
отсутствие которой делает договор ничтожным.Договор
банковского кредита имеет некоторые
существенные отличия по сравнению с договором
займа. Так, договор кредита является консенсуальным,
то есть права и обязанности по нему возникают
с момента достижения соглашения, а не
с момента предоставления денег. Это повышает
степень планируемости и предсказуемости
предпринимательской деятельности, поскольку
предприниматель, подписав с банком соответствующий
договор, вправе требовать предоставления
надлежащих денежных средств.Тем не менее,
с. 821 ГК РФ дает банку право отказаться
от предоставления заемщику предусмотренного
кредита полностью или частично при наличии
оснований, свидетельствующих о том, что
предоставленная заемщику сумма не будет
возвращена в срок. Одним из таких оснований
может являться неплатежеспособность
заемщика, а также предоставление им недостоверной
информации.Важное значение имеет установление
правового механизма возврата кредитов.
Это связано с тем, что банк, выдавая кредит,
рискует не только своими средствами,
но и привлеченными средствами, то есть
средствами вкладчиков.Ст.33 Закона о банках
и банковской деятельности посвящена
способам обеспечения возврата кредитов.
В соответствии с данной статьей, кредиты,
предоставляемые банком, могут обеспечиваться
залогом недвижимого и движимого имущества,
в том числе государственных и иных ценных
бумаг, банковскими гарантиями и иными
способами, предусмотренными федеральными
законами или договором.При нарушении
заемщиком обязательств по договору банк
вправе досрочно взыскивать предоставленные
кредиты и начисленные по ним проценты,
если это предусмотрено договором, а также
обращать взыскание на заложенное имущество
в порядке, установленном федеральным
законом.В соответствии с Законом о Центральном
Банке РФ, Банк России в целях обеспечения
устойчивости кредитных организаций может
устанавливать им обязательные нормативы.Статья
821 ГК РФ предусматривает, что кредитор
вправе отказаться от предоставления
заемщику предусмотренного кредитным
договором кредита полностью или частично
при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих
о том, что предоставленная заемщику сумма
не будет возвращена в срок.В свою очередь,
заемщик имеет право отказаться от получения
кредита полностью или частично, уведомив
об этом кредитора до установленного законом
срока его предоставления, если иное не
предусмотрено законом, иными правовыми
актами или кредитным договором.В случае
нарушения заемщиком предусмотренной
кредитным договором обязанности целевого
использования кредита кредитор вправе
также отказаться от дальнейшего кредитования
заемщика по договору.Кредитный договор
является возмездным и взаимно обязывающим.В
соответствии со ст.34 ГК РФ, кредит должен
быть возвращен. Кредитная организация
может предпринять все предусмотренные
законодательством меры по возврату кредита.
В частности, она вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о возбуждении производства
по делу о несостоятельности (банкротстве)
в отношении должников, не возвращающих
кредит в установленные сроки и тем самым
не выполняющие взятые на себя обязательства.
1.2 Образовательный кредит,его
сущность и необходимость в современных
условиях
Традиционным источником финансирования
высшего образования в России на протяжении
многих лет являлись государственные
ассигнования. В современных экономических
условиях возникает вопрос о возможностях
и порядке привлечения наряду с государственными,
частных средств для финансирования высшего
образования.
Общепризнано, в том числе и
государственными чиновниками, что государство
оказывается неспособным содержать образовательную
систему, выделять вузам необходимые средства.
Кроме того, недостаток собственных средств
вузов обусловливает потребность в ускоренном
реформировании системы финансирования
высшего образования.Знание – это основной
ресурс роста в современном мире, финансирование
системы образования, в особенности высшего,
несомненно, приоритетный вопрос государственной
политики. В то же время реальные возможности
государства в этой области ограниченны.
