Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:13, курсовая работа
Цель работы провести анализ развитие электронного банкинга в Росси в наше время. Достижение поставленной цели подчинены следующие задачи:
• дать определение какова услуга Интернет-банкинга, создание Интернет-банкинга за рубежом, Российский Интернет-банкинг;
• провести критический анализ тенденции Интернет-банкинга, исследование рынка Интернет-банкинга в России, система «Телебанк» Банк «ВТБ 24»;
Введение
1.Теоретические аспекты Интернет-Банкинга
1.1. Услуга Интернет-банкинг.
1.2. Создание Интернет-банкинга за рубежом.
1.3. Российский Интернет-банкинг.
2.Инновационные явления в банковской системе РФ.
2.1. Тенденции Интернет-банкинга.
2.2. Исследование рынка интернет-банкинга в России.
2.3. Система «Телебанк» Банка «ВТБ 24».
3. Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы.
3.1. Риски Интернет-банкинга: меры безопасности.
3.2. Перспективы развития Интернет-банкинга.
Заключение
Список литературы
Курсовая работа на тему
«Развитие электронного банкинга в России»
С.
Введение
1.Теоретические аспекты Интернет-Банкинга
2.Инновационные явления в банковской системе РФ.
3. Интернет-Банкинг: проблемы и перспективы.
3.1. Риски Интернет-банкинга: меры безопасности.
3.2. Перспективы развития
Интернет-банкинга.
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой
работы объясняется тем, что
развитие электронного
Большинство юридических лиц, проводящие значительные объемы платежей, уже давно перешло на такие «старинные» дистанционные формы обслуживания как системы «Банк-Клиент», а с физическими лицами ситуация пока совершенно иная.
Цель работы провести анализ развитие электронного банкинга в Росси в наше время. Достижение поставленной цели подчинены следующие задачи:
Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введение, трех глав, заключение, списка литературы. В первой главе «Теоретические аспекты Интернет – банкинга» как происходит услуга Интернет-банкинга, создание Интернет-банкинга за рубежом, российский интернет –банкинг.
Во второй главе «Инновационные явления в банковской системе РФ» рассматриваются тенденции интернет- банкинга, исследование рынка интернет-банкинга в России, система «Телебанк» банк «ВТБ 24», а также проблемы и перспективы интернет- банкинга.
При написание курсовой работы использовалась учебная литература, монографии, а также периодические источники.
Глава 1. Теоретические аспекты Интернет-Банкинга
1. 1. Услуга Интернет-банкинг
Услуга E-banking – в русском языке
обычно используется термин «Интернет-банкинг».
Чаще всего, принято отождествлять
понятие услуги Интернет-банкинг
с предоставлением клиенту
1. осуществлять все коммунальные платежи (электроэнергия, газ, телефон, квартплата, теплоснабжение);
2. оплачивать счета за связь (IP телефония, сотовая и пейджинговая связь, Интернет) и другие услуги (спутниковое телевидение, обучение, пр.);
3. производить денежные переводы, в том числе в иностранной валюте, на любой счет в любом банке;
4. переводить средства в оплату счетов за товары, в том числе купленные через Интернет-магазины;
5. покупать и продавать иностранную валюту;
6. пополнять / снимать денежные средства со счета пластиковой карты;
7. открывать различные виды счетов (срочный, сберегательный, пенсионный) и переводить на них денежные средства;
8. получать выписки о состоянии счета за определенный период в различных форматах;
9. получать информацию о поступивших платежах в режиме реального времени;
10. получать информацию об осуществленных платежах и при необходимости отказываться от неоплаченного платежа;
11. другие дополнительные услуги: подписку на журналы и газеты, брокерское обслуживание.
Использование систем Интернет-банкинга дает ряд преимуществ: во-первых, существенно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, во-вторых, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения (например, закрыв вклады в банке, купив или продав валюту, и т.п.).
Системы Интернет-банкинга незаменимы и для отслеживания операций с пластиковыми картами – любое списание средств с карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за своими операциями.
Возможность работать со счетами пластиковых
карт позволяет пользоваться услугами
Интернет-магазинов как в
1.2. Создание Интернет-банкинга за рубежом
Первые проекты, связанные с
управлением банковскими
В США почти все крупнейшие банки оказывают услугу Интернет-банкинга, на Интернет приходится три, а в Европе – четыре процента от общего объема всех банковских операций. Наиболее популярен Интернет-банкинг на севере Европы, например, в Швеции к таким онлайновым услугам по состоянию на 2007 год прибегают 63,7% Интернет-пользователей.
