Финансовое оздоровление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин «антикризисное управление». Он вошел в научный и практический оборот, фигурирует в названиях книг и учебных пособий, но вместе с тем не получил четкой трактовки. С одной стороны, антикризисное управление характеризуется как обобщенное понятие, означающее новое направление управленческой науки, связанное с изучением приемов и методов, позволяющих предотвратить банкротство, с другой - оно трактуется как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……………………3

1. Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации……………..……5

2. Финансовое оздоровление предприятий………………………………………………..7

Модели восстановления платежеспособности……………………...………………7

План финансового оздоровления…………………………………………………………..……………..16

Заключение……………………………………………………………………..….…………24

Список литературы………………………………………………………………….……….26

Приложение………………………………………………………………………….……….27

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое оздоровление.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

Введение………………………………………………………………….……………………3 
 
1. Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации……………..……5 
 
2.  Финансовое оздоровление предприятий………………………………………………..7 
 
Модели восстановления платежеспособности……………………...………………7 
 
План финансового оздоровления…………………………………………………………..……………..16 
 
Заключение……………………………………………………………………..….…………24 
 
Список литературы………………………………………………………………….……….26 
 
Приложение………………………………………………………………………….……….27 
 
Введение. 
 
В результате резкого обострения проблем неплатежей, долгов, несостоятельности предприятий, хронической убыточности их производственно-торговой деятельности в условиях формирующегося рынка в первой половине 90-х гг. закрепился термин «антикризисное управление». Он вошел в научный и практический оборот, фигурирует в названиях книг и учебных пособий, но вместе с тем не получил четкой трактовки. С одной стороны, антикризисное управление характеризуется как обобщенное понятие, означающее новое направление управленческой науки, связанное с изучением приемов и методов, позволяющих предотвратить банкротство, с другой - оно трактуется как микроэкономический процесс, представляющий собой совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретному предприятию. Важно различать «антикризисное регулирование», относящееся к государственным мерам в масштабах всей экономики, и «антикризисное управление», вырабатывающее способы преодоления убыточности отдельного предприятия, т.е. самостоятельной хозяйственной единицы. 
 
В исследованиях по антикризисному управлению не выделяются отраслевые и региональные аспекты, проявляющиеся в специфике антикризисных мер применительно к различным предприятиям и разным регионам их расположения. 
 
В настоящее время проводимая в стране экономическая реформа предполагает коренное изменение сложившихся методов стратегического развития самих предприятий и государственного регулирования экономики. Цель экономической реформы заключается в создании новых отношений между предприятиями, а также внутри отдельных предприятий. Сферой государственного регулирования все больше становятся макроэкономические преобразования, а общей тенденцией является децентрализация управления и смещение основных рычагов регулирования на микроуровень с переходом к все большей экономической самостоятельности предприятий, прежде всего на базе развития на них отношений собственности. Каждое предприятие вынуждено в основном самостоятельно выбирать путь выхода из кризиса и вхождения в рынок. Условием стабильного эффективного функционирования становится такая форма поведения предприятия, при которой, «максимально проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе». 
 
Задача, которая возникла перед ЗАО, состоит лишь в том, чтобы занять свое место в деловом мире и выработать свой стиль поведения, позволяющий заложить основы долгосрочного предпринимательского успеха и надежного финансового состояния для устойчивого развития. В отличие от прошлого опыта сегодняшний переход не может быть регламентирован утвержденным «центром» планом мероприятий. Процесс реформирования охватывает абсолютно все аспекты деятельности предприятия организационно-управленческую структуру, правовую форму, хозяйственный механизм. 
 
1. Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации. 
 
Основная роль в системе антикризисного управления предприятием отводится широкому использованию внутренних механизмов финансовой стабилизации. Это связано с тем, что успешное применение этих механизмов позволяет не только снять финансовый стресс угрозы банкротства, но и в значительной мере избавить предприятие от зависимости использования заемного капитала, ускорить темпы его экономического развития. Финансовая стабилизация предприятия в условиях кризисной ситуации последовательно осуществляется по таким основным этапам. 
 
1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства. 
 
2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени. 
 
3. Обеспечение финансового равновесия в длительном периоде. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда предприятие обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде. 
 
Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический (Приложение табл.1). 
 
Используемые вышеперечисленные внутренние механизмы финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер. 
 
Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений. 
 
Тактический механизм финансовой стабилизации, используя отдельные защитные мероприятия, в преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия. 
 
Стратегический механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия. 
 
2 Финансовое оздоровление предприятий. 
 
2.1. Модели восстановления платежеспособности. 
 