Следовательно, необходимо привлечение
в сферу высшего образования внебюджетных
средств.Очевидным решением указанной
проблемы во всех развитых странах является
создание на национальном уровне системы
образовательного кредитования.Образовательный
кредит – не исключительно финансовый
инструмент, он во многом имеет и социальный
характер. Как отмечено выше, значение
образования для государства трудно переоценить,
и обеспечение гражданам возможности
получения качественного высшего образования
– одна из важнейших социальных функций
государства. Исходя из этого, определим
основные свойства образовательного кредита.
Во-первых, образовательный кредит – кредит
на оплату обучения в высшем учебном заведении.
Таким образом, он носит целевой характер,
денежные средства перечисляются непосредственно
в вуз и не выдаются заемщику на руки.Во-вторых,
считать образовательным кредитом можно
только такой кредит, обязательства выплат
по которому возникают непосредственно
у студента, поскольку он выдается самому
студенту, а не его родителям (российская
реальность такова, что подавляющее большинство
студентов в период обучения живут с родителями
и используют их финансовую поддержку,
тем не менее, именно тот фактор, что родители
не несут ответственности по выплатам,
может стать решающим припринятии решения
о получении кредита). Следовательно, если
кредит получает сам студент, т.е., как
правило, человек без собственного дохода
и имущества, к нему не могут быть применены
требования об обеспечении такого кредита.В-третьих,
при определении условий образовательного
кредита должно приниматься в расчет,
что в течение (всего или части) периода
обучения студент лишен стабильного дохода,
дающего ему возможность погашать кредит.
На практике это означает, что срок образовательного
кредита должен как минимум вдвое превышать
срок обучения, а также что предоставляется
льготный период, равный сроку обучения,
в течение которого отсутствуют требования
выплат.
И, наконец, в-четвертых, процентная
ставка по образовательному кредиту должна
быть настолько низкой, насколько это
возможно в существующей экономической
ситуации.
В существующих экономических
условиях предоставление описанных выше
«идеальных» образовательных кредитов
практически невозможно. Цена образовательных
кредитов, предлагаемых как коммерческими,
так и государственными банками, очень
высока; кроме того, неизменно требуется
залог имущества или гарантии поручителей,
а чаще всего и то, и другое. Это означает,
что получение банковского кредита ориентировано
на небольшой слой обеспеченных людей,
которые обладают достаточными с точки
зрения банка доходом и имуществом и могут
себе позволить привлечь заемные средства,
тогда как для людей необеспеченных такой
кредит будет недоступен вне зависимости
от размера процентной ставки. Препятствия
на пути развития образовательного кредитования
могут быть в значительной степени преодолены
при участии в этих отношениях государства.
Финансирование образования
в форме кредитов студентам имеет ряд
преимуществ по сравнению с другими формами
финансирования. Во всех остальных случаях
плата за обучение получающих высшее образование
осуществляется за счет всех налогоплательщиков,
большую часть которых составляют те,
кто такого образования не имеет. С этой
точки зрения предоставление образовательных
кредитов обеспечивает большую справедливость,
так как в этом случае за обучение расплачивается
в будущем исключительно из собственных
доходов именно тот, кто выигрывает от
образования, по сравнению с тем, кто образования
не получил. Эта форма финансирования
не дискриминирует лиц из семей с низкими
доходами. Она дает им возможность получить
образование и впоследствии возвратить
полученный кредит из своих (более высоких)
доходов.Широкое использование образовательных
кредитов сокращает расходы государства
на образование, снижает нагрузку на бюджет.
1.3Образовательное кредитование
в России и в мире,сравнительная
характеристика
Доля кредитов зарубежных стран
в общей поддержке студентов государством
существенно отличается в различных странах
(Рис.1.)
Рис.1.
В большинстве западноевропейских
стран распространены государственные
системы образовательного кредитования.
