Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.
Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 87.76 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Розничная торговля – одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения.

В розничной торговле, как ни в одной другой отрасли хозяйственной системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая высокая.

Современный рынок товаров детской одежды отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения товаров полностью заменена отношениями свободной купли-продажи.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя.

Одними из основных целей моей курсовой работы является определение состояния предприятий розничной торговли на современном этапе, изучение структуры и мер по регулированию отрасли, а также  перспективы развития розничной торговли Оренбургской области на ближайшее время.

Для реализации изучения данной цели был определен ряд задач:

  1. Изучить основные проблемы и тенденции развития розничной торговли;
  2. Показать специфику и рассмотреть основные формы организации розничной торговли;
  3. Ознакомиться с состоянием розничной торговли в России и Оренбургской области.
  4. Изучить структуру и процесс розничной торговли в Оренбургской области.
  5. Ознакомиться с основными показателями розничной торговли, определить их динамику.
  6. Сформулировать выводы по изученному материалу
  7. Сформулировать предложения для дальнейшего развития торговли в Оренбургской области.

Главным объектом исследования является розничная торговля (ее структура и государственное регулирование).

Предметом исследования являются характеристика состояния розничной торговли Оренбургской области на современном этапе , меры государственного регулирования отрасли, а также предположительные перспективы её развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии

    1. Понятие и сущность розничной торговли

В настоящее время особое место в организации торгового обслуживания населения занимает розничная торговля.

    В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1. ГОСТ Р 51303-99:

«Торговля: Вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей - продажей товаров и оказанием услуг покупателям».

«Розничная торговля: Торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

Розничная торговля - одна из наиболее значительных для общества отраслей хозяйства. В России насчитывается 1,4 млн. розничных торговцев, совокупный годовой объем продаж которых превышает 1 трлн. долларов. В сфере розничной торговли занято около 20 млн. человек. Стоит, однако, отметить, что за последние 10 лет в России численность работников торговли возросла на 30%, в то время как численность производственных рабочих сократилась на 21% см. [2, с.52]

Розничная торговля так прочно вошла в нашу жизнь, что мы ее уже не замечаем, принимаем как должное. Будучи покупателями, мы не задумываемся о том, какие непростые решения принимают руководители торговых предприятий, какие технологии используют, чтобы предложить нам с вами товары и услуги.

 Мы считаем, что руководителям  торговых предприятий стоит уделить  особое внимание вопросам, касающимся  разработки стратегии, размещения  магазинов, выбора товарного ассортимента  и предоставляемых услуг, а также  ценообразования, продвижения и  предоставления товаров в магазине, потому что в условиях сильной  конкуренции и постоянных быстрых  изменений в рыночной среде, принятие  этих решений может привести  к успеху магазина, превысить  уровень ожидаемых доходов.

Розничная торговля, предлагающая потребителям товары и услуги, предназначенные для личного пользования - последнее звено в каналах распределения, связывающих производителей и покупателей. Место розничной торговли в каналах распределения продукции демонстрируется на рисунке 1. Предприятия-производители изготавливают товары и продают их предприятиям, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те – конечным потребителям.

Производство à Оптовик à Розничная торговля à Потребитель

Рисунок 1- Канал распределения продукции

Как видно из рис.1. продукт проходит 4 этапа по мере продвижения от производителя до потребителя. Каждый этап характеризуется своим содержанием, особенностями функции и методов их достижения.

  1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг. Средний супермаркет предлагает около 15 тыс. наименований товаров от более 500 производителей. Предлагая столь широкий ассортимент, предприятия предоставляют своим покупателям возможность приобрести товары самых разных марок, фасонов, размеров, расцветок и цен в одном и том же месте.

  1. Дробление поступающих партий товаров. Чтобы снизить затраты на перевозку, производители, как правило, отправляют розничным торговым предприятиям товары большими партиями в соответствующей упаковке и таре. А розничные торговые предприятия, в свою очередь предлагают товары в небольших количествах, соответствующих запросам отдельных потребителей. В этом и заключается функция дробления поступающих партий товаров.

  1. Хранение запасов. Поддерживая определенный объем запасов, розничные торговые предприятия создают дополнительное преимущество для потребителей, так как затраты последних на хранение сокращаются.

  1. Обеспечение сервиса. Розничные торговые предприятия предоставляют покупателям услуги, облегчающие процесс покупки и использования товаров, демонстрируют имеющиеся у них товары так, что потребители имеют возможность рассмотреть их, подержать в руках, а зачастую и попробовать в деле еще до того, как они совершают покупку. [3,с. 392]

Все эти действия составляют от 20 до 50% стоимости продаваемых в розницу товаров. По нашему мнению столь высокий показатель еще раз подчеркивает необходимость эффективной розничной торговли, важности ее роли в современном обществе.

Следует обратить особое внимание на то, что основу розничной торговли составляют покупатели и фирмы-конкуренты, а также среда, в которой она существует. Если розничное торговое предприятие стремится к успеху, оно должно знать, чего желают его покупатели, и предоставлять товары и услуги, удовлетворяющие их потребности, а так же противостоять конкурентам. Мы считаем все это возможно только в том случае, если предприятие розничной торговли постоянно отслеживает возникновение новых потребностей потребителей, появление новых конкурентов и новых технологий.

Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах;

  • доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;

  • поддержание баланса между предложением и спросом;

  • воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;

  • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[11]

Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.[2]

Классификация услуг розничная торговли и общие требования к ним установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

Услуги розничной торговли включают:

  1. реализацию товаров;

  1. оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;

  1. информационно-консультационные услуги;

  1. создание удобств покупателям. [18]

Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов:

  • формирование ассортимента;

  • приемка товаров;

  • обеспечение хранения;

  • предпродажная подготовка;

  • выкладка товаров;

  • предложение товаров покупателю;

  • расчет с покупателем;

  • отпуск товара. [18]

К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят:

  • прием и исполнение заказов на товары;

  • организацию доставки товаров;

  • упаковывание купленных в магазине товаров;

  • комплектование и улучшение упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;

  • оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитентов;

  • оценку ювелирных изделий на дому;

  • оценку антиквариата на дому;

  • прием стеклопосуды;

  • реализацию товаров в кредит;

  • организацию работ по послепродажному обслуживанию;

  • организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;

  • предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;

  • предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов.

Информационно-консультационные услуги включают:

  • предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео средствами;

  • консультации специалистов по товарам;

  • проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).

В состав услуг по созданию удобств покупателю входят:

    • организация и создание мест отдыха;

    • предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);

    • гарантированное хранение купленных товаров;

    • прием и хранение вещей покупателей;

    • организация питания покупателей;

    • реализация продуктов питания с потреблением на месте;

Информация о работе Теоретические основы организации розничной торговли на предприятии