В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики. 
 
В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами. 
 
Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма. 
 
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий. 
 
Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом. 
 
Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние. 
 
В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести: 
 
· неэффективное управление; 
 
· неразвитость маркетинговых, финансовых служб; 
 
· недостаточное планирование;

; неудачу проникновения  на ключевые рынки; 
 
· недостаточное обновление продукции; 
 
· ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов; 
 
· низкие стимулы для сохранения ценных кадров; 
 
· нехватку управленческих информационных систем; 
 
· отсутствие своевременной внутренней отчетности; 
 
· недостаточную капитализацию доходов; 
 
· избыточный долг. 
 
Среди внешних можно выделить следующие причины: 
 
· неразвитое законодательство; 
 
· нестабильная политическая ситуация; 
 
· отраслевые условия; 
 
· общие экономические условия; 
 
· проблемы с трудовыми ресурсами; 
 
· иностранная конкуренция; 
 
· изменение вкусов потребителей; 
 
· сокращающийся рынок; 
 
Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным. 
 
Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом. 
 
Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. 
 
С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы. 
 
Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества. 
 
Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации. 
 
Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника. 
 
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке: 
 
· основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц; 
 
· убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения; 
 
· недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи также списываются на издержки производства и обращения. 
 
Второй этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего обязан разослать уведомление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета, с предложением о предъявлении своих требований к должнику. 
 
Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования. 
 
Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения. 
 
Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. 
 
Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы. 
 
Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности. 
 
Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. 
 
Основными элементами финансово-экономического анализа являются: 
 
· анализ бухгалтерской отчетности; 
 
· горизонтальный анализ; 
 
· вертикальный анализ; 
 
· трендовый анализ; 
 
· расчет финансовых показателей; 
 
· экономический анализ. 
 
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в ней. 
 
В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия. 
 
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. 
 
Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются: 
 
· простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; 
 
· анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя. 
 
Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода. 
 
Трендовый анализ основан на расчете относительных показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. 
 
Расчет финансовых показателей основан на традиционных методах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые базируются на довольно большом количестве показателей, производных от структуры активов и пассивов баланса. 
 
При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие, как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов. 
 
Экономический анализ необходим для получения реальной картины о возможных перспективах развития предприятия. В ходе его проведения оцениваются нал

ичие и годность основных фондов для дальнейшего производства, наличие товарно-материальных запасов, энергетических ресурсов и трудовых кадров, развитость маркетинговых и финансовых служб, эффективность управления и т. п. 
 
Пятый этап. Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По окончании процедуры наблюдения арбитражный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. 
 
Разработка моделей восстановления платежеспособности предприятия-должника. Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным управляющим была выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, то вводится процедура внешнего управления. 
 
С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. На сумму этих требований начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены в ст. 395 ГК РФ. 
 
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» разъясняет, что в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами РФ подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования). 
 
Предусмотренные проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму денежных обязательств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами. 
 
При арбитражном управлении термин «восстановить платежеспособность предприятия» означает удовлетворение на данный момент требований кредиторов, обязательства перед которыми не были исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. 
 
В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий: 
 
· перепрофилирование производства; 
 
· закрытие нерентабельных производств; 
 
· ликвидация дебиторской задолженности; 
 
· проведение реструктуризации активов предприятия; 
 
· исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами); 
 
· продажа предприятия (бизнеса) должника; 
 
· иные способы восстановления платежеспособности должника. 
 
Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном управлении считается также заключение мирового соглашения. 
 
Рассмотрим подробнее некоторые модели восстановления платежеспособности промышленных предприятий при арбитражном управлении. 
 
Перепрофилирование производства. Процесс реструктуризации предприятия можно определить как обеспечение более эффективного использования производственных ресурсов. 
 
Реструктуризация производственной деятельности включает: 
 
· анализ структуры издержек производства; 
 
· выявление резервов снижения издержек производства; 
 
· диверсификацию производственной деятельности; 
 
· внедрение прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации производств; 
 
· вывод нерентабельных производств, исключение устаревших технологий, снятие с производства неконкурентоспособных изделий; 
 
· совершенствование организационной структуры. 
 
Управление дебиторской задолженностью. Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: 
 
· время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность; 
 
· дебиторов по разным признакам; 
 
· схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации; 
 
· схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов; 
 
· система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др. 
 
Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления предприятия. 
 
При реструктуризации дебиторской задолженности используются следующие схемы: продажа долгов (переуступка прав требования, факторинг), проведение взаимозачетов, взыскание в судебном порядке (через исполнительное производства, через процедуру банкротства). 
 
Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом. Собственник имущества должника -унитарного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. 
 
Исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами) допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований.  
 
Реструктуризация активов предприятия. Эта мера восстановления платежеспособности включает следующие элементы: 
 
· консервацию, продажу или сдачу в аренду производственных мощностей; 
 
· продажу объектов незавершенного строительства; 
 
· продажу излишнего оборудования, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, находящейся на складе. Эти невостребованные объекты необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их балансовой стоимости, так как при арбитражном управлении главная цель - поиск необходимых денежных средств; 
 
· передачу местным администрациям или продажа другим заинтересованным лицам объектов соцкультбыта; 
 
· списание (консервация) мобилизационных мощностей; 
 
· передачу местным администрациям, выделение в отдельное юридическое лицо или продажа другим заинтересованным' лицам объектов энергоснабжения. 
 
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника с помощью независимого эксперта-оценщика внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника, которая проводится, как правило, на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления. 
 
Разработка и внедрение различных моделей восстановления платежеспособности промышленных предприятий при арбитражном управлении являются творческой задачей арбитражного управляющего, решения которого должны основываться на изучении истории предприятия и перспектив его развития с использованием теоретических и практических знаний в области антикризисного управления. 
 
Распространенной ошибкой действующих арбитражных управляющих является то, что они строго следуют букве закона, т. е. только удовлетворяют требования кредиторов, но не искореняют истинные причины неплатежеспособности предприятия-должника. 
 
Если рассмотреть изложенную выше схему реструктуризации, то можно сказать, что арбитражные управляющие, как правило, останавливаются на оперативной реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при внешнем управлении играет стратегическая реструктуризация, так как без устранения действительных причин неплатежеспособности предприятия применение любого метода даст только краткосрочный результат - удовлетворение существующих требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно попадет в кризис. 
 
Поэтому при разработке моделей восстановления платежеспособности должника арбитражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности, учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели развития предприятия. 
 
2.2. План финансового оздоровления. 
 
Бизнес-план повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия. 
 
Цель разработки процедур повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.  
 
Задачи бизнес-плана: 
 
· сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия; 
 
·&n

bsp; определить конкретные направления деятельности предприятия; 
 
· спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов; 
 
· выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг, предлагаемых предприятием потребителям; 
 
· оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации; 
 
· разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики предприятия для прироста выручки за счет поиска новых рынков сбыта продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы конкурентных преимуществах продукции предприятия; 
 
· разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности; 
 
· провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства; 
 
· определить направления совершенствования системы организации и оплаты труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия. 
 
Предприятие ЗАО ЦементСнабСервис находится в сложном финансовом состоянии.  
 
Диагностика причин возникновения кризисной ситуации показала, что ее основной причиной является недостаток финансовых ресурсов на покрытие текущих затрат предприятия.  
 
Вместе с тем ЗАО ЦементСнабСервис выпускает конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом у покупателей. У предприятия существуют возможности расширения объема производства: загрузка его персонала и оборудования далеки от максимально возможной. Однако расширение производства сдерживается отсутствием оборотных средств.  
 
Анализ ситуации показал также, что ряд затрат предприятия может быть значительно сокращен.  
 
Кроме того, дополнительные преимущества могут быть получены за счет: 
 
· совершенствования маркетинговой политики  завода ЗАО ЦементСнабСервис; 
 
· более активной работы с предприятиями - потребителями продукции с целью взыскания просроченной кредиторской задолженности; 
 
· осуществления реструктуризации фискальной задолженности перед бюджетами различных уровней.  
 
Вместе с тем, было выявлено, что для финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению недостаточно собственных средств завода. Поэтому было принято решение обратиться в правительство г. Екатеринбурга с просьбой об оказании временной финансовой поддержки - предоставлении льготного банковского кредита.  
 
Екатеринбргский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве), принимающий решения о выделении подобных кредитов, потребовал от завода предоставить план финансового оздоровления (бизнес-план), обосновывающий ходатайство предприятия.  
 
Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия. В целях повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника. План финансового оздоровления включает следующие разделы: 
 
Общая характеристика предприятия.  
 
1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.  
 
2. Анализ финансового состояния предприятия.  
 
3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.  
 
4. Рынок и конкуренция.  
 
5. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.  
 
6. План производства.  
 
7. Финансовый план.  
 
Краткие сведения по плану финансового оздоровления.  
 