Редкое исключение – Финляндия, где займы
предоставляются банками, договором с которыми
определяются процентная ставка, выплаты
и другие условия. Государство гарантирует
возврат полученных кредитов и берет на
себя выплату процентов в случае отсутствия
работы, прохождения военной службы или
отпуска по уходу за ребенком (как для
матери, так и для отца). Это делает студенческие
займы, за некоторыми исключениями, доступными
всем получателям грантов на учебу. Все
образовательные кредиты являются низкопроцентными. В
странах Восточной Азии выдаются как государственные
кредиты (Австралия), так и коммерческие
(Китай) или их сочетание: часть кредита
студент может получить за счет бюджетных
средств, если этой суммы недостаточно,
то остальное – уже как коммерческий кредит,
предоставляемый банками.В большинстве
Восточной Европы и СНГ введены системы
государственного кредитования. Исключение
составляет Узбекистан, где, однако, ряд
положений регламентируется Центральным
банком. Так, коммерческим банкам рекомендовано:
-предоставлять кредиты с льготным
периодом погашения основной суммы кредита
после окончания учебного заведения;
-устанавливать процентную
ставку по образовательным кредитам в
размерах, не превышающих действующую
ставку рефинансирования Центрального
банка.
Кроме того, существует система
льготных кредитов:
-беспроцентных образовательных
кредитов для круглых сирот, воспитанников
домов-интернатов и инвалидов с детства
I и II групп;
-для студентов из малообеспеченных
семей с уплатой 50 процентов от начисленной
суммы процентных платежей за кредит из
средств Государственного фонда содействия
занятости в установленном порядке.
Рынок образовательных
кредитов в России занимает менее 1% от
общего объема розничного кредитования
и остается крайне неразвитым, констатируют
эксперты. Потребителей отпугивает их
высокая стоимость, которая может достигать
19% годовых, и сложная процедура оформления.
Образовательных кредитов в классическом
понимании у нас практически нет. Банки
предлагают, по сути, потребительские
займы, которые не дают студентам никаких
дополнительных преференций, привлекая
лишь названием. Об этом пишет газета "Московские
новости".
В России первым законодательным
документом федерального уровня, предусматривающим
образовательное кредитование, был Закон
Российской Федерации "Об образовании".
Сегодня в России ведутся разработки по
апробации и внедрению различных схем
образовательного кредитования. Их активное
использование наталкивается на барьеры
нормативно-правового характера, экономически
невыгодные условия кредитования для
заемщика, трудности трудоустройства
выпускников.
Анализ юридической базы и данных
некоторых вузов страны показал, что существует
ряд проблем, связанных с необходимостью
упорядочения правовых и организационных
аспектов получения гражданами России
образования на условиях полной или частичной
компенсации затрат на обучение. Прежде
всего, это связано с отсутствием в Законе
Российской Федерации "Об образовании"
единых финансово-экономических подходов
к определению стоимости обучения и единого
регистра тарифов стоимости обучения
по различным специальностям и возможности
централизованного и заблаговременного
информирования абитуриентов и их родителей
об условиях получения профессионального
образования на условиях кредитования..
Интерес законодательства к
образовательным кредитам объясняется
довольно просто. Во-первых, государство
является гарантом соблюдения прав, предоставленных
статьей 43 Конституции РФ, а во-вторых,
часть 5 названной статьи прямо определяет
ту роль, которую играет Российская Федерация
в системе образования.
Кроме того, в статье 28 Закона
РФ "Об образовании" установлена
норма, согласно которой в области образования
ведению Российской Федерации в лице ее
федеральных органов государственной
власти и органов управления образованием
подлежит, в частности, "установление
порядка предоставления гражданам и погашения
ими государственного образовательного
кредита". До настоящего времени такой
порядок по большому счету не установлен,
хотя вопрос актуален, если принять во
внимание крайне низкие доходы большинства
населения.
Между тем вопросы образования
становятся животрепещущими для многих
семей. Даже если мы сами не намерены далее
повышать свой образовательный уровень
в рамках государственной системы образования,
то у нас есть дети, а у кого-то и внуки,
в жизни которых мы принимаем самое деятельное
участие. Поэтому проблемы, с которыми
они сталкиваются, вызывают у нас неподдельный
интерес. Все это и объясняет, почему в
Госдуме рассматривается проект Закона
"Об образовательных кредитах".
