Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 18:51, контрольная работа
курсовая по экономике предприятия со ссылками
1 Экономическая сущность товарных запасов, их классификация и показатели измерения 3
2 Факторы, влияющие на формирование прибыли и рентабельности 10
Список используемых источников 16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Кафедра коммерции, логистики и экономики торговли
Контрольная работа
по дисциплине: «Экономика предприятия»
Вариант №2
Исполнитель: студентка IV курса заочного факультета
специальности «Экономика и управление в торговле»
Екатеринбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1 Экономическая
сущность товарных запасов, их
классификация и показатели измерения
2 Факторы,
влияющие на формирование прибыли
и рентабельности
Список используемых
источников
1 Экономическая
сущность товарных запасов, их
классификация и показатели
Товарные запасы - согласно ГОСТ Р 51303-99 - количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату.
Товарные запасы выполняют определенные функции:
■ обеспечивают непрерывность индивидуального воспроизводства торгового предприятия, в процессе которого происходят их систематическое формирование и расходование;
■ удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;
■ характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения.1
Цель управления товарными запасами – это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах.
Необходимость товарных запасов обусловлена:
• непрерывностью процесса обращения товаров (при этом товарные запасы должны быть постоянно на складах, в торговых залах, в пути);
• сезонностью производства и потребления отдельных товаров;
• несоответствием
• территориальными особенностями в размещении производственных и торговых предприятий (отдаленность мест производства от мест потребления);
• необходимостью образования страховых (гарантийных) запасов, запасов досрочного завоза.2
Процесс
реализации товаров требует постоянного
наличия на предприятиях торговли товарных
запасов. Формирование необходимых
размеров товарных запасов позволяет
торговому предприятию
Основным
назначением товарных запасов в
розничной торговле является обеспечение
устойчивого предложения
Таким образом,
существование товарных запасов
как категории товарного
- местонахождение (в оптовой или розничной торговле; в промышленности; в пути);
- сроки (на начало и конец периода);
- единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении и относительные — в днях товарооборота);
- назначение (текущее хранение — для обеспечения повседневных нужд торговли; сезонное назначение — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения; досрочный завоз — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров; целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий).3
Классификация товарных запасов схематично представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1- Классификация товарных запасов
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях.
Абсолютные показатели являются стоимостными (денежными) и натуральными единицами, применяются при проведении инвентаризаций в торговых организациях. Основной минус абсолютных показателей – невозможность с их помощью рассчитать уровень соответствия объема запаса товаров потребностям развития товарооборота. Поэтому относительные показатели, дающие возможность сравнивать объем товарного запаса с товарооборотом торговой фирмы, применяются более широко.
Первым относительным
Утз = ТЗ/Тдн или Утз = (ТЗ хД)/Т,
где У тз – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – сумма товарного запаса на определенную дату (руб.);
Тдн— однодневный товарооборот за рассматриваемый период (руб.);
Т – величина товарооборота за рассматриваемый период (руб.);
Д – количество дней в рассматриваемом периоде.
Уровень товарных запасов определяет обеспеченность торговой организации запасами на конкретную дату и отражает, на какое число дней торговли (при имеющемся товарообороте) достаточно этого запаса.
Вторым основным показателем, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, являясь одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия, дает возможность оценить и количественно измерить параметры, свойственные товарным запасам: время и скорость их обращения.
Время товарного обращения, или товарооборачиваемость в днях товарооборота, можно выразить через формулы:
В= Зср/Тдн ; В= Зср/(Т/Д) ; В= (Зср*Д)/Т
где В— товарооборачиваемость в днях товарооборота;
Зср – средний товарный запас текущего хранения
Средний товарный запас за рассматриваемый период исчисляется по формуле средней хронологической моментного ряда:
Зср = ((ТЗ 1 / 2) + ТЗ 2 + ТЗ 3 +…+(ТЗ n / 2)) / (n-1),
где Зср – средний товарный запас за конкретный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2…, ТЗn — величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
n – количество дат, за которые берется величина запасов. Товарооборачиваемость представляет собой время обращения среднего товарного запаса за конкретный период. Этот процесс характеризуется такими показателями, как скорость товарного обращения (товарооборачиваемость в днях) и время одного оборота.
