Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:56, курсовая работа
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – регулирование цен государственными органами. Затратное ценообразование формируется за счет составления цены из издержек производства и обращения.
-Введение……………………………………………………………………….3
-Факторы, влияющие на уровень цен, и их характеристика…………………………………………………………………5
-Информация необходимая для принятия решения по ценам……………………………………………………………………………10
-Заключение……………………………………………………………………19
-Список использованной литературы………………………
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский
Институт экономики, управления и права.
Курсовая работа по дисциплине:
«Экономика предприятия»
На тему: «Факторы, влияющие на уровень цен»
Выполнила: студентка группы МР630/1 Гончугова О.А.
Проверила: доцент Трофимова Т.Е.
Нижний Новгород
2013 г.
Оглавление.
-Введение………………………………………………………
-Факторы, влияющие на
уровень цен, и их
-Информация необходимая
для принятия решения по ценам…………………………………………………………………
-Заключение…………………………………………………
-Список использованной
литературы……………………………………………………
-Приложение…………………………………………………
Введение.
«Цены и ценообразование» является одной из основных дисциплин при подготовке экономистов всех специальностей. Этот предмет высшего образования, как и все другие дисциплины в переходный период к рыночной экономике, наиболее актуален при участии в регулировании воспроизводственного процесса всестоимостных экономических категорий, и в том числе и цены.
Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия.
Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить.
Ценообразование – процесс
формирования цен на товары и услуги.
Для системы ценообразования
характерны рыночное ценообразование,
функционирующее на базе взаимодействия
спроса и предложения, и централизованное
государственное
Проблема образования
цены товара и услуг стоит перед
всеми фирмами, предприятиями и
организациями. В условиях рынка
ценообразования представляет процесс,
подверженный воздействию многих факторов.
Выбор направления в
Единые цены получили распространение
в конце 19 века при возникновении
крупных предприятий розничной
торговли с большим разнообразием
товаров. Основным фактором выбора покупателя
в основном была цена. Это применительно
к товарам широкого потребления.
На покупательском выборе отражаются
ценовые факторы –
При установлении окончательной
цены учитывается степень
Проблема ценообразования
занимает особое место в системе
рыночных отношений. Проведенная в
России либерализация цен на товары
и услуги привела к сокращению
воздействия государства на процесс
регулирования цен и
Факторы, влияющие на уровень цен, и их характеристика.
При выборе ценовой стратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени это факторы, не контролируемые фирмой. Одни способствуют снижение цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. Другие вызывают рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цен рабочей силы, низкая эффективность использования капитала.
В большей степени на уровень и динамику цен влияет финансово-кредитная сфера, при этом непосредственное воздействие на цены изменение покупательской способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе количество денег- сумма цен начинает изменяться. Так, девальвация или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.
Потребители товаров
оказывают значительное
Покупатели, проявляющие большой интерес при выборе товаров к их ценам, качеству и ассортименту; на эту группу покупателей большое влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и преимущества товара;
Покупатели, чутко реагирующие на образ товара; основное внимание они уделяют обслуживанию и отношению к себе продавца;
Покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и готовы ради них заплатить высокую цену за товар;
Покупатели, для которых важна не столько цена, сколько комфорт и удобства, представляемые товаром.
При рыночном ценообразовании
цены на товары определяются их собственниками.
Государство может регулировать
цены только на очень ограниченный
круг товаров. На все остальные товары
оно определяет только общие подходы
и принципы ценообразования. Государственные
органы не имеют права устанавливать
конкретные цены на товары, изготовляемые
их собственниками. При рынке фирмы
продают свою продукцию, работы, услуги,
по ценам и тарифам, установленным
по их усмотрению или на договорной
основе, и только в частных случаях,
предусмотренных
Свобода предприятий в ценообразовании ограничивается государством. Выделим три уровня подобной деятельности:
Установление государством фиксированных цен:
-в виде государственных прейскурантных цен;
-«замораживании» рыночных свободных цен;
-фиксирования монопольных цен.
Регулирование государством
цен посредством установления условий
ценообразования для
-фиксирования предельного уровня цен;
-выделения максимума
надбавок или коэффициентов к
фиксированным прейскурантным
-внедрения предельного значения элементов розничной цены;
-установления максимального
уровня разового повышения цен;
-государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.
Государственное регулирование цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли.
Независимо от того, насколько обоснованы эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».
Во избежание подозрения
в подобных нарушениях закона предприниматели
должны: консультироваться о ценах,
скидках, условиях реализации и кредита;
подвергать обсуждению цены, надбавки
и издержки каких-либо фирм на профессиональных
отраслевых собраниях; договариваться
с конкурентами о временном сокращении
производства с целью поддержания
высоких цен. Исключение составляет
договоренность о ценах, достигнутая
под наблюдением
Нарушением, преследуемым законом,
является также «вертикальное
Государство запрещает и
ценовую дискриминацию, если она
наносит ущерб конкуренции. Так,
производители и оптовые
Государство также принимает
меры по защите мелких магазинов от
нечестной ценовой конкуренции
со стороны более крупных. Запрещено
продавать продукцию по ценам
ниже ее себестоимости с целью
привлечения покупателей и
В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные товары. Это дает возможность государству с помощью цен определять и реализовывать приоритеты экономического развития.
На решение по ценам
влияют и участники каналов
товародвижения от
Оптовая и розничная торговля добивается большей доли участия в ценообразовании, демонстрируя производителю свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной и современной формой продажи. Она отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товары конкурирующих фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля совершает действия, направленные против марки товара: придерживает продукцию, устанавливая на нее более высокую цену, в то время как товары других марок продает по более низким ценам.
Чтобы достичь согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и розничной торговле в получении продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для стимулирования закупок оптовой и розничной торговлей.
Важный элемент, влияющий на уровень цен, - конкуренция. В зависимости от того, кто контролирует цены, различают три вида конкурентных сред.
Среда, где цены контролируются рынком, отличаются высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно в этой среде фирме важно правильно установить цены. Завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а снижение цены не обеспечат условий для продуктивной деятельности. Однако утаить успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и трудная задача – увидеть перспективы выбранной стратегии цен, не допустить перерастания конкуренции ценовые войны.
Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая высокие прибыли: их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей, а выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.