В целом, довольно высок и уровень «интернетизации» банков из стран Латинской Америки. Кроме обычных банков, предоставляющих услугу Интернет-банкинга, на Западе работают виртуальные банки и онлайновые ссудные компании – организации, у которых нет ни одного физического отделения для работы с клиентами: все банковские операции совершаются через Интернет. Единственное исключение – это связь клиента и банковского персонала с помощью телефона в экстренных случаях. Стоимость привлечения и удержания клиентов для виртуальных банков достаточно высока. Задачей банков является переведение пользователей со стадии получения информации на стадию совершения электронных транзакций.
Наиболее развит Интернет-банкинг на территории стран Европы, где лидерами по популярности этого вида услуг являются Нидерланды, Германия и Дания.
Второе же место удерживает Америка, а замыкает список стран с достаточно развитым этим видом услуг Россия. Интернет-банкинг при этом, как вид услуг, невзирая на определенные сложности, довольно быстро развивается – ведь в условиях серьезной конкуренции со стороны «настоящих» банков, интернет-банки вынуждены предлагать значительно более высокий процент – до 4% годовых, в то время как традиционные банки редко дают больше 0,5–0,6%.
Наиболее же популярен этот вид услуг у клиентов в возрасте от 18 до 29 лет.
На Западе количество банковских операций, осуществляющихся через сеть, уже превысило 30% от общего объема операций, проводимых клиентами кредитных учреждений. Количество клиентов Интернет – банкинга в Европе и США уже превысило 120 млн. человек. При этом в одной только Европе оборот ИБ составляет сегодня 5 млрд. евро. По данным компании Gomez Advisors (специализирующейся на исследовании деятельности банков, финансовых организаций и брокерских фирм), 62% опрошенных банков предоставляют по Интернету информацию о совершении транзакций в реальном времени.
Общий объем операций, осуществляемых вне банковских отделений (т.е. через банкоматы, телефоны и компьютеры), в США растет ежегодно на 15% и сейчас составляет около 75%. 80% банков предлагают услуги домашнего банкинга – от электронной оплаты счетов до управления инвестиционными портфелями. В настоящее время в Западной Европе (Германии, Испании, Франции, Нидерландах) электронных банков в 2 раза больше, чем в США У потребителей наивысшим рейтингом за качество предоставляемых онлайновых услуг пользуются следующие банки: Security First Network Bank; Wells Fargo Bank; Citibank; Salem Five Cents Saving Bank; Bank of America.
Наиболее активно банковские интернет-услуги развиты в северных странах – Финляндии, Норвегии, Швеции, где их оказывают приблизительно у 95% банков и пользуются 70% клиентов. Согласно данным Шведской ассоциации банков, в этой стране услугами интернет – банкинга пользуются почти 40% населения, что делает Швецию одним из мировых лидеров в развитии систем интернет-банкинга. Достаточно высокая для Европы степень интернетизации населения привела к тому, что шведские банки одними из первых стали предлагать свои услуги через Интернет. На сегодняшний день безусловным лидером интернет банкинга в Швеции признан Skandia Banken, являющийся подразделением страховой группы Skandia.
Из-за опасений, связанных с безопасностью транзакций и традиционно высокой доли расчетов с использованием бумажных чеков, США несколько отстают от Европы. Тем не менее, удаленные сервисы используют уже около 50% американцев, имеющих расчетные счета и депозиты.
1.3. Российский интернет-банкинг
В настоящее время услуги через Интернет предоставляют более 50 российских банков.
По приблизительным оценкам, в России в настоящее время общее число пользователей интернет – банкинг, а составляет 1,2–1,5 млн. человек, из них 90% – физические лица. По итогам прошлого года число пользователей услуги выросло более чем в два раза. Эксперты утверждают, что в ближайшие годы темпы роста составят не менее 100% в год. Если и говорить о замедлении динамики то не раньше 2011 года, когда рынок будет перенасыщен подобными предложениями. Первым в России начал использовать Интернет-банкинг Автобанк в мае 1998 г. Тогда рынок частных вкладов имел серьезный потенциал. Затем наступил финансовый кризис. Вначале 2000 г. только два российских банка – «Автобанк» и «Гута Банк» (ныне ВТБ 24) предлагали полнофункциональный банковский сервис через Интернет своим частным клиентам, да несколько банков экспериментировали с интернет-версиями систем «клиент-банк» для корпоративных клиентов. Полноценный рынок банковских интернет-услуг начал формироваться в России в 2000 году, когда не единицы, а десятки банков стали развивать интерактивное банковское обслуживание через Интернет.Банки, которые делают ставку на развитие Интернет-банкинга (ИБ), задумываются о введении различных «фишек». Так, в электронном офисе Ситибанка можно поменять пин-код карты. В «Авангарде» через ИБ клиенту предоставляется возможность подать заявление на увеличение лимита по кредитке, а затем узнать о принятом решении. В электронной системе Промсвязьбанка есть готовые шаблоны с реквизитами для оплаты штрафов ГИБДД. Урса-банк в текущем году планирует ввести функцию оплаты авиа – и железнодорожных билетов в режиме онлайн.
