Правовая основа деятельности субъектов безопасности хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:04, доклад

Краткое описание

Безопасность в любой сфере жизнедеятельности является объектом правового регулирования и правовой защиты. Безопасность регламентируется множеством законов, кодексов, постановлений и иных нормативных правовых актов, в том числе и международных. Все они базируются на Конституции России и корректируются в соответствии с действующей в настоящее время Стратегией национальной безопасности до 2020 года.
Правовое обеспечение безопасности в Российской Федерации складывается из конституционного обеспечения безопасности, федеральных законов и региональных постановлений и распоряжений, ведомственных инструкций и распоряжений.

Вложенные файлы: 1 файл

bulatova_doklad_18_09.docx

— 35.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Финансово-экономический  факультет

Кафедра финансов

 

ДОКЛАД

Правовая основа деятельности субъектов безопасности хозяйствующего субъекта

по дисциплине «Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта»

 

 

 

Руководитель работы

_____________ Булатова Ю.И.

«___»_____________20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

 

Безопасность в любой  сфере жизнедеятельности является объектом правового регулирования  и правовой защиты. Безопасность регламентируется множеством законов, кодексов, постановлений  и иных нормативных правовых актов, в том числе и международных. Все они базируются на Конституции  России и корректируются в соответствии с действующей в настоящее  время Стратегией национальной безопасности до 2020 года.

Правовое обеспечение  безопасности в Российской Федерации складывается из конституционного обеспечения безопасности, федеральных законов и региональных постановлений и распоряжений, ведомственных инструкций и распоряжений. 

Конституция РФ, являясь документом, имеющим высшую юридическую силу на территории РФ, регулируют все сферы жизнедеятельности, в том числе и ЭБХС.

Так К РФ гарантирует поддержку и защиту государством экономических и, связанных с ними иных прав и законных интересов граждан и организаций (статьи 8, 24, 33-36, 46, 47 п. 1, 48 п. 1, 51, 53-55, 74, 75, 76 п. 5 и 6, 114 ч.1 п./п. «е», 120), а также обеспечивает признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того ст. 8 Конституции РФ определяет «защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности». 

Второй уровень источников, регламентирующих основы безопасности ХС, представлен федеральными законами.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ вступивший в силу с 01.01.1997 года содержит значительное число норм, выполняющих функции уголовно-правового обеспечения экономической безопасности предприятий от преступлений в сфере экономической деятельности. Охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (нарушение тайны  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, незаконный оборот специальных технических  средств, предназначенных для негласного получения информации, нарушение  правил охраны труда, нарушение авторских  и смежных прав, нарушение изобретательских и патентных прав).

Глава 21. Преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, умышленные уничтожение или повреждение  имущества).

Глава 22. Преступления в сфере  экономической деятельности (воспрепятствование законной предпринимательской или  иной деятельности, незаконное предпринимательство, недопущение, ограничение или устранение конкуренции, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного  знака, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей, коммерческий подкуп).

К преступлениям против собственности, совершение которых представляет наибольшую угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, относятся, прежде всего, хищения (кража  – тайное изъятие имущества, мошенничество  – завладение имуществом путем обмана или злоупотребления доверием, присвоение или растрата, грабеж – открытое завладение имуществом, разбой – насильственное изъятие имущества), а также вымогательство и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления  доверием. Все эти преступления, во-первых, носят корыстный характер, а, во-вторых, совершаются умышленно.

Большая часть преступлений, посягающих на экономическую безопасность предприятия в части, касающейся защищенности хозяйственной деятельности, в новом УК РФ криминализована  впервые (ст. 169, 173, 176, 177, 182; ч.1 ст.183, 185, 195-197 УК РФ). За остальные виды преступлений, входящих в эту группу, законодатель счел возможным установить более  суровые (строже) наказания (ст.178, 180 УК РФ). Изучение соответствующей группы норм показывает, что в отдельных  случаях законодатель допустил явную, недооценку общественной опасности  организованных форм преступных посягательств  на экономическую безопасность предприятия. Например, санкция ч.2 ст. 178 УК РФ (монополистические  действия и ограничение конкуренции  в форме устранения с рынка  хозяйствующих субъектов, совершенные  организованной группой) не позволяет  отнести данное преступление к тяжким. Соответственно в борьбе с данным видом посягательства на безопасность предприятия не могут быть использованы нормы об ответственности за организацию  или участие в преступном сообществе (ст.210 УК РФ).