Роль государства исключительно
важна в формировании законодательной
базы предоставления кредитов на образование,
учитывающей интересы всех сторон. Именно
государство должно обеспечить создание
слаженной системы кредитования, которая
давала бы возможность личностного роста
для самых широких слоев населения, стремящихся
повысить свой образовательный уровень,
вне зависимости от их текущего финансового
положения. К тому же в развитых зарубежных
странах, имеющих значительный опыт образовательного
кредитования, государство обычно обеспечивает
выдаваемые банками кредиты, принимая
часть рисков на себя.
Система образовательного кредитования
широко распространена в большинстве
развитых стран. В этой системе принимают
активное участие и государство, и частный
сектор. Как ни прискорбно, но Россия в
этом отношении отстает не только от передовых
зарубежных стран, но и даже от стран ближнего
зарубежья.
В каждом государстве такая
система имеет специфические особенности.
Дело в том, что каждая страна выбирает
для себя, как правило, одну из двух основных
моделей. Например, во Франции и Германии
предпочтение отдается прямому финансированию
бюджетных мест в высших учебных заведениях.
Скажем, в Германии доля бюджетных мест
превышает 90%, во Франции количество бюджетных
мест составляет 80%.
1.4Риск при кредитовании образовательных
услуг
Система образовательных кредитов
сегодня развита слабее, чем автокредитование
и даже ипотека. Для банков это рискованное
занятие, так как основная масса студентов
не имеет постоянной работы и соответственно
средств для погашения кредита. В Санкт-Петербурге
кредит на образование можно получить
всего в четырех банках. Это Северо-Западный
банк Сбербанка, «Сосьете Женераль Восток»,
Балтийский банк и «Союз». Процентные
ставки по рублевым кредитам – от 19 % годовых,
по кредитам в валюте – 10-12 % годовых.Сбербанк
работает только с рублями, как и Балтийский
банк. «Сосьете Женераль Восток» - и с рублями,
и с валютой.Получить в Сбербанке кредит
на оплату обучения можно начиная с 14 лет,
но пока юноше или девушке не исполнится
18 лет, потребуются созаемщики. Ими не
обязательно должны быть родители, а любое
лицо, которое пожелает помочь учащемуся
получить образование. Максимальная сумма
кредита не превышает 90 % от стоимости
обучения в вузе, то есть не менее 10 % стоимости
студент должен оплатить сам. Чтобы обеспечить
возврат кредита, банк требует поручительства
граждан, имеющих постоянный источник
дохода. А по кредитам свыше 750 тысячи рублей
дополнительно требуется залог любого
ликвидного имущества (квартира, дом, машина).
Выдача кредита производится в безналичном
порядке: банк перечисляет сумму кредита
(или его часть) на вклад «до востребования»,
с которого по поручению заемщика затем
отправит средства на счет вуза.По условиям
Сбербанка России образовательный кредит
можно взять на любую форму обучения: дневную,
вечернюю, заочную. Но наибольшим спросом
пользуется дневная форма обучения. В
2005 году Северо-Западный банк Сбербанка
РФ выдал 61 кредит на сумму 1 326, 66 тысяч
рублей (для сравнения – в 2004 году было
выдано всего 2 кредита на сумму 74,3 тысячи
рублей). С участием кредитных средств
Северо-Западного банка Сбербанка России
проходят обучение студенты почти 20 вузов
Санкт-Петербурга: СПбГУ, ИНЖЭКОНа, Военмеха,
СПбГПУ, медицинского университета имени
И.П. Павлова, аграрного университета,
педуниверситета имени Герцена и других
вузов.Образовательный кредит является
одним из основных видов потребительских
кредитов, позволяющий получить необходимые
средства на оплату образовательных услуг.Потребительские
кредиты обеспечивают увеличение платежеспособного
спроса населения, что стимулирует увеличение,
например, оказания образовательных услуг
в России.Для банков потребительские кредиты
- не только источник получения прибыли,
но это еще и способ привлечения новых
клиентов, оказания дополнительных услуг
(включая образовательные) для частных
лиц. Поэтому и банки, и государство заинтересованы
в массовом развитии потребительского,
в том числе образовательного кредитования.Потребительское
кредитование существенно расширяет ассортимент
предоставляемых банками кредитов, более
гибкими становятся условия кредитования.