Однако в целом что-то радикально
новое в функционале ИБ придумать
сложно, даже опираясь на лучший западный
опыт. Большинство востребованных клиентами
функций, которые предлагают электронные
офисы зарубежных банков, уже доступны
и в российских фин.учреждениях.Впрочем,
российские кредитные организации еще
не предоставляют полноценных услуг по
страхованию депозитов и онлайн-выдаче
кредитов, которые распространены, например
в США. Кроме того, в отечественных банках
слабо развита услуга по приобретению
паев ПИФов. Между тем интерес к этому
инструменту инвестиций растет, поэтому
сервис пользовался бы спросом, несмотря
на то, что пайщики – узкий клиентский
сегмент. В данном случае нужно, чтобы
потребитель пользовался ИБ данной кредитной
организации и заинтересовался ее ПИФами.
Сегодня подобную услугу предлагают ВТБ24,
Альфа-банк, БМ. Для клиентов подключение
к ИБ, как правило, бесплатно. За обслуживание
может взиматься абонентская плата (обычно
от 300 до 1 тыс. рублей в год). Номос-банк,
скажем, берет за пользование ИБ 50 рублей
в месяц (600 рублей в год). В банке «Союз»
сервис обходится дешевле – 33 рубля в
месяц (клиент должен сразу заплатить
за 12 месяцев 396 рублей). В некоторых кредитных
организациях потребителю необходимо
заплатить за получение ключей или специальных
устройств, обеспечивающих безопасность
онлайн-операций. К примеру, в Пробизнесбанке
подключение к ИБ бесплатно, но пользователю
нужно приобрести карточку переменных
кодов (пластик на 63 ключа стоит 315 рублей,
на 70 – 350 рублей). Выходит, одна операция
обойдется в 5 рублей. Обычно комиссии (около
1% от суммы операции) взимаются только
за межбанковские переводы по свободным
реквизитам, то есть в адрес получателей,
с которыми у банка не заключены соглашения.
Впрочем, некоторые участники рынка берут
плату и за «договорные» платежи. Так,
банк «Агроимпульс» за проведение каждой
операции списывает 3 рубля. Ситибанк взимает
такую же сумму за оплату мобильного телефона,
а комиссия МБРР за оплату коммунальных
услуг и электроэнергии составляет 1,5%.
Любопытно, что иногда фин. учреждения
вводят комиссии по отдельным операциям,
чтобы охладить пыл особенно находчивых
клиентов. Так, ВТБ24 со 2 января 2008 года
стал взимать 3% за пополнение счетов в
системе «Телебанк», если клиент переводит
средства с кредитной карты. Ранее владелец
кредитки со льготным периодом (ЛП) мог
без комиссий через ИБ разместить деньги
на краткосрочный депозит, заработать
проценты, а через 50 дней (по окончании
ЛП) погасить задолженность. Высокий интерес
к Интернет-банкингу со стороны клиентов
обусловлен, прежде всего, более привлекательными
условиями по сравнению с предлагаемыми
в традиционных банках. Поскольку затраты
на организацию банковского обслуживания
через Интернет считались несоизмеримо
малыми, западные онлайн-банки изначально
предложили своим будущим клиентам очень
высокие процентные ставки по депозитам.
Российские банки избрали принципиально
иной путь наращивания клиентской базы
– снижения тарифов по основным банковским
операциям. Учитывая все преимущества
взаимодействия с клиентом через Интернет,
некоторые банки предлагают усеченный
вариант Интернет-банкинга. Например,
только просмотр выписок по счету. Эта
бесплатная услуга предоставляется клиентам
через сайт банка. Если же клиент еще не
имеет доступа в Интернет, банк может за
сумму, существенно меньшую по сравнению
с тарифами обычных провайдеров, предоставить
клиенту возможность посещения сайта
банка, а также подключить к электронной
почте. Интернет-