В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются: 
 
· срок реализации плана; 
 
· общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь; 
 
oListBullet style='margin-left:0cm;text-indent:35.45pt'>· финансовый результат реализации плана (погашения просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т. п.); 
 
· наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось предприятие, как оно развивалось. 
 
В случае налаживания совершенно нового для данного предприятия вида бизнеса акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр внимания в этом случае выдвигаются факторы, приведшие к необходимости появления нового вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых потребностей.  
 
Пример: В сжатом виде план финансового оздоровления  ЗАО ЦементСнабСервис содержит следующие сведения: 
 
1. Срок реализации плана: 2009-2011 гг.  
 
2. Сумма необходимых финансовых средств: государственная финансовая помощь привлекается в размере 45 млн. руб.  
 
3. Срок погашения государственной финансовой помощи: 4 квартал 2011 года.  
 
4. Результаты реализации бизнес-плана: 
 
Прибыль от реализации продукции всего, млн. руб. 148040 
 
Балансовая прибыль всего, млн. руб. 96430 
 
Остаточная прибыль всего, млн. руб. 62680 
 
Рентабельность продукции, % 10 
 
Дополнительный выпуск продукции 
 
в натуральном измерении, тыс. единиц 15 
 
в отпускных ценах, млн. руб. 191880 
 
Характеристика структуры баланса на дату реализации бизнес-плана: 
 
Коэффициент текущей ликвидности 2,19 
 
Коэффициент обеспеченности собств. об. ср-вами 0,54 
 
Бюджетная эффективность бизнес-плана. 
 
1. Доля налогов в выручке от реализации) 0,252 
 
2. Доля взносов в фонды в выручке) 0,062 
 
3. Сумма налогов, млн. руб. 48320 
 
4. Отчисления во внебюдж. Фонды, млн. руб. 11810 
 
5. Плата за привлечение фин. Поддержки, млн. руб. 7880 
 
Всего выплаты бюджету и фондам, млн. руб. 68010 
 
Анализ финансового состояния предприятия. 
 
В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием; приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся: 
 
· коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.); 
 
· коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств); 
 
· коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.); 
 
· коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).  
 
Расчет производится для четырех лет, предшествующих планируемому периоду. Показатели предприятия сопоставляются со среднеотраслевыми.  
 
Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа финансового состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.  
 
Исходной информацией являлись бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах (о прибылях и убытках). 
 
Пример: Фрагмент анализа финансового состояния ЗАО ЦементСнабСервис. 
 
Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп: 
 
· объем производства и реализации продукции (объем валовой, товарной, реализованной продукции); 
 
· эффективность затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача, скорость оборачиваемости); 
 
· ликвидность баланса (коэффициенты ликвидности, покрытия).  
 
Проведенные расчеты свидетельствуют о плавном улучшении показателей ликвидности - коэффициентов ликвидности и устойчивости. После падения в 2007 г. коэффициент текущей ликви

дности вырос с 1,63 до 1,78.  
 
Позитивной является также динамика абсолютной ликвидности и отношения текущей задолженности к запасам. Значение коэффициента абсолютной ликвидности соответствует среднему рекомендуемому уровню.  
 
Следует отметить некоторые ухудшения показателей эффективности производства - коэффициентов деловой активности и прибыльности. Происходит замедление оборачиваемости оборотных средств в целом, их отдельных составляющих, всего капитала предприятия.  
 
Причинами этой тенденции являются: 
 
· стабилизация макроэкономической ситуации в стране и, как следствие, общее падение уровня рентабельности; 
 
· регулярные переоценки основных фондов, обусловившие более высокие темпы роста активов и капитала по отношению к уровню прибыли; 
 
· маркетинговая политика предприятия, не обеспечившая более высоких темпов роста объема реализации и прибыли по отношению к активам и капиталу.  
 
В целом индикаторы финансового состояния предприятия являются удовлетворительными.  
 
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности. 
 
В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить: 
 
· инвентаризацию имущества; 
 
· сокращение дебиторской задолженности; 
 
· снижение издержек производства; 
 
· продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий; 
 
· продажу незавершенного строительства; 
 
· оптимизацию количества персонала; 
 
· продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий; 
 
· конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки; 
 
· внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства; 
 
· совершенствование организации труда; 
 
· проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.  
 
В настоящее время общая сумма дебиторской задолженности предприятия завода составляет около 25 млн. руб. Особенностью этого вида активов является большое число должников предприятия и относительно невысокий уровень задолженности каждого из них.  
 