Например, для увеличения заинтересованности
студентов и их родителей в получении
образовательного кредита, банки снижали
процентные ставки по сравнению с другими
видами потребительского кредита.В то
же время следует иметь в виду, что стремительное
развитие потребительского кредитования
содержит в себе определенные риски для
банков. Это прежде всего недостаточность
достоверной информации о заемщиках, несовершенство
методик оценки их кредитоспособности.С
другой стороны, физические лица (заемщики)
недостаточно владеют методами расчета
реальных затрат по обслуживанию кредита,
имеют неполную информацию об условиях
предоставления кредита разными банками,
о своих правах и ответственности за выполнение
взятых обязательств по кредитному договору,
возможной реальной помощи государства
им и банкам в случаях возникновения непредвиденных
(форс-мажорных) обстоятельств в течение
всего срока действия договора.Риски банков
и заемщиков естественно связаны с отсутствием
пока в России четкого законодательного
регулирования потребительских кредитов.
Причем законопроект «О потребительском
кредите» только разрабатывается. Важно
то, чтобы законодательно были определены
обязанности и ответственность банков
по образовательному кредитованию.Еще
не отработан в полном объеме пакет подзаконных
нормативных правовых актов. А ведь именно
в них должны быть четко определены конкретные
гарантии государства по образовательному
и другим видам потребительского кредита
в форс-мажорных обстоятельствах (за счет
средств федерального бюджета), утвержден
конкретных механизм реализации положений
федеральных законов.Образовательные
кредиты относятся к группе целевых потребительских
кредитов. Число людей, изъявляющих желание
платить за получение профессионального
образования, постепенно увеличивается.
Это обусловлено прежде всего тем, что
наметилась тенденция роста стоимости
образования. А это является серьезным
препятствием для тех, кто желает получить
профессиональное образование, но не имеет
возможности оплатить его. Поэтому и появился
на российском рынке новый банковский
продукт - образовательный кредит.
2 Учет и документальное
оформление образовательного кредита
2.1Документальное оформление
кредита на образовательные услуги
Процесс оформления
образовательного кредита проходит в
несколько этапов:
1. Сбор и подача
документов. Каждый банк предъявляет
собственные требования к документам.
Поэтому рекомендуем заранее узнать этот
перечень у представителя банка либо посмотреть
информацию в карточке банка на Сравни.ру.
В большинстве случаев заемщику понадобятся:
- заявление-анкета банка;
- паспорт заемщика (при необходимости
паспорта созаемщиков или поручителей);
- справка 2-НДФЛ.
Если речь идет о кредите с государственным
субсидированием, то справка о доходах
не потребуется, но позже понадобится
справка об успеваемости заемщика (если
она будет неудовлетворительной, то банк
может потребовать расторгнуть кредитный
договор). В случае, когда заемщику от 14
до 18 лет потребуется нотариально заверенное
разрешение родителей (или их законных
представителей) на получение кредита.
Нельзя забывать, что при обращении за
кредитом, заемщик должен иметь регистрацию
(или как говорят в народе, «прописку»)
в регионе расположения банка.Собранный
пакет документов передается сотруднику
банка для проведения проверки и принятия
решения о выдаче образовательного кредита
или отказе в этой услуги.