Товарооборачиваемость в днях товарооборота отражает время, в процессе которого товарные запасы располагаются в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.
Скорость товарного обращения, или товарооборачиваемость в числе оборотов, исчисляется по следующим формулам:
С = ТЗ/ Зср ; или С = Д /В
где С — скорость обращения товаров, раз;
Товарооборачиваемость в числе оборотов отражает количество оборотов среднего товарного запаса за рассматриваемый период времени.
Между временем и скоростью обращения
товара имеется постоянная обратно
пропорциональная зависимость. Сокращение
времени и возрастание скорости
товарного обращения дают возможность
выполнить больший объем
Товарооборачиваемость, рассчитанная по данной формуле, отражает, за сколько дней реализован средний товарный запас. Обычно оборачиваемость товаров сложного ассортимента немного меньше, чем оборачиваемость товаров простого ассортимента. Время одного оборота показывает число дней, в течение которых товар находился в виде запаса со времени его поступления в область товарного обращения и до начала продажи.
Предприятие должно стремиться к повышению товарооборачиваемости, так как вследствие ускорения:
1) растет размер товарооборота и спрос потребителя удовлетворяется в большей степени;
2) снижаются издержки обращения (затраты на хранение, потери, проценты за кредит) и вырастает прибыль;
3) улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в продукцию, которыми можно быстрее рассчитаться с поставщиками, банком, бюджетом;
4) возрастает объем производства продукции.
В рознице традиционно используются 3 метода анализа и учета товарных запасов:
1) инвентаризация, т. е. общий подсчет всех товаров, которые при надобности могут перевешиваться и перемериваться. Полученные сведения в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и суммируются по товарным группам. Минусами такого метода могут быть большая трудоемкость и невыгодность для фирмы, поскольку во время проведения инвентаризации организация обычно не работает;
2) оперативный учет или снятие остатков, т. е. сличение материально ответственными лицами фактического наличия продукции с информацией товарного счета. Причем считают не продукцию, а товарные места (коробки, ящики, и др.). Далее с учетом соответствующих норм осуществляется пересчет, определяется число изделий, которое далее оценивается по действующим ценам. Минус такого метода – наименьшая точность, чем при инвентаризации;
3) балансовый метод, основанный на применении балансового расчета товарных запасов. Балансовый метод не так сложен, как рассмотренные выше, и дает возможность обеспечить оперативный учет и проанализировать товарные запасы в соответствии с другими показателями. Минусом этого метода является отсутствие возможности убрать из расчета разного рода неопределенные потери, что способствует кое-каким искажениям суммы запасов. Для устранения этого недочета сведения балансового учета регулярно должны сопоставляться с информацией об инвентаризации и снятии остатков.
2 Факторы,
влияющие на формирование
Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Различают полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой); чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает вмененные издержки. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности. Кроме того, возможны издержки, не отраженные в балансе.4
Величина
балансовой и чистой прибыли является
мерилом финансово-
Рентабельность — это
Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. Для выявления финансового результата от продажи товара необходимо сопоставить валовой доход с расходами на продажу. Когда валовой доход превышает расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на продажу продукции. При расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
Таким образом, прибыль как
экономическая категория
В условиях
рынка прибыль субъектов
Во-первых, прибыль характеризует (оценивает) экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с торговой деятельностью. Торговая прибыль как категория товарного хозяйства показывает финансовый результат предпринимательской деятельности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность хозяйствования: объем проданных товаров, их ассортиментную структуру, уровень валового дохода, величину торговых расходов, использование основных и оборотных средств, производительность труда, организацию торговых процессов, культуру обслуживания населения, финансовое состояние и др.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому каждое торговое предприятие заинтересовано в получении большей прибыли, так как это является основой для расширения хозяйственной и рыночной деятельности, научного и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. Для получения прибыли предприятие в соответствии с требованиями рынка само заинтересовано повышать качество товаров и услуг, снижать издержки, наращивать производительность труда, совершенствовать материально-техническую базу предприятия и приемы работы.
Информация о работе Товарные запасы. Прибыль и рентабельность