Факторы, влияющие на уровень цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить.
Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги. Для системы ценообразования характерны рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование – регулирование цен государственными органами. Затратное ценообразование формируется за счет составления цены из издержек производства и обращения.

Содержание

-Введение……………………………………………………………………….3
-Факторы, влияющие на уровень цен, и их характеристика…………………………………………………………………5
-Информация необходимая для принятия решения по ценам……………………………………………………………………………10
-Заключение……………………………………………………………………19
-Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике предприятия (восстановлен).docx

— 60.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Нижегородский государственный  архитектурно-строительный университет»

 

Институт экономики, управления и права.

 

Курсовая работа по дисциплине:

«Экономика предприятия»

На тему: «Факторы, влияющие на уровень цен»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы МР630/1 Гончугова О.А.

Проверила: доцент Трофимова Т.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2013 г.

Оглавление.

 

-Введение……………………………………………………………………….3

-Факторы, влияющие на  уровень цен, и их характеристика…………………………………………………………………5

-Информация необходимая для принятия решения по ценам……………………………………………………………………………10

-Заключение……………………………………………………………………19

-Список использованной  литературы………………………………………………………………………20

-Приложение…………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

«Цены и ценообразование» является одной из основных дисциплин  при подготовке экономистов всех специальностей. Этот предмет высшего  образования, как и все другие дисциплины в переходный период к  рыночной экономике, наиболее актуален при участии в регулировании  воспроизводственного процесса всестоимостных экономических категорий, и в том числе и цены.

Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия.

Цена – это экономическая  категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить.

Ценообразование – процесс  формирования цен на товары и услуги. Для системы ценообразования  характерны рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование  – регулирование цен государственными органами. Затратное ценообразование  формируется за счет составления  цены из издержек производства и обращения.

Проблема образования  цены товара и услуг стоит перед  всеми фирмами, предприятиями и  организациями. В условиях рынка  ценообразования представляет процесс, подверженный воздействию многих факторов. Выбор направления в ценообразовании, подходов к определению цен на изделия, оказываемые услуги с целью  увеличения объемов реализации товарооборота, услуг и повышения производства, укрепление рыночных позиций предприятия  обеспечивается на основе маркетинговых  исследований. При этом одним из главных составляющих маркетинга являются цены и ценовая политика. Цены находятся  в тесной зависимости от других сторон деятельности фирмы. От уровня цен во многом зависят и коммерческие результаты деятельности фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики – устанавливать  такие цены на товары, чтобы варьировать  ими в зависимости от ситуации на рынке и его коньюктуры, чтобы овладеть максимальной долей, добиться прогнозируемой прибыли, успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики решаются все задачи взаимосвязи цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок и варьирование ценами, обеспечения оптимального соотношения цен и сравнимых цен конкурентов, формирование цен на новые товары и услуги. Все это концентрируется в единую интегрируемую систему. Установление единой цены для всех покупателей - дело новое. Обычно цены устанавливаются продавцами и покупателями в ходе торгов. Продавцы запрашивают цену выше той, которую они намеривались получить, а покупатели ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце торгов они сходились на взаимоприемлемой цене.

Единые цены получили распространение  в конце 19 века при возникновении  крупных предприятий розничной  торговли с большим разнообразием  товаров. Основным фактором выбора покупателя в основном была цена. Это применительно  к товарам широкого потребления. На покупательском выборе отражаются ценовые факторы – стимулирование сбыта продукции, организация его  распределения для различных  групп населения. На разных фирмах к  ценообразованию подходят по-разному. Руководитель мелкой фирмы единолично решает проблему цены товара или услуги. В крупных компаниях ценообразование  – удел управляющих среднего уровня. Получая установки, каким образом  регулировать цены, со стороны руководителей  цехов и отделений, а от высшего  руководства – формирование целей  ценовой политики, менеджеры рассчитывают цены в соответствии с коньюктурой рынка, высшее же руководство утверждает окончательные цены.

При установлении окончательной  цены учитывается степень государственного регулирования, уровень динамики спроса, характер конкурентов, потребности  оптовых и розничных продавцов, общеэкономические критерии, определяющие отклонение уровня цен от стоимости  товара и зависящие от производителя  товара.

Проблема ценообразования  занимает особое место в системе  рыночных отношений. Проведенная в  России либерализация цен на товары и услуги привела к сокращению воздействия государства на процесс  регулирования цен и колоссальному  росту цен. С помощью искусственно поднятых высоких цен производители  возмещают любые производственные затраты, и при этом они не заинтересованы в повышении качества товара. С 1992 года система ценообразования сведена  к применению свободных, рыночных цен, величина которых определяется спросом  и предложением на рынке товаров. Государственное регулирование  цен используется для узкого круга  товаров, производимых монопольными государственными предприятиями.

 

Факторы, влияющие на уровень цен, и их характеристика.

 

При выборе ценовой стратегии  фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могут оказать  влияние на цены. Таких факторов достаточно много, в большей степени  это факторы, не контролируемые фирмой. Одни способствуют снижение цен: рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. Другие вызывают рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в  обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение  качества товара, соответствие моде, рост цен рабочей силы, низкая эффективность  использования капитала.

В большей степени на уровень  и динамику цен влияет финансово-кредитная  сфера, при этом непосредственное воздействие  на цены изменение покупательской способности  денежной единицы России. В нормально  функционирующей экономике, когда  существует достаточный золотовалютный резерв, соотношение между суммой цен товаров и количеством  денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия  в системе количество денег- сумма цен начинает изменяться. Так, девальвация или упорные слухи о ней вызывают неуклонное повышение цен.