В большинстве случаев к ним  относятся:

  • воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст. 169 УК РФ);
  • лжепредпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам и организациям (ст. 176 УК РФ);
  • незаконное получение кредита (ст.176 УК РФ);
  • незаконное использование товарного знака (ст. 180 УК РФ);
  • незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, причинившее крупный ущерб (ч.2 ст.183 УК РФ);
  • злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК РФ);
  • неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ);
  • преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ);
  • фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ).

Нарушения по перечисленным  статьям наказываются штрафом, принудительными  работами на конкретный срок, либо лишением свободы.

Одна из задач законодательства об административных правонарушениях – защита законных экономических интересов физических и юридических лиц от административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ). Данная защита обеспечивается применением правовых институтов административной ответственности и наказанная. Нормы – гаранты КоАП РФ детализируются в отдельных административных законах. Например, в Федеральных законах «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ (в ред. от 31.12.2005);  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ и др.

Административная ответственность  за правонарушения в области предпринимательской  деятельности предусмотрена главой 14 кодекса об административных правонарушениях. 

 

Согласно 2 статье ГК гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием.

Согласно гражданскому кодексу  граждане вправе заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами (ст. 23). Недопускается лишение права заниматься предпринимательской деятельностью

Гражданско-правовые отношения  между субъектами по обеспечению  безопасности бизнеса регулируются, прежде всего, нормами Гражданского кодекса РФ (Ст. 393-406 ГК РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации, Часть вторая Статья 857. Банковская тайна

- Банк гарантирует тайну  банковского счета и банковского  вклада, операций по счету и  сведений о клиенте.

- В случае разглашения  банком сведений, составляющих банковскую  тайну, клиент, права которого  нарушены, вправе потребовать от  банка возмещения причиненных  убытков.

В гражданском законодательстве имеются  различные формы ответственности: ответственность может наступать:

-  в форме возмещения убытков  (ст. 15 Гражданского кодекса);

- уплаты неустойки (ст. 330 Гражданского кодекса);

- потери задатка (ст. 381 Гражданского кодекса).

 Среди этих форм гражданско-правовой  ответственности особое место  занимает возмещение убытков. Поскольку возмещение убытков можно применять во всех случаях нарушения гражданских прав, за некоторыми исключениями, предусмотренными законом или договором, эту форму гражданско-правовой ответственности называют общей мерой гражданско-правовой ответственности. Другие же формы гражданско-правовой ответственности именуются специальными мерами гражданско-правовой ответственности, так как они применяются лишь в случаях, специально предусмотренных законом или договором для соответствующего вида гражданского правонарушения.

Законодатель четко устанавливает  порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей. (Приказ МНС России от 03.03.2003 г. № БГ-3-28/96 «Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов»)

За разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена административная и уголовная ответственность. Административным штрафом в размере от 4000 до 5000 рублей наказывается сообщение подобной информации лицом, получившим к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (ст. 13.14 КоАП РФ). Более суровые меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом для лиц, незаконно разгласивших или использовавших сведения, составляющие налоговую тайну, без согласия их владельца. Такая информация должна быть доверена этим лицам или стать известной по службе или работе. За подобные нарушения сотруднику налогового органа грозит штраф в размере от 10000 до 20000 рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Если же такие действия причинили крупный ущерб или были совершены из корыстной заинтересованности, штраф составит от 20000 до 50000 рублей. Также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 183 УК РФ). Ну а если разглашение налоговой тайны повлекло за собой тяжкие последствия, то сотруднику налогового органа грозит лишение свободы на срок до десяти лет (ч. 4 ст. 183 УК РФ). 

Ст. 7 Закона «О безопасности» говорит о том, что «При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством».

Закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» обязывает кредитную организацию и Банк России гарантировать «тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону» (ст. 26).

Федеральный закон от 10 января 2002 № 1-ФЗ «Об электронной  цифровой подписи» преследует цель обеспечения правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Федеральный закон от 29 июля 2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации и других участников регулируемых отношений. В законе прописаны вопросы предоставления информации, составляющей коммерческую тайну, сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, порядок установления режима коммерческой тайны при выполнении государственного контракта для государственных нужд. Кроме того, регламентируются вопросы охраны конфиденциальности информации, прописаны вопросы ответственности за нарушение закона. В частности данный закон закрепляет, что право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации. Обладатель информации это лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании и ограничило доступ к этой информации.

 Нормы Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержат требования о недопущении недобросовестной конкуренции среди хозяйствующих субъектов; о недопустимости распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Запрещается: вводить в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; проводить некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами.  Запрещены продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг. Указанным законом наложен прямой запрет на незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, приводит к негативным последствиям для лица незаконно получившего охраняемую информацию и лица, которому она принадлежит на праве собственности.

Информация о работе Правовая основа деятельности субъектов безопасности хозяйствующего субъекта