В 2006 - 2008 гг. остаток дебиторской задолженности на конец года имеет слабую тенденцию к понижению. Однако, на дату расчета бизнес-плана он составляет около 25 млрд. руб. Сокращение задолженности позволит увеличить денежную составляющую оборотных средств, ускорит их оборачиваемость. В бизнес-план включается задание по сокращению среднего остатка дебиторской задолженности в целом за 2008 -2009 гг. на 4 млн. руб. (на 2% в квартал). Для реализации этого мероприятия предполагается: 
 
· увеличить в составе продукции долю номенклатурных позиций, имеющих повышенный покупательский спрос; 
 
· увеличить долю предоплаты; 
 
· активизировать работу юридической службы по взысканию просроченной части задолженности.  
 
В 2008 г. на предприятии создана маркетинговая служба. Ее задача - разработка оптимальной сбытовой политики. Этапом реализации этой задачи является исследование рынка сбыта продукции с целью определения наиболее эффективных путей продвижения продукции предприятия. Это позволит более жестко привязать производство к требованиям рынка, повысить объемы реализации, сократить товарные запасы, повысить оборачиваемость оборотных средств.  
 
Наиболее эффективным направлением финансового оздоровления является увеличение объемов выпуска изделий, пользующихся хорошим спросом. В рамках плана финансового оздоровления предлагается увеличить годовой выпуск конкурентоспособной продукции на 5 - 10 тыс. ед. (в среднем 7,5 тыс. ед.). Для пополнения оборотных средств, необходимых для выпуска этой продукции, потребуется до конца 2009 г. 45 млн. рублей.  
 
Дополнительные разделы бизнес-плана, обусловленные проблемой неплатежей: 
 
1. Обеспечение достаточности денежных средств.  
 
2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия. 3. Реструктуризация кредиторской задолженности.  
 
Обеспечение достаточности денежных средств.  
 
Обеспечение достаточности денежных средств осуществляется путем планирования поступления денежных средств на предприятие. необходимых для финансирования текущих затрат и связанных с производством и реализацией продукции. Причиной возникновения кризисного состояния является расхождение между текущими расходами и реальными поступлениями денежных средств, начисленных за этот период. Приток денежных средств должен обеспечить покрытие текущих обязательств.  
 
Анализ состояния денежных средств и наиболее срочных обязательств позволит определить направления по восстановлению платежеспособности предприятия.  
 
Процедуры экономии текущих затрат предприятия. Анализ роста задолженности, связанный с недостаточностью денежных средств для покрытия текущих обязательств требует разработки процедур экономии текущих затрат предприятия с целью получения свободных денежных средств для погашения кредиторской задолженности, а значит - и улучшения коэффициента текущей ликвидности. Разработанные процедуры экономии текущих затрат позволят погасить задолженности по: 
 
· налогам; 
 
· коммунальным платежам; 
 
· заработной плате персонала.  
 
Финансовое оздоровления предприятия позволит решить проблемы напрямую связанные с осуществлением антикризисного менеджмента предприятия. 
 
Заключение. 
 
Формированию антикризисной программы должен предшествовать обстоятельный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его активов и пассивов, дебиторской и кредиторской задолженности, обеспеченности собственными средствами, существующих и возможных заказов, спроса и цен на продукцию и услуги. Это позволяет выявить причины кризисного состояния, наметить способы его преодоления. 
 
Наряду с традиционными мерами «улучшения и совершенствования» системы управления, потребуются глубинные преобразования, базирующиеся на переосмыслении роли, места и миссии предприятия в этом быстроменяющемся мире. 
 
Наиболее важные способы улучшения финансового состояния предприятий - увеличение выпуска конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции, снижение ее себестоимости и увеличение выручки на рубль продаж. А рост реализации продукции связан с расширением платежеспособного спроса на качественную отечественную продукцию в результате увеличения заработной платы, пенсий, стипендий; ограничения и регулирования импорта в интересах российской экономики, стимулирования капитальных вложений на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию предприятий, инноваций; совершенствования структуры экспорта-снижения в нем доли сырья и повышения доли продукции обрабатывающих производств и отраслей; увеличения государственных заказов на федеральном, региональном и межрегиональном уровнях и масштабов общественных работ. 
 
Существуют следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий: 
 
· перепрофилирование производства; 
 
· закрытие нерентабельных производств; 
 
· ликвидация дебиторской задолженности; 
 
· проведение реструктуризации активов предприятия; 
 
· исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами); 
 
· продажа предприятия (бизнеса) должника; 
 
· иные способы восстановления платежеспособности должника. 
 
Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном управлении считается также заключение мирового соглашения. 
 
Антикризисное управление в первую очередь должно быть связано с регулированием потоков денежных средств и затрат,

Информация о работе Финансовое оздоровление