 Потребители товаров  оказывают значительное влияние  на принятие фирмой решения  по ценам. Отношения между ценами  и количеством сделанных покупок  по этим ценам можно объяснит  двумя причинами. Первая состоит  во взаимодействии законов спроса  и предложения и ценовой эластичности. Другая – в неодинаковой реакции покупателей различных сегмента рынка на цену. Принято различать четыре категории покупателей по их восприятию цен и ориентацию в покупках:

Покупатели, проявляющие  большой интерес при выборе товаров  к их ценам, качеству и ассортименту; на эту группу покупателей большое  влияние оказывает реклама, раскрывающая дополнительные полезные свойства и  преимущества товара;

Покупатели, чутко реагирующие  на образ товара; основное внимание они уделяют обслуживанию и отношению  к себе продавца;

Покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы  и готовы ради них заплатить высокую  цену за товар;

Покупатели, для которых  важна не столько цена, сколько  комфорт и удобства, представляемые товаром.

При рыночном ценообразовании  цены на товары определяются их собственниками. Государство может регулировать цены только на очень ограниченный круг товаров. На все остальные товары оно определяет только общие подходы  и принципы ценообразования. Государственные  органы не имеют права устанавливать  конкретные цены на товары, изготовляемые  их собственниками. При рынке фирмы  продают свою продукцию, работы, услуги, по ценам и тарифам, установленным  по их усмотрению или на договорной основе, и только в частных случаях, предусмотренных законодательными актами, - по государственным ценам. На продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке, а также на товары и услуги, формирующие цены в различных секторах экономики и уровень жизни населения (электроэнергия, газ, нефтепродукты, квартирная плата, тарифы на коммунальные), может распространяться государственное регулирование.

Свобода предприятий в  ценообразовании ограничивается государством. Выделим три уровня подобной деятельности:

Установление государством фиксированных цен:

-в виде государственных  прейскурантных цен; 

-«замораживании» рыночных  свободных цен; 

-фиксирования монопольных  цен. 

Регулирование государством цен посредством установления условий  ценообразования для предприятий. Такого рода ограничения осуществляются в формах:

-фиксирования предельного  уровня цен; 

-выделения максимума  надбавок или коэффициентов к  фиксированным прейскурантным ценам; 

-внедрения предельного  значения элементов розничной  цены;

-установления максимального  уровня разового повышения цен; 

-государственного контроля за монопольными ценами; установления цен для продукции государственных предприятий.

Государственное регулирование  цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем  ограничиваются попытки сговора  о ценах и установления фиксированных  цен производителями товара, представителями  оптовой и розничной торговли.

Независимо от того, насколько  обоснованы эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели  должны: консультироваться о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать обсуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания  высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая  под наблюдением уполномоченного  государством органа власти.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что  производители или оптовая торговля требует продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом различные цены.

Государство запрещает и  ценовую дискриминацию, если она  наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов  сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима  лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя  требуется доказательство того, что  в ценах строго учтены качественные различия.

Государство также принимает  меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции  со стороны более крупных. Запрещено  продавать продукцию по ценам  ниже ее себестоимости с целью  привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные  торговцы должны реализовать продукцию  по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.

В переходный к рынку период, в обстановке смешанной экономики  рыночное ценообразование призвано эластично сочетаться с механизмом государственного регулирования цен  на отдельные товары. Это дает возможность  государству с помощью цен  определять и реализовывать приоритеты экономического развития.

 На решение по ценам  влияют и участники каналов  товародвижения от производителя  до оптовой и розничной торговли. Все они стремятся увеличить  объем реализации и прибыли  и установить больший контроль за ценами. Фирма-производитель влияет на цену товара, используя систему монопольного товародвижения, сводя до минимума продажу товаров через магазины, торгующие по сниженным ценам. Производитель открывает собственные магазины и сам контролирует в них цены.

Оптовая и розничная торговля добивается большей доли участия  в ценообразовании, демонстрируя производителю  свою роль как покупателя товара, ассоциируя рост прибыли с наиболее удачной  и современной формой продажи. Она  отказывается от реализации невыгодной продукции, реализует товары конкурирующих  фирм, тем самым располагая покупателя к продавцу, а не к производителю. В некоторых случаях торговля совершает действия, направленные против марки товара: придерживает продукцию, устанавливая на нее более высокую  цену, в то время как товары других марок продает по более низким ценам.

Чтобы достичь согласия всех участников канала сбыта в решениях по ценам, производителю необходимо: обеспечить соответствующую долю прибыли  каждому участнику для покрытия его расходов и получения доходов; предоставить гарантии оптовой и  розничной торговле в получении  продукции по самым низким ценам; предложить особые согласия, включающие скидки с цены на определенный период или бесплатную партию товаров для  стимулирования закупок оптовой  и розничной торговлей.

Важный элемент, влияющий на уровень цен, - конкуренция. В зависимости  от того, кто контролирует цены, различают  три вида конкурентных сред.

Среда, где цены контролируются рынком, отличаются высокой степенью конкуренции, а также сходством  товаров и услуг. Именно в этой среде фирме важно правильно  установить цены. Завышенные цены оттолкнут  покупателей и привлекут их к  конкурирующим фирмам, а снижение цены не обеспечат условий для  продуктивной деятельности. Однако утаить успешную ценовую стратегию невозможно. В связи с этим перед руководством предприятия стоит большая и  трудная задача – увидеть перспективы  выбранной стратегии цен, не допустить  перерастания конкуренции ценовые  войны.

Среде, цены в которой  контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция и различия в товарах (услугах). В этих условиях фирмам относительно проще функционировать, получая  высокие прибыли: их продукция вне  конкуренции. И при высоких, и  при низких ценах на свою продукцию  фирмы находят покупателей, а  выбор цены зависит только от стратегии  и целевого рынка.

Информация о работе Факторы, влияющие на уровень цен