2. Банковская проверка. Она может длиться от нескольких часов
до нескольких дней. Зачастую сочетает
в себе проверку скоринговой
системой и анализ документов кредитным экспертом.
3. Выдача кредита. Обычно банк не дает деньги на руки заемщику,
а перечисляет плату за обучение напрямую
на счет учебного заведения. При этом проценты
по кредиту начисляются не на всю его сумму,
а на ту ее часть, которая уже перечислена
(если речь идет о высшем образовании,
то перечисление кредита идет траншами
– раз в семестр).
Реже происходит выдача кредита наличными.
В таком случае заемщику нужно будет отчитаться
перед банком, что деньги он потратил именно
на образовательный процесс, а не на что-то
еще (это может быть квитанция об оплате
или чек учебного заведения).
4. Выполнение обязательств по договору. После
получения кредита его нужно возвращать
в указанные сроки. Это может быть период
обучения либо более увеличенный срок.
При получении высшего образования заемщик
должен предоставлять в банк справку о
сдаче сессии или переходе на очередной
курс, а после окончания вуза – копию диплома.
2.2 Учет кредитных операций в
коммерческом банке
Учет полученных и предоставленных кредитов
в рублях.
1. На корреспондентский счёт зачислены
суммы денежных средств, полученных по
кредитному договору с Центральным банком
России:
Д-т 30102 К-т 31201-06
2. На корреспондентский счёт банка зачислены
суммы денежных средств, полученных по
кредитному договору с другим коммерческим
банком:
Д-т 30102 К-т 31302-09,
3. С корреспондентского счёта банка списаны
суммы денежных средств, перечисленные
другим коммерческим банкам по кредитным
договорам:
Д-т 32002-09 К-т 30102
4. На расчётный счёт клиента (юридическое
лицо) банка зачислена сумма предоставленного
кредита:
Д-т 45203-08 К-т 40702
5. С корреспондентского счёта банка списаны
суммы денежных средств, предоставленных
не клиентам банка (юридические лица):
Д-т 45203-08 К-т 30102
6. Физическому лицу (предприниматель с
образованием юридического лица) предоставлен
кредит:
Д-т 45403-08 К-т 30102, 40802
7. Учтена сумма просроченной задолженности
по полученному межбанковскому кредиту:
Д-т 31302-09 К-т 31702
8. Учтена сумма просроченной задолженности
по предоставленному межбанковскому кредиту:
Д-т 32401, 32402 К-т 32002-09
9. Учтена сумма просроченной задолженности
по кредиту, предоставленному юридическому
лицу:
Д-т 45812 К-т 45203-08
10. Учтена сумма просроченной задолженности
по кредиту, предоставленному физическому
лицу:
Д-т 45814 К-т 45403-08
11. Учтено списание (уменьшение) сумм
текущей задолженности заёмщика по основному
долгу при поступлении денежных средств
для его погашения:
Д-т 30102, 30109 К-т 32002-09
12. Учтено списание (уменьшение) сумм просроченной
задолженности заёмщика по основному
долгу при поступлении денежных средств
для его погашения:
Д-т 30102, 30109 К-т 32401,
13. Погашение должником (в течение 5 лет)
ранее списанной с баланса банка задолженности
по кредиту:
Д-т 30102, 30109 К-т 70107
Внебалансовый учёт открытой кредитной
линии:
1. Учтены суммы открытой кредитной линии:
Д-т 91301 К-т 99999
2. Учтены суммы кредита, выданного в счёт
открытой кредитной линии
Д-т 99999 К-т 91302
3. Учтены суммы неиспользованной кредитной
линии после прекращения выдачи кредита
в счёт ранее заключённого кредитного
договора:
Д-т 99999 К-т 91302
4. Списание суммы ранее открытой кредитной
линии после погашения кредита и окончания кредитного договора:
Д-т 99999 К-т 91301
5. Учтена сумма полученного залога по
выданному кредиту:
Д-т 91307 